Отдел Образования Администрации Петровского Района Города Донецка
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Ясли- Сад №93 Города Донецка»
Министерства Образования И Науки Донецкой Народной Республики
Доклад на педагогические чтения на тему:
«LEGO конструирование на занятиях по развитию речи».
Подготовила учитель-логопед Рынчак Е.П.
Легоконструирование на занятиях по развитию речи.
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.
Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании
ЛЕГО – позволяет учиться играя и обучаться в игре.
История ЛЕГО ведет своё начало с 1932г. Сам знаменитый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился в 1947г. Слово ЛЕГО – которое в переводе с латинского означает «я учился», «я собирал», официально было зарегистрировано в Дании только 1 мая 1954г.
В дальнейшем компания наладила производство тематических наборов : «Ферма», «Дом», «Город»,…
Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.
Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы и жизнь.
Возможно ли сделать так, чтобы игра стала действительно мощным стимулирующим развивающим и корригирующим средством?
Ища ответ на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в коррекционно-развивающей работе конструктор ЛЕГО.
Особая значимость ЛЕГО на формирование речи, состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором ЛЕГО оказывает положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможна.
ЛЕГО – конструирование обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а так же формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Основным компонентами работы с применением ЛЕГО-технологий является :
Конструирование декораций;
Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием;
Конструирование моделей с последующим их описания;
Использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под». Различать понятия «между», «там-то». Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Например: При игре «Квартира» в данном варианте ребёнок выполняет инструкцию педагога. Положи кубик под стол, на кровать, между столом и креслом.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов.
Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв.
Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков.
Например: постановка звука Р - может растянуться на долгий срок. Можно предложить сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку (у королевы красивой речи сломалась ее любимая машина, а ей нужно вернуться в королевство. Помоги ей.)Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Например: при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (петух – без чего? – без хвоста.)
Проводя занятия с построением на лексические темы: дети учатся общаться. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала корректируемого логопедом, потом спонтанного или наоборот.
В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Составление рассказов по построенным декорациям помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.
Из этого можно сделать вывод коррекционного влияния ЛЕГО на детей. Я перечислила только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения, развития речи и подготовки к обучению грамоте.
Применение ЛЕГО – технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует следующим характеристикам:
Развитию лексико-грамматических средств;
Формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов,…);
Формированию и развитию правильного длительного выдоха;
Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);
Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами);
Овладению звуко-буквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);
Формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;
Развитию и совершенствованию ВПФ;
Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Для оказания более успешной коррекционной помощи педагог проводит большую работу с родителями. Совместная ЛЕГО – игра родителя с ребенком способствует не только установлению контакта, но и выявляет имеющиеся отклонения в развитии ребенка.
Вот некоторые методы, которые можно использовать во взаимодействии с родителями.
Для более эффективной работы , мы по мере возможности пополняем дидактический материал (это книги, схемы, вырезки,..)
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.