СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на психологическом семинаре « Школа - интернат - центр социализации и профориентации детей с ОВЗ »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.

Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у обучающихся готовность к профессиональному самоопределению.

Профориентация направлена на решение следующих задач:

1. Ознакомление с миром профессий доступным обучающимся школы.

2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.

3. Ознакомление с правилами выбора профессии.

4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.

В работе по данной теме использую такие методы и формы профориентационной работы:

  1. Беседы («Мир профессий», «Как готовить себя к выбранной профессии», «Уроки выбора профессий», «Как избежать ошибок в выборе профессии» и т. д.).
  2. Профориентационные сюжетно-ролевые игры («Кто есть кто?», «Цепочка профессий», «Человек-профессия», «Знаток профессий» и т. д.)
  3. Воспитательные занятия:

«Моя будущая профессия»

«Ты и твоя будущая профессия»

«Трудолюбие-путь к успеху»

«Выбор профессии– выбор жизненного пути».

«Как мне выбрать профессиональный путь».

  1. Встречи с людьми разных профессий (приглашение гостей).
  2. Участие в трудовых десантах, акциях и КТД школы.
  3. Практикум «Деловое письмо» (заявление, анкета, автобиография)

«Документы подтверждающие нетрудоспособность».

У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда, уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство. Работа по профориентации ведется в соответствии с КТП.

На воспитательных занятиях по профориентации дети учатся искать источники поиска работы (объявления в газете, на досках объявлений, бирже труда, писать заявление при устройстве на работу, писать резюме, отвечать на вопросы «начальника отдела кадров, бригадира», рассказывать о своих умениях, учатся правильно выстраивать диалог, уметь рассказать о себе, своих навыках, задавать вопросы об режиме работы, оплате, социальном пакете (полис, отпуск и т. д.). Такие занятия позволяют сформировать социальный опыт поведения, который обязательно пригодится ребёнку в будущей жизни.

Решались личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации объясняется детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы сначала нужно получить специальное образование и только потом высшее. Так же в силу плохого зрения не могут освоить многие специальности.

В систему профориентационной деятельности вошла работа с родителями по подготовке к правильному выбору профессии. Проводится индивидуальная работа виде бесед.

Одним из видов профориентационной деятельности является экскурсия, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Организуются экскурсии на некоторые предприятия.

Много занятий прошло по социально-бытовой ориентировке, они были направлены на практическую подготовку к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общественного развития. Так, при проведении беседы «Семейный бюджет», решались такие вопросы, как «Сколько стоит?», «Сколько тратит ваша семья на?» Составление бюджета семьи с последующим отчетом по предложенным вопросам. Какие черты характера помогают вести семейный бюджет? Какие знания необходимы для ведения семейного бюджета?

Ребятам интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качества профессионала, высокое мастерство, ответственность. 

При проведении занятий по профориентации воспитанников, продумываю цель и подбираю методы, средства. Ставлю образовательные, воспитательные, коррекционные и профориентационные задачи. Учитываю содержания и характер изучаемого материала, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, уровень их профориентационной готовности. В содержание каждого занятия включаю, информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, также практические игры, упражнения, задания, которые делают занятие более интересными и динамичными. Такие занятия углубляют и расширяют знания детей, повышают их интерес к выбору профессии.

Во время индивидуальных бесед расширяю у воспитанника представления о возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов, увлечений – беседую с ребенком, предлагаю изготовить различные поделки, выполнить поручения, при этом использую индивидуально – дифференцированный подход. Учитывая их психофизические особенности в различных видах выполняемых работ, как письменных, заполнение анкет, тестов, так и при выполнение практических заданий.

Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ОВЗ оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.

Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение обучающихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей (кружковая работа). Наиболее эффективными формами работы могут быть: беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, оформление информационного стенда о профессиях, анкетирование, тестирование выпускников школы, участие детей в ярмарках-продажах изделий, выполненных своими руками.

Пространство, которое оказывает влияние на профессиональную ориентацию ребенка это: педагоги-психологи, центр занятости, ПМПК, классный коллектив, родители, воспитатели, педагоги.

Таким образом, только системная профориентационная работа с обучающимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Обучающихся необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа в школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на психологическом семинаре « Школа - интернат - центр социализации и профориентации детей с ОВЗ »»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»






Доклад

« Школа - интернат - центр социализации и профориентации детей с ОВЗ »

(психологический семинар)










Подготовила:

Прохорова Т.В.





Октябрь, 2023г.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.

Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у обучающихся готовность к профессиональному самоопределению.

Профориентация направлена на решение следующих задач:

1. Ознакомление с миром профессий доступным обучающимся школы.

2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.

3. Ознакомление с правилами выбора профессии.

4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.

В работе по данной теме использую такие методы и формы профориентационной работы:

  1. Беседы («Мир профессий», «Как готовить себя к выбранной профессии», «Уроки выбора профессий», «Как избежать ошибок в выборе профессии» и т. д.).

  2. Профориентационные сюжетно-ролевые игры («Кто есть кто?», «Цепочка профессий», «Человек-профессия», «Знаток профессий» и т. д.)

  3. Воспитательные занятия:

«Моя будущая профессия»

«Ты и твоя будущая профессия»

«Трудолюбие-путь к успеху»

«Выбор профессии– выбор жизненного пути».

«Как мне выбрать профессиональный путь».

  1. Встречи с людьми разных профессий (приглашение гостей).

