СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на Региональном семинаре «Из опыта интегрирования предметов эстетического цикла при подготовке пятиклассников к сочинению-описанию».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на Региональном семинаре «Из опыта интегрирования предметов эстетического цикла при подготовке пятиклассников к сочинению-описанию». 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на Региональном семинаре «Из опыта интегрирования предметов эстетического цикла при подготовке пятиклассников к сочинению-описанию».»

Региональный сетевой семинар

«Приёмы и методы активации читательской и познавательной деятельности школьников: опыт творчески работающих учителей»


Доклад учителя русского языка и литературы МОУ Львовская СОШ № 4

Карасёвой Светланы Аркадьевны

«Из опыта интегрирования предметов эстетического цикла на уроке подготовки пятиклассников к сочинению-описанию по картине»


Дата проведения: 15.12.2015.

Место проведения: ГБОУ ВО МО «АСОУ», г. Москва


Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности и создание проблемной ситуации. Учащиеся должны хорошо понимать, для чего они изучают предлагаемый материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.

В рамках ФГОС основной целью становится личностно-ориентированное обучение, признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности. А для этого необходимо создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Сегодня я поделюсь с Вами опытом проведения интегрированного урока в 5 классе по теме «Описание “поэтических предметов”. Подготовка к сочинению-описанию по картине

П.П.Кончаловского “Сирень в корзине”. Интегрированный урок по русскому языку». Проводился данный урок 5 марта 2015 года, это был видео-урок по заданию Министерства образования.

Тип данного урока: развитие речи, описание «поэтических предметов», интегрированный урок (по пяти предметам).

Во время планирования и подготовки урока мною учитывалась психолого-педагогическая характеристика класса. В целом класс сильный, неуспевающих по предмету нет, слабоуспевающих 5-6 человек из 26 человек. Учащиеся понимают учителя, адекватно и быстро реагируют на предлагаемые виды работ и разнообразные задания. Они приучены к высокому темпу работы, частой смене деятельности с использованием презентаций, видео-уроков, интерактивной доски, различных Интернет-ресурсов в учебных и познавательных целях.

Содержание и структура урока были направлены на конструктивное взаимодействие учащийся-учитель, учащийся-учащийся.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:


1. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в группах, парах, индивидуально;

- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.


2. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.


3. Познавательные: (включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем)
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютер-ныхсредств; 

- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в письменную модель, где выделены существенные характеристики объекта);

- структурирование знаний;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем 

творческого и поискового характера;

- рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и

 результатов деятельности и т.д.


4. Регулятивные (обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности)
- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- составление плана последовательности действий; 
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных 

характеристик;

- сличение способа действия и коррекция результата с целью обнаружения 

отклонений и отличий;

- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, т.е. к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. 


При помощи наводящих вопросов, путем выполнения словарной работы учащиеся были подведены к самостоятельной формулировке целей и задач урока: чему мы должны сегодня научиться? Каковы цели и задачи нашего урока?

Развитие устной и письменной речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, работа по карточкам в парах, в группах, индивидуальная). Развитие логического мышления уча- щихся, их аналитических способностей формировались на умениях сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
Воспитательные цели достигались через уважительное отношение к одноклассникам во время прослушивания монологических ответов учеников, через дидактический и наглядный материал, подобранный учителем и используемый на уроках.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: текстоориентированный, функциональный, коммуникативно-деятельный, организация самостоятельной деятельности учащихся при выполнении работы по карточкам.

Педагогическая деятельность была построена на методах:


по источнику знаний:

- словесные (объяснение, эврестическая беседа);

- наглядные (демонстрация презентации, видеороликов).


по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный.


по принципу распределения знаний:

- изучение нового материала через интеграцию знаний живописи, музыки, русского языка, литературы, ботаники (т.е. по ПЯТИ предметам!)


по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).


методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов);

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт);

- социальные (работа в парах, группах, коллективная).


Во время урока использовались различные формы организации учебной деятельности:

- коллективная;

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.


Предложенные задания соответствовали возрастным особенностям школьников, развивали их внимание, память, способности анализа, обобщения, логического мышления, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

Исходя из целей, структура урока состоит из следующих этапов, которые были все соблюдены.

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока.

3. Актуализация знаний.

5. Словарно-орфографическая работа.

3. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.

4. Сообщение о художнике.

6. Предъявление картины.

7. Интеграция знаний об определённом объекте изучения (в данном случае - сирени), получаемого средствами живописи, музыки, литературы на одном уроке – уроке русского языка.

8. Беседа по глобальному восприятию.

9. Детальный анализ и сбор языкового материала.

10. Работа по карточкам.

11. Выражение основной мысли сочинения.

12. Коллективное составление плана сочинения.

13. Рефлексия.

14. Подведение итогов.


В целом структура данного урока соответствует стандартам ФГОС, его целям, задачам и типу.

