СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовете

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовете»

Доклад «Мотивация учения – основное условие успешного обучения» 

 

  В работе учителей нашей школы при проведении уроков отмечаются следующие моменты: 

  • соответствие материала по сложности и типу класса; 

  • оптимальный темп урока; 

  • культура и выразительность речи учителей; 

  • сотрудничество с учащимися. 

  Но вместе с тем есть и: 

  • недостаточная мотивировка учащихся; 

  • стандартность форм работы на уроке; 

  • недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке. 

  Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом. 

  Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. 

  Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика? 

  Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «Все наши замыслы,  все пооиски и построения превращаются в прах, если у ученика  НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» 

Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию. 

  Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация": 

   Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.  

   Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.  

   Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. 

  Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями: 

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента: 

-   осознание ребенком объективной значимости учения; 

-    понимание ребенком субъективной значимости учения. 

  Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. 

  Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения. 

  Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка. 

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций. 

    

Классификация мотивов

С позиций личностного смысла учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- Это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.

- Ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов;

-ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов, на приобретение дополнительных знаний.

СОЦИАЛЬНЫЕ Связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердить свой социальный статус; стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд)

ВНУТРЕННИЕ мотивы, связаны с деятельностью: удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.

ВНЕШНИЕ мотивы, не связаны с деятельностью: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.

Факторы внешней и внутренней привлекательности цели обучения

Внутренняя привлекательность возникает тогда, когда результат:

1. обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности

2. открывает путь собственного развития;

Внешняя привлекательность возникает тогда, когда результат:

1. позволяет добиться авторитета в группе;

2. повышает престиж;

3. обеспечивает самовыражение;

4. обеспечивает безопасность;

5. вызывает чувство удовлетворения от правильно выполненного задания;

6. удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореализации;

7. увеличивает возможность социально - психологических контактов;

8. обеспечивает материальное благополучие;

9. создает чувство самоценности

10. обеспечивает социальное признание

Две тенденции к достижению успеха - постановка перед собой позитивных целей;

- активный поиск средств,

- свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием.

к избеганию неудачи - не уверены в себе; боятся критики,

- с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.

- Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Доминирующие мотивы деятельности

На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность. На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний. На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику. На этапе обобщения и систематизации знаний - атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность. На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.

Причины спада школьной мотивации

-Переизбыток медийной информации

-Возрастные особенности

-Умственное развитие ученика

-Пропаганда легкого образа жизни

-Чрезмерные нагрузки

-Завышенные требования

-Нечетко сформированное чувство будущего

-Негативное отношение ученика к учителю

-Негативное отношение учителя к ученику

-Стиль воспитания в семье

-Отсутствие личной значимости предмета

-Низкая продуктивность учебной деятельности

- Непонимание цели учения

-Страх перед школой

Причины, связанные с деятельностью самого учителя:

- учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню развития и уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет);

-приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); выбранные педагогом средства побуждения не формируют положительное отношение к учению.

-учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения; преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом); универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»; изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;

-как основной вид контроля система случайных вызовов к доске. требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Условия способствующие развитию познавательного интереса

-Процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, задачи проблемного характера

-Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов

-Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся

-Обучение должно быть трудным, но посильным

-Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать

-Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза: было бы лучше, если…

Условия способствующие развитию познавательного интереса

- Создание проблемной ситуации.

-Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

-Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения.

-Привлекательная цель.

-Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.

-Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика. -Позитивная психологическая атмосфера урока

-Необходима дифференциация обучения

-Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. 

 Выводы: Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.

  

Установки и действия педагога: 

-    совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; 

-    выбор средств, адекватных цели; 

-    учет возрастных особенностей школьников; 

-    выбор действия в соответствии с возможностями ученика; 

-    использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; 

-    нестандартная форма проведения уроков; 

-    создание ситуации успеха; 

-    создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; 

-    использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; 

-    эмоциональная речь учителя; 

-    использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; 

-    применение поощрения и порицания; 

-    вера учителя в возможности ученика; 

-    формирование адекватной самооценки учащихся; 

-    стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; 

-    оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!