СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на РМО "«Организация проектно – исследовательской работы как основополагающей деятельности реализации ФГОС начального образования»"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на районном методическом объединении по теме

«Организация  проектно – исследовательской работы как основополагающей деятельности реализации ФГОС начального образования»

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на РМО "«Организация проектно – исследовательской работы как основополагающей деятельности реализации ФГОС начального образования»"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа







«Организация

проектно – исследовательской работы как основополагающей деятельности реализации ФГОС начального образования»

















Подготовила учитель начальных классов

Григорьева Надежда Александровна















2017 год

1 Слайд Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом.

Стандарты второго поколения определили приоритеты начального общего образования: формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

2 Слайд

Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка.

Поэтому в настоящее время все более актуальным стало использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Я эту проблему решаю через проектную деятельность.

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, некая творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы.

3 Слайд

     Проект – это «пять П»:

* Проблема

* Проектирование (планирование)

* Поиск информации

* Продукт

* Презентация

Слайд 4

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

- исследовательские, информационные, практические, игровые, творческие;

Слайд 5

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

Слайд 6

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

Слайд 7

-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения)

Слайд 8

- по продолжительности

  • Краткосрочные (1-2 урока),

  • Средней продолжительности (в течение недели, месяца)

  • Долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти


Каковы же принципы организации проектной деятельности?

• Проект должен быть посильным.

•Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

• Обеспечить руководство проектом со стороны педагога.

• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме

Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.

Слайд На мой взгляд, проектная деятельность это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. При этом учитель выступает в роли организатора детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом и экспертом.

Именно поэтому меня очень заинтересовала проектная деятельность, ведь она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: учитель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание, на котором показала презентацию «Организация проектной деятельности в начальной школе », в данной презентации описаны цели и задачи проектного обучения в начальной школе. В качестве образца показала готовую детскую презентацию проекта. Также я провела анкетирование родителей для того, чтобы узнать, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). С родителями обговорили о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом.

Как же организовать работу учащихся начальных классов?

Роль учителя на начальном этапе весьма значительна, учащемуся нужно не только объяснить, показать, а самое главное его нужно научить создавать «проект». На первых этапах ребенок при помощи взрослого должен выстроить свой алгоритм построения проекта, запомнить его и самое главное научиться его создавать и защищать (презентовать).

Слайд Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам  и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели. Постепенно уровень сложности повышается. Дети выполняют уже довольно сложные работы. Теперь мы перешли к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц и более.

Слайд Так, например мы создали проект « Моя семья!». Учитель определяет тему и предлагает учащимся познакомиться поближе. Сначала дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы учителя (Как зовут тебя? В каком месяце родился? В каком населенном пункте живешь (родился)? Как зовут твоих родителей? Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут? Что вы делаете всей семьей в выходные дни? и т.д.) Дети составляют план своего рассказа. Домашним заданием детям определяется составить дома рассказ на 10 -15 предложений о своей семье, рассказать об увлечениях семьи и подобрать фотографии. Таким образом, родители помогают детям в выборе тематических фотографий.

Слайд Я предлагаю учащимся предметные проекты, которые проводятся в рамках одного учебного предмета . Так, например, в рамках математики можно провести проект « Нескучная математика», где каждый учащийся выбирает себе число и подбирает о нём загадки, пословицы, поговорки, сказки и по плану, за тем создают групповой проект , также индивидуальные проекты «Математика в нашей жизни» . Цель данного проекта: создать свою книгу сборник загадок, пословиц, стихов о числе в пределах первого десятка. Дети охотно выполняли работу над проектом. Выбрали для начала то число, которое больше всего понравилось. Работали с разными источниками информации: сборниками загадок, пословиц, поговорок. Применяли в своей работе интернет-ресурсы. Каждый выпустил свой сборник.

Слайд Очень хорошо прослеживаются метапредметные связи (технология – окружающий мир – внеурочная деятельность) при изучении темы «Дикие и домашние животные» Изделие: «Коллаж», (окружающий мир). В течение двух уроков окружающего мира детьми под руководством учителя ведётся обсуждение внешнего вида, поведения, условий жизни разных животных. На последующих уроках технологии ребята выполняют проект по этой же теме – «Дикие и домашние животные», при выполнении, которого применяют знания, полученные при изучении окружающего мира. Во внеурочной деятельности эта же тема звучит как «Животные, с которыми я познакомился в зоопарке». Результат данной деятельности – защита проекта .


Слайд С большим удовольствием ребята работали над проектом «Моя малая Родина».

На внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии»  учащиеся знакомятся  с новым видом работы - проектом, идёт подготовка к выполнению данного проекта. Ученики знакомятся с материалами по данной теме; обсуждают способы и сроки выполнения работы

В ходе выполнения данного проекта ребята с помощью взрослых учатся:

-фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

-находить в семейном альбоме соответствующий материал;

- составлять устный рассказ;

-выступать с подготовленным сообщением опираясь на фотографии;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Слайд Так же по своим наблюдения ребята создали проект» Жалобная книга». Который презентовали фото- альбомом.