  2. Участие в трудовых десантах, акциях и КТД школы.

  3. Практикум «Деловое письмо» (заявление, анкета, автобиография)

«Документы подтверждающие нетрудоспособность».

У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда, уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство. Работа по профориентации ведется в соответствии с КТП.

На воспитательных занятиях по профориентации дети учатся искать источники поиска работы (объявления в газете, на досках объявлений, бирже труда, писать заявление при устройстве на работу, писать резюме, отвечать на вопросы «начальника отдела кадров, бригадира», рассказывать о своих умениях, учатся правильно выстраивать диалог, уметь рассказать о себе, своих навыках, задавать вопросы об режиме работы, оплате, социальном пакете (полис, отпуск и т. д.). Такие занятия позволяют сформировать социальный опыт поведения, который обязательно пригодится ребёнку в будущей жизни.

Решались личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации объясняется детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы сначала нужно получить специальное образование и только потом высшее. Так же в силу плохого зрения не могут освоить многие специальности.

В систему профориентационной деятельности вошла работа с родителями по подготовке к правильному выбору профессии. Проводится индивидуальная работа виде бесед.

Одним из видов профориентационной деятельности является экскурсия, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Организуются экскурсии на некоторые предприятия.

Много занятий прошло по социально-бытовой ориентировке, они были направлены на практическую подготовку к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общественного развития. Так, при проведении беседы «Семейный бюджет», решались такие вопросы, как «Сколько стоит?», «Сколько тратит ваша семья на?» Составление бюджета семьи с последующим отчетом по предложенным вопросам. Какие черты характера помогают вести семейный бюджет? Какие знания необходимы для ведения семейного бюджета?

Ребятам интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качества профессионала, высокое мастерство, ответственность. 

При проведении занятий по профориентации воспитанников, продумываю цель и подбираю методы, средства. Ставлю образовательные, воспитательные, коррекционные и профориентационные задачи. Учитываю содержания и характер изучаемого материала, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, уровень их профориентационной готовности. В содержание каждого занятия включаю, информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, также практические игры, упражнения, задания, которые делают занятие более интересными и динамичными. Такие занятия углубляют и расширяют знания детей, повышают их интерес к выбору профессии.

Во время индивидуальных бесед расширяю у воспитанника представления о возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов, увлечений – беседую с ребенком, предлагаю изготовить различные поделки, выполнить поручения, при этом использую индивидуально – дифференцированный подход. Учитывая их психофизические особенности в различных видах выполняемых работ, как письменных, заполнение анкет, тестов, так и при выполнение практических заданий.

Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ОВЗ оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.

Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение обучающихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей (кружковая работа). Наиболее эффективными формами работы могут быть: беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, оформление информационного стенда о профессиях, анкетирование, тестирование выпускников школы, участие детей в ярмарках-продажах изделий, выполненных своими руками.

Пространство, которое оказывает влияние на профессиональную ориентацию ребенка это: педагоги-психологи, центр занятости, ПМПК, классный коллектив, родители, воспитатели, педагоги.

Таким образом, только системная профориентационная работа с обучающимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Обучающихся необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа в школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся.






















Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во взрослую жизнь, для чего, прежде всего, необходимо создавать педагогические условия в образовательном учреждении и в семье.

Для обучающихся нашей школы очень важным является овладение не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и навыками самообслуживания, культуры общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к жизни в обществе.

Многие знания, навыки и умения у моих воспитанников закрепляются и совершенствуются в результате режимных моментов: утреннего и вечернего туалета, посещения столовой, прогулки. Однако это не происходит само собой. Я внимательно наблюдаю за действиями, поступками, общением детей, слежу за соблюдением ими изученных правил, формируемыми знаниями. Если не обращать внимания на несоответствующее поведение детей, их общение, выполнение трудовых процессов, то дети могут прийти к выводу о необязательности применения того, чему они учатся на занятиях. Для детей с ЗПР и умственной отсталостью ведущий вид деятельности – это игра, поэтому регулярно провожу с детьми не только дидактические, коррекционно-развивающие игры, но и сюжетно-ролевые:

- «Мы в магазине»;

- «В парикмахерской»;

- «На кухне»;

- «В больнице» и другие.

В процессе игр происходит закрепление определённых представлений, знаний и умений, освоение определённых социальных ролей (например, сына, покупателя, повара), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений, формируются знания о профессиях, коммуникативные навыки, умения сотрудничать в паре и группе. При этом важно приучать детей к комментированию, вербализации производимых действий, их пояснению.

Анализ сложившейся ситуации, действия, отношений в детском коллективе способствуют осознанному восприятию культурно-нормативного поведения, воспитанию доброжелательности, внимательности к людям, и в целом способствует эмоционально-положительному восприятию ребёнком окружающего мира.Успешность социальной адаптации обучающихся определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных ситуациях.

Для успешной социализации наших детей мы сотрудничаем с родителями воспитанников. Родители участвуют в праздничных мероприятиях, концертных программах, конкурсах, выставках. Всё это позволяет им адекватно оценивать способности и возможности своего ребёнка, испытывать чувство гордости за него.

Учащиеся нашей школы ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Впереди 7,5 лет работы с классом, нонаша задача- создавать такие условия воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации будущих выпускников в социум, их активному участию в жизни.


«Профессии важные и нужные во все времена».

«Успех в профессии – успех в жизни».

«Хочу, могу, умею – три составляющих профессионального выбора».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!