СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогические чтения на тему: «LEGO конструирование на занятиях по развитию речи».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Легоконструирование на занятиях по развитию речи.

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогические чтения на тему: «LEGO конструирование на занятиях по развитию речи».»

Отдел Образования Администрации Петровского Района Города Донецка

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Ясли- Сад №93 Города Донецка»

Министерства Образования И Науки Донецкой Народной Республики



















Доклад на педагогические чтения на тему:

«LEGO конструирование на занятиях по развитию речи».









Подготовила учитель-логопед Рынчак Е.П.













Легоконструирование на занятиях по развитию речи.

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании

ЛЕГО – позволяет учиться играя и обучаться в игре.

История ЛЕГО ведет своё начало с 1932г. Сам знаменитый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился в 1947г. Слово ЛЕГО – которое в переводе с латинского означает «я учился», «я собирал», официально было зарегистрировано в Дании только 1 мая 1954г.

В дальнейшем компания наладила производство тематических наборов : «Ферма», «Дом», «Город»,…

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.

Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы и жизнь.

Возможно ли сделать так, чтобы игра стала действительно мощным стимулирующим развивающим и корригирующим средством?

Ища ответ на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в коррекционно-развивающей работе конструктор ЛЕГО.

Особая значимость ЛЕГО на формирование речи, состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором ЛЕГО оказывает положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможна.

ЛЕГО – конструирование обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а так же формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно на развитие речи. Поэтому применение  ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Основным компонентами работы с применением ЛЕГО-технологий является :

  • Конструирование декораций;

  • Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием;

  • Конструирование моделей с последующим их описания;

  • Использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под». Различать понятия «между», «там-то». Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Например: При игре «Квартира» в данном варианте ребёнок выполняет инструкцию педагога. Положи кубик под стол, на кровать, между столом и  креслом.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. Использование конструктора  упрощает работу по анализу и синтезу слогов.

Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв.

 Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков.

Например: постановка звука Р  - может растянуться на долгий срок. Можно предложить сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку (у королевы красивой речи сломалась ее любимая машина, а ей нужно вернуться в королевство. Помоги ей.)Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения.

 Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Например: при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (петух – без чего? – без хвоста.)

Проводя занятия с построением на лексические темы: дети учатся общаться. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала корректируемого логопедом, потом спонтанного или наоборот.

В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и  логичным.

Составление рассказов по построенным декорациям  помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.

Из  этого можно сделать вывод коррекционного влияния ЛЕГО на детей. Я перечислила только некоторые  из возможных  вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения, развития речи и подготовки к обучению грамоте.

Применение ЛЕГО – технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует следующим характеристикам:

  • Развитию лексико-грамматических средств;

  • Формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов,…);

  • Формированию и развитию правильного длительного  выдоха;

  • Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);

  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами);

  • Овладению звуко-буквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);

  • Формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;

  • Развитию и совершенствованию ВПФ;

  • Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

 Для оказания более успешной коррекционной помощи педагог проводит большую работу с родителями. Совместная ЛЕГО – игра родителя с ребенком способствует не только установлению контакта, но и выявляет имеющиеся отклонения в развитии ребенка.

Вот некоторые методы, которые можно использовать во взаимодействии с родителями.

Для более эффективной работы , мы по мере возможности пополняем дидактический материал (это книги, схемы, вырезки,..) 

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий  сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению  коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!