Доклад «Мотивация учения – основное условие успешного обучения»
В работе учителей нашей школы при проведении уроков отмечаются следующие моменты:
соответствие материала по сложности и типу класса;
оптимальный темп урока;
культура и выразительность речи учителей;
Но вместе с тем есть и:
недостаточная мотивировка учащихся;
стандартность форм работы на уроке;
недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.
Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом.
Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.
Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «Все наши замыслы, все пооиски и построения превращаются в прах, если у ученика НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.
Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:
- осознание ребенком объективной значимости учения;
- понимание ребенком субъективной значимости учения.
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Классификация мотивов
С позиций личностного смысла учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- Это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.
- Ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов;
-ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов, на приобретение дополнительных знаний.
СОЦИАЛЬНЫЕ Связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердить свой социальный статус; стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд)
ВНУТРЕННИЕ мотивы, связаны с деятельностью: удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.
ВНЕШНИЕ мотивы, не связаны с деятельностью: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.
Факторы внешней и внутренней привлекательности цели обучения
Внутренняя привлекательность возникает тогда, когда результат:
1. обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности
2. открывает путь собственного развития;
Внешняя привлекательность возникает тогда, когда результат:
1. позволяет добиться авторитета в группе;
2. повышает престиж;
3. обеспечивает самовыражение;
4. обеспечивает безопасность;
5. вызывает чувство удовлетворения от правильно выполненного задания;
6. удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореализации;
7. увеличивает возможность социально - психологических контактов;
8. обеспечивает материальное благополучие;
9. создает чувство самоценности
10. обеспечивает социальное признание
Две тенденции к достижению успеха - постановка перед собой позитивных целей;
- активный поиск средств,
- свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием.
к избеганию неудачи - не уверены в себе; боятся критики,
- с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.
- Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.
Доминирующие мотивы деятельности
На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность. На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний. На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику. На этапе обобщения и систематизации знаний - атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность. На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.
Причины спада школьной мотивации
-Переизбыток медийной информации
-Возрастные особенности
-Умственное развитие ученика
-Пропаганда легкого образа жизни
-Чрезмерные нагрузки
-Завышенные требования
-Нечетко сформированное чувство будущего
-Негативное отношение ученика к учителю
-Негативное отношение учителя к ученику
-Стиль воспитания в семье
-Отсутствие личной значимости предмета
-Низкая продуктивность учебной деятельности
- Непонимание цели учения
-Страх перед школой
Причины, связанные с деятельностью самого учителя:
- учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню развития и уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет);
-приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); выбранные педагогом средства побуждения не формируют положительное отношение к учению.
-учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения; преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом); универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»; изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;
-как основной вид контроля система случайных вызовов к доске. требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Условия способствующие развитию познавательного интереса
-Процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, задачи проблемного характера
-Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов
-Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся
-Обучение должно быть трудным, но посильным
-Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать
-Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза: было бы лучше, если…
Условия способствующие развитию познавательного интереса
- Создание проблемной ситуации.
-Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
-Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения.
-Привлекательная цель.
-Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.
-Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика. -Позитивная психологическая атмосфера урока
-Необходима дифференциация обучения
-Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Выводы: Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
Установки и действия педагога:
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- выбор средств, адекватных цели;
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание ситуации успеха;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- эмоциональная речь учителя;
- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
- применение поощрения и порицания;
- вера учителя в возможности ученика;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.