СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогическом совете: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения по музыке"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки - урок искусства. Программа "Музыка" очень актуальна и интересна, своевременна и многогранна, отвечает всем требованиям современной школы - школы будущего.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения по музыке"»

ОБОШИ Суджанская школа-интернат






Тема выступления

на педагогическом совете:










учитель музыки Рудакова Е.Н.
3 марта 2015г.















«…Вряд ли кто-нибудь может спорить, нужна ли в жизни музыка,

до такой степени музыка есть искусство популярное,

до такой степени музыка слилась с жизнью.

По существу говоря, она несравненно глубже проникает

во все поры жизни, чем нам кажется….»

Д.Б. Кабалевский


Сегодня, когда музыка стала неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества, каждый профессиональный музыкант должен особенно хорошо почувствовать и понять свое предназначение. Уберите музыку из концертных залов и дискотек, из церковных храмов и телепередач – общество лишится своей души, станет безжизненным производителем и потребителем материальных благ и знаний. В умирающем обществ, прежде всего, умирает искусство.

Урок музыки – урок искусства. Где музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам /иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т.д./. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме представляет собой как бы произведение искусства.

На уроках стараюсь, чтобы звучала музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыки.

Разрабатывая уроки музыки, помню, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты.

Готовясь к урокам, ориентируюсь и на саму себя. Лучше, если замысел урока будет интересен самой. И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.

В процессе подготовки урока учитываю: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление произведения в сознании учащихся, характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению, поиск музыкального материала.

Творя замысел урока, представляю себе основы его драматургии, формирую особое учительское чувство - чувство времени. В зависимости от ритма урока подбираю темп и ритм своей речи.

Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, подбираю дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включаю произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся:

- привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;

- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

- использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.);

- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа);

- применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.

В своей работе для повышения качества знаний я использую - информационно-компьютерные технологии: мультимедиа. Например, видеоряд позволяет воплотить в новой форме – презентации – дополнительные впечатления, которое несет в себе музыкальное произведение. Таким образом, создается соединение музыки и изображения.

Накопив небольшое количество презентаций по программам во всех классах, стараюсь уроки сопровождать хоть небольшой презентацией. Применение мульмедиа позволяет мне существенно снизить затрату времени на раскрытие нового материала, дает возможность получить хорошие результаты в учебное время, развить интерес к предмету.

По итогам урока дети выполняют проверочные работы в форме простых и сложных кроссвордов, синквейнов. А в конце четверти, года применяю тестирование, викторину «Угадай мелодию» не только в индивидуальной деятельности, но и в коллективной. Такая форма работы создает теплую и непринужденную атмосферу. С удовольствием дети выполняют творческие задания – готовят доклады, сообщения по теме урока.

Так же в своей работе использую интерактивные формы и методы обучения, которые повышают мотивацию учеников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности школьников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свою позицию, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать.

Для создания ситуации успеха на уроках придерживаюсь следующих правил:

 все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

 ученики должны знать, что учитель верит в них;

 учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. Например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;

 важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.

В сфере исполнительской деятельности обучающихся я использую хоровое и ансамблевое пение, как под аккомпанемент баяна, так и минусовые записи, игру на музыкальных инструментах (ксилофоне, шумовых русских народных инструментах). Это позволяет ребенку ощутить себя артистом или композитором.

Младшие школьники очень любят игровую деятельность. Сюда входит заочное путешествие в музыкальный или оперный театр, народные хороводные игры, «симфонический оркестр», «дирижеры», «танцоры». А обязательные музыкально-ритмические движения (физкультминутки) на уроке создают атмосферу радости обучения.

Каждый ребенок – личность. Индивидуальный подход к ребенку дает возможность раскрыть внутреннюю сущность ученика, а это очень важно для эмоционального восприятия. Каждый ребенок талантлив! Моя задача – помочь найти в нем скрытые возможности.

Работа по музыке ведется в начальной школе 1-4 классы по программе под редакцией Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной и в средней школе 5-7 классы под редакцией В.В.Алеев, Т.И. Науменко, в которых выдвигается главная цель: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Акцент в программах поставлен не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку. Главным являются не столько получение знаний о музыке, сколько погружение в саму музыку, формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Большим плюсом программы является наличие полного учебно-методического комплекта: Учебник и Рабочую тетрадь (дневник музыкальных размышлений), Хрестоматию и Фонохрестоматию.

Авторы программы позаботились и об учителе и о ребенке. Для каждого класса есть учебник, богатый иллюстрациями; портретами выдающихся людей-композиторов, балерин, певцов, дирижеров; репродукциями памятников архитектуры и скульптуры, сцен из опер и балетов - все собрано в одном учебнике, и каждый ребенок может рассмотреть все, что его заинтересует и на уроке, и у себя дома.

Каждый разворот учебника – это тема одного урока, где ребенок может найти ключевые слова, понятия, термины, а так же творческие задания и вопросы по теме урока.

Рабочие тетради используем на уроках музыки, так и в домашней самостоятельной работе: это сведения из области музыкальной грамоты, которые помогают учащимся осваивать музыкальную речь, активизировать свои музыкально – слуховые представления в опоре на нотную графику, выполнять творческие задания. Учащимся очень нравится задания (нарисуй, подбери коллекцию, разыграй песни). В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие мышление, память, внимание и в том числе музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Программа «Музыка» очень актуальна и интересна, современна и многогранна, отвечает всем требованиям современной школы – школы будущего.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!