МКОУ «Березовчанская основная общеобразовательная школа»
Доклад
на педсовет:
«Формы и методы организации профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения»
Подготовила: Антипова Светлана
Александровна, учитель русского
языка и литературы
Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, что выражается в следующих характеристиках: способность самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессии и путей ее получения. Решить данную задачу призвана система мероприятий (профориентационная работа, предпрофильное и профильное обучение), которые помогают выпускникам сделать профессиональный выбор, т.е. самоопределиться.
Профессиональная ориентация – это система мероприятий по оказанию помощи в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию. Профориентационная работа проводится по нескольким направлениям: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Профориентационная работа является базовой основой для предпрофильного и профильного обучения, т.к. оно не возможно без учета индивидуальных интересов, способностей, склонностей и предпочтений учащихся. Именно в рамках профориентационной работы и происходит изучение индивидуальных особенностей учащихся.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержания профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к игровой, трудовой, учебно-познавательной и исследовательской деятельности.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Формы и методы профориентационной работы с учащимися
Основными компонентами профориентационной работы с учащимися являются следующие:
- Образовательный, реализуемый в обучении и воспитании учащихся. Профинформацию старшеклассники получают на предметах общеобразовательного цикла, внеклассных и внешкольных занятиях, мероприятиях, где учащиеся знакомятся с различными видами труда, с достижениями науки и их внедрением в производство, с сырьем и технологией его переработки, а также с отраслями народного хозяйства. В процессе получения этой информации на основе общих знаний формируются и развиваются интересы и мотивы выбора профессии учащимися. Основными формами и методами, способствующими реализации задач профессионального просвещения, являются: рассказ, беседа, классный час, лекция, тренинги, познавательные, деловые игры, экскурсия. Эффективно организованными формами профессиональной информации являются предметные, технические, художественные и другие кружки и факультативные занятия, а также элективные предметные курсы. В этом учебном году у нас ведутся элективные курсы по химии «Решение расчетных задач» и математике «___________________», а также спецкурс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования». Это курс профильной ориентации для обучающихся 9 класса ( 1 час в неделю), дающий школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических).Знание их обеспечивает обучающимися принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования. Данные формы работы оказывают большое влияние на развитие профессиональных интересов и способностей учащихся.
- Психологический, направленный на тестирование, анкетирование и психодиагностику индивидуальных особенностей личности для выявления и развития профессионально значимых качеств . Реализация данного компонента предполагает также психологическое консультирование учащихся и их родителей.
- Посреднический, предполагающий организацию совместной деятельности учащихся, учителей, родителей с целью соотнесения профессиональных планов учащихся с их родителями, информирование учащихся и родителей по вопросам, связанным с выбором будущей профессии. Реализуется данный компонент через организацию и проведение педагогических советов, родительских собраний, анкетирование родителей учащихся, привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами.
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника, в том числе и в учебной деятельности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы в школе относятся:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения;
- потребность в обоснованном выборе профессии;
- уверенность школьника в социальной значимости труда;
- степень самопознания школьника;
- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Предпрофильная подготовка ( 9 класс) – необходимый и обязательный этап в системе профильного обучения, предполагающий по его завершении осуществление учащимся акта самоопределения в отношении направления и уровня профильного обучения. Основная задача деятельности специалистов образования на данном этапе — свести к минимуму вероятность ошибочного выбора учащимся сферы предполагаемой профессиональной деятельности и тем самым оказать ему активное содействие в выделении спектра учебных предметов необходимых для осуществления жизненных планов. Следующей ступенью в профессиональном становлении подростков является профильное обучение (10-11 классы), суть которого в том, чтобы дать старшеклассникам качественное общее среднее образование, формировать их готовность к осознанному профессиональному самоопределению.
Процесс профильного обучения эффективен, если он высоко мотивирован для учащегося и протекает с использованием организационных форм, адекватных выбранным предметам и уровням их изучения. Поэтому исходным пунктом организации профильного обучения является выбор оснований для определения профиля обучения каждого учащегося. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения старшеклассников способствует успеху профориентационной деятельности.