Слайд Исследовательские проекты « Природа в нашем доме»,Сезонные изменения в природе»

Выполняя такие проекты, дети учатся с помощью взрослых:

-  наблюдать за жизнью своего питомца;

-фиксировать свои наблюдения;

-фотографировать своего питомца;

- составлять рассказ о своём питомце, его характере, повадках, играх;

- оформлять свою работу;

-презентовать свой проект с демонстрацией фотографий;

- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Выполняя проект «Сезонные изменения в природе» дети были в роли журналистов.

Во время экскурсии делали заметки , наблюдали за изменениями в природе Затем выпустили информационный альбом .

Слайд Проект «Украшаем класс к Новому году» изделие: «Украшение на ёлку» и выпуск стенгазет предмет технология и изобразительное искусство выполняют под руководством учителя, пользуясь заданиями учебника. Работа ведётся в 3 группах , продолжается работа дома. Результат данной деятельности – защита проекта. Выставка работ ,стенгазет.

Слайд Во внеурочной деятельности « Путешествие в мир экологии» по теме «Школа – наш дом», ребята приняли участие в экологических акциях «Чистый двор»,»Сооруди клумбу» ,»Посади дерево» .

Слайд . Вся эта работа способствовала созданию проекта « Письмо зеленому другу».

Слайд Также мы провели час творчества на котором ребята выпустили правила поведения в природе. Презентовали свой проект с демонстрацией буклетов.

Слайд .

По прошествии времени я сделала вывод, что учитывая возрастные особенности учащихся, целесообразнее выполнять такие виды проектов, как: 1 классе исследовательские проекты; «Секреты пернатых»,»Лесная аптека» 2 класс – творческие.»Знакомые незнакомцы»,»Коллекция увиденных растений и животных». 3 класс –информационные «Легенды Байкала», Остров Ольхон

Слайд К Дню Отечества ребята создали проект « Служу Отечеству»

Цели проекта:

-Получение информации о службе в рядах Российской армии

  • Знакомство с жизнью солдата.

  • Воспитание патриотизма

  • Основополагающий вопрос проекта:

- Зачем нужно служить в армии

1 этап Экскурсия в МО с. Могоенок, где специалист 2 категории

Вязьмина Вера Федоровна рассказала о военно служащих и

призывниках в Российскую армию.

2 этап

«Пишу письмо солдату» .

3 этап

  • Выпуск стенгазет, конкурс рисунков ,конкурс сочинений.

«Наша армия – наша сила»

Слайд . Весьма важный вопрос – оценка выполнения проектов. Если в обсуждении проектов участвуют все желающие, то оценивание обычно производится жюри, в состав которого входит администратор, не работающий в классе учитель, родители, старшеклассники. Мы не превращаем презентацию в соревнование проектов с присуждением мест, а выделяем несколько номинаций, чтобы каждый проект «победил». Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Весёлый проект», «Дружный проект», «Красочный проект» можно предложить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, призы, грамоты.

Слайд Так перед выполнением проекта « Ты нам нужна природа» (внеурочная деятельность) мы ходили в дневные походы, экскурсии , проводили очистку соснового бора от мусора, берега озера от мусора Результат данной деятельности – защита проекта, проект с демонстрацией фотографий . Родионова Лиза выполнила презентацию и презентовала индивидуальный проект на тему «Лес глазами поэтов и художников».Семенов Миша и Евдокимова Ангелина создали индивидуальные проекты «Красная книга».

Слайд Экологический проект «Пусть не смолкнут птичьи голоса» по продолжительности занял еще больше времени – 7месяцев. Работа над ним началась еще осенью, когда мы с ребятами изучали литературу о птицах, собирали, заготавливали  для них корм, совместно с родителями мастерили кормушки. С ноября по март включительно подкармливали птиц как на школьной кормушке, так и возле своих домов. При этом вели наблюдение за птицами: как они ведут себя на кормушке, какой корм предпочитают и т.д. Вели дневник наблюдений, делали фотографии, оформляли творческие работы о птицах. Все свои материалы и результаты деятельности оформили в экологический проект под названием «Пусть не смолкнут птичьи голоса».

Слайд Литературное чтение»

Интересным для детей оказался групповой проект « Умка» ребята выпустили собственный журнал, который подарили в библиотеку выпускался журнал по разделам. Первый раздел посвящен «Умкиным вопросам» , которые ребята подбирали самостоятельно ,раздел второй ребята посвятили животным занесенным в Красную книгу , также создали разделы интересные факты, хохоталки, это интересно, кросс-вопрос, загадки, стихи . Представление проекта прошло в форме презентации.

Дети смогли проанализировать степень своего участия при подготовке проекта: подбор материала, поиск информации по теме - все это делали самостоятельно, но при оформлении проекта ребятам потребовалась помощь учителя

Слайд «Технология».

Анализируя страницы учебников с проектами, то можно отметить следующее: к каждому проекту дан чёткий инструктаж работы, составлен план работы, показано поэтапное выполнение проекта, весь материал составлен  в доступной для ребёнка форме. Выполнение таких проектов не доставит ребёнку труда выполнить как в группе, в паре так и  индивидуально.

Учащиеся начальной школы  выполняют  проекты в рамках образовательной программы.  Проекты выполняются индивидуально, в группе, в паре, коллективно. Продуктами проектной деятельности стали: презентации, стенгазеты, сборники, коллажи, выставки.        



Слайд . Заключение.

Подводя итог сказанному, хочется сказать, что метод проектов-это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребёнка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволяет детям лучше научиться понимать партнёра по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнавать себя и своих одноклассников.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!