Данный урок был проведён с использованием мультимедийных технологий. Использование ИКТ делает урок эмоциональным и не утомительным для учеников за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. На уроке использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе эврестической беседы с включением материала презентации PowerPoint, репродукции картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», Интернет-ресурсов: видеороликов записи музыки С.В. Рахманинова «Сирень» в исполнении автора, записи стихотворения Вс. Рождественского «Сирень» в музыкальном сопровождении.

Не было включено использование интерактивной доски, но это привело бы к перегруженности урока.

Темп ведения урока был выбран оптимальный, достаточно быстрый, привычный для учащихся данного класса. Взаимосвязь и последовательность этапов урока вполне оправдана и целесообразна.

Организация начала урока, мощная зрительная эмоциональная начальная часть урока во время просмотра презентации и видеороликов, безусловно, повлияла на достижение эффективности и на всех последующих его этапах .

На мой взгляд, наиболее важными этапами урока является детальный анализ, сбор языкового материала и работа по карточкам. Дидактический материал и различные виды заданий для урока были подобраны в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Характер упражнений и заданий репродуктивный, конструктивный, творческий. С учётом способностей, склонностей, талантов учащихся мною были подготовлены творческие дифференцированные задания. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к картине

П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», к описанию звуков сада, цветков и веточек сирени и т.д.



Карточка №1. Работа в парах


Запишите слова и/или словосочетания, какими вы представляете звуки сада. Что вы слышите?

Звуки сада:

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ФИО ____________________________________________________





Карточка № 2. Работа в группах


Сирень:

Какими словами и/или словосочетаниями вы можете описать:


Ветки–

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Грозди–

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Цветы–

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Аромат сирени–

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ФИО _______________________________________________________







Карточка № 3. Индивидуальное задание


Чувства:

Прочитайте стихотворение «Сирень» Марины Колосовой.


Сирень

Голубая, лиловая, синяя, белая

Расцвела нынче в мае сирень.

Я хожу и любуюсь, как ошалелая

На цветущие кисти весь день.

Каждый кустик, как новое чудо встречаю,

Примагниченный взгляд оторвать не могу,

Вот опять пятилистник в цветах замечаю…

За надежду на счастье пред кем я в долгу?…


Марина Колосова


Запиши, какие чувства ты испытываешь, когда читаешь это стихотворение? Что ты переживаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ФИО ______________________________________________________




Во время работы по карточкам учащиеся проявили высокую степень активности и работоспособности, высокий интерес к содержанию и самому процессу деятельности.

Степень эстетического воздействия урока на учащихся оказалась очень высока. Это видно по результатам творческих работ по карточкам.

Привожу несколько примеров работ учащихся без моих правок:










На уроке не использовалась запланированная ранее физминутка по той причине, что эмоциональный настрой учащихся, рационально использованное время и содержание материала не дали возможности учащимся «закиснуть», утомиться. В качестве здоровьясбережения и релаксации физминутка была заменена составлением СИНКВЕЙНА. Смена вида занятий позволила снять небольшое напряжение и усталость после выполнения письменных заданий по карточкам. Это новый вид работы для учащихся 5 «А» класса, на тот момент синквейном мы занимались относительно недавно, но уровень его выполнения на данном уроке оказался достаточно высоким и благотворно повлиял на достижение цели урока: написание сочинения.

Приведу фрагменты записей СИНКВЕЙНА в тетрадях учащихся 5 «А» класса:



Можно сделать вывод, что цели, поставленные на уроке, достигнуты полностью.

Продолжением данного урока было написание сочинения. В начале следующего урока была проведена словарная работа с использованием презентации PowerPoint:


Обогащение словарного запаса

Упражнение № 1.


Подберите определения-характеристики к данным словам:


Живопись…(может быть пейзажная, бытовая, историческая, батальная, портретная).


Художник…(известный, начинающий, новатор, современный, зрелый, выдающийся, портретист, пейзажист…)




Обогащение словарного запаса

Упражнение № 2.

Подберите синонимы к словам:

Автор картины – … (художник, живописец, мастер …)


Картина – … (произведение, полотно, холст …)


Нарисовал –…(написал, создал, изобразил, сотворил…)



Также была проведена рефлексия, т.е. обсуждение того, что узнали, как работали, каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказались одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания…

– Я понял, что…

В течение урока учащиеся получали карточки-смайлики в качестве оценок за выполнение того или иного вида работы. Такие оценочные карточки я часто использую во время фронтальных опросов или в тех случаях, когда проводится коллективная работа, не позволяющая учителю отвлекаться на выставление оценок сразу в журнал. На основании этих карточек-смайликов, полученных учащимися, на перемене были выставлены оценки в журнал и дневники ребят.

Все письменные работы учащихся на карточках и в рабочих тетрадях были мною проверены и оценены.


Цель любого интегрированного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. На таком уроке происходит перенос умений в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении.



Во время подготовки такого урока требуется «повозиться», но как сказал в своё время Василий Александрович Сухомлинский: «Учитель, готовится к хо­рошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская ос­нова нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».

 



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!