Таким образом, формы и методы профориентационных воздействий представляют собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у обучающихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности. Эффективность проводимой работы зависит от трех основных условий: соблюдения преемственности в формах и методах на протяжении всего обучения в условиях общеобразовательной школы, учета возрастных особенностей учащихся и комплексного использования методов профессиональной ориентации.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Формы и методы организации профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения»»
МКОУ «Березовчанская основная общеобразовательная школа»
Доклад на педсовет
Тема «Профессионально-педагогическая компетенция через использование Интернет-ресурсов»
Подготовила: Антипова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
2020 г.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Особенно в сегодняшнее время в связи с пандемией коронавируса.
Главная цель ИКТ – расширение возможностей получения знаний, что особенно актуально в условиях перехода школ на вынужденное дистанционное обучение. В период нахождения на дистанционном обучении при проведении уроков учителями используются различные ресурсы сети Интернет.
Что теперь должен уметь учитель?
Во-первых, вести различную документацию, работать электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, с текстовыми редакторами (например, Microsoft Word, опен офис). Эти редакторы используются для разработки и подготовки различных видов учебно-методической и организационно-методической документации (инструкционных, технологических карт, дидактических материалов, планов-конспектов уроков, сценариев и т.д.), для ведения личного архива педагога, деловой переписки.
Во-вторых, готовить разнообразные дидактические материалы с использованием компьютера (прежде всего офисные программы):
• текстовые редакторы для оформления раздаточного материала, тестов, контрольных работ и т.п.
• электронные таблицы, (например Excel), которые предназначены, в основном, для обработки числовых данных. С их помощью можно создавать графики и диаграммы. Эти программы используются для создания календарно-тематического планирования электронных журналов.
• редакторы презентаций (например Роwer Рoint; программное обеспечение интерактивной доски) могут использоваться для создания наглядности, презентаций, иллюстрирования содержания урока, с показом видеофильма или слайдов с добавлением звуковых эффектов.
• различные программы для создания контрольных материалов, тестов, проектов.
В-третьих, для учителя открылась возможность использования мультимедиа проектора, интерактивных досок, систем тестирования.
В-четвертых, немаловажную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Они совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и сами могут являться комплексной обучающей программой.
В-пятых, широкое использование интернет - ресурсов для подготовки к урокам: электронные энциклопедии (предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения), всевозможные сервисы для подготовки к урокам различных заданий, флеш-аннимаций, кроссвордов, опросов, тестов и т.п., Причем, возможность использования этих ресурсов непосредственно на уроке, меняет содержание урока, делая его разнообразнее, интереснее и насыщеннее. Доступ в интернет делает возможным Оn-line тестирования, участие в дистанционных олимпиадах, интернет - конференциях, дистанционное обучение. Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
Применение ИК - технологий на уроке подразумевает тщательную подготовку и продумывание каждого элемента урока как дидактически, так и со стороны личностно-ориентированного подхода к каждому обучающемуся.
В нашей школе используются мультимедийные презентации, диски, а также :
Проектная деятельность. Данная деятельность поддерживается всеми учителями. С проектами мы ежегодно выступаем на конференции «Первые шаги в науку».
Самоконтроль знаний. По данному направлению у нас есть уже опыт учителей в подготовке и проведения тестовых проверок, например на сайте «Я класс». Здесь можно создавать авторские интерактивные задания, тесты или пользоваться уже готовыми заданиями.
Использование ресурсов сети Интернет на уроках и при подготовке к урокам.
Использование компьютера во внеурочной деятельности. При проведении открытых классных часов, мероприятий, акций, конкурсах и т.д. Презентации используются во внеурочной деятельности на школьных мероприятиях.
Дистанционные конкурсы. Наши дети принимают участие в дистанционных конкурсах. Учителя проходят курсы повышения квалификации.
Распространение педагогического опыта (личные сайты учителей, участие в Интернет - педсоветах, форумах, интернет-конференциях, вебинарах и т.д.).
Как мы все понимаем, работать по - новому не просто. Но это верный путь в будущее образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.