Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ясли – сад комбинированного вида № 2 «Мечта»
Семинар-практикум:
«Современные подходы организации работы
по развитию речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему:
«Развитие речевой креативности детей
дошкольного возраста»
Подготовила:
учитель-логопед ГДОУ ЛНР №2 «Мечта»
Семений Ирина Васильевна
2022
Развитие речевой креативности детей дошкольного возраста.
Одним из оснований развития креативности как общей интегральной способности, является творческая деятельность. В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей – обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития ребенка.
Одной из актуальных проблем дошкольного возраста, требующее своевременного решения, является развитие речи детей. Речь – дар, которым нужно овладеть, научиться им пользоваться. Год от года количество детей, имеющих трудности в развитии речи, обучении письму, увеличивается. Как известно, овладение устной и письменной речью является решающим фактором успешного обучения ребенка в школе. Дети, имея даже высокий интеллект, с большим трудом излагают свои мысли как устно, так и письменно, не говоря уже о речевом творчестве. Поэтому сегодня решение проблемы формирования речевых навыков дошкольников является одной из приоритетных.
Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Все виды деятельности ребенка пронизаны творчеством. Речевое творчество является одной из важнейших особенностей развития речи ребенка. Творческая речевая деятельность – это способность человеческого мозга создавать новые образы, сочетать необычные, комбинировать уже известные.Чтобы этот процесс успешно проходил, нужна работа по повышению уровня речевой коммуникации, словарного запаса, связной речи, грамматического строя речи. В этой работе особую роль нужно выделять самостоятельной деятельности детей, их целеустремленности, настойчивости, устойчивости интересов.
Успешность в обучении речевому творчеству заключается в системной, поэтапной и комплексной работе, которая предполагает единство чтения, слушания, диалога, декламации, письма. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо воздавать речевые ситуации, вызывающие стремление к высказываниям. Для этого можно использовать речевые ситуации с личностно значимым предметом речи, где обеспечивается свобода самовыражения, игровую форму занятий. Не менее важно организовать равноправное речевое взаимодействие, устранение боязни ошибок в выражении своих мыслей.
Творческая деятельность осуществляется в форме игры. В процессе игры происходит эмоциональное преобразование живой и неживой природы в воображаемую действительность, оказывается задействованным весь творческий потенциал личности ребенка. Часть проявляемых творческих способностей получит дальнейшее развитие, другие же способности окажутся реализованными только на этапе детства, потом будут забыты. Большинство художников и музыкантов с мировой известностью демонстрировали высокие результаты творчества уже в 5-6 лет даже при отсутствии внешних стимулов к занятиям.
Воображение в своем развитии опережает интеллект, оно управляется непроизвольным вниманием, благодаря чему увлекает ребенка и развивает постпроизвольное внимание. В процессе созидания ребенок не стремится к результату, но получает удовольствие от самой работы. Содержательные игры - действия с куклами, плюшевыми зверями формируют сопереживание, эмоциональную и нравственную компоненты личности.
Сюжетно-ролевые игры (индивидуальные и коллективные) развивают творческую активность, скорость переключения внимания, импровизацию, сопереживание, идентификацию.
Режиссерские игры, когда роли отданы игрушкам, и фольклорные («прятки», «казаки-разбойники», «лапта») закладывают нормы поведения в обществе и потребности демонстрировать наилучший результат, победить соперника.
Важнейшую для ребенка роль в отражении эмоционально окрашенного отношения к миру и себе играет рисунок, когда отношение к персонажам абсолютно откровенно передается через цвет, размер и тщательность исполнения отдельных черт.
Ф. Вернон отметил некоторые характерные особенности творческого ребенка: раннее обучение чтению как стимул развития воображения, самостоятельность в выборе занятий – свидетельство формирования постпроизвольного внимания и воображения, инициативность, высокая концентрация внимания, хорошая память, эмоциональность и потребность в самовыражении в творчестве.
В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей - обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития дошкольника.
Творческие способности актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для их формирования необходимы следующие условия:
отсутствие образца регламентированного поведения;
наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
создание условий для подражания творческому поведению;
социальное подкрепление творческого поведения.
Однако на практике оказывается, что педагоги, будучи нацелены на освоение детьми конкретных технологий, недостаточно ориентированы на развитие самостоятельного творчества ребенка, его фантазии и воображения. В основе развития творческих способностей лежит воображение, которое требует развития. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, создавая на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии.
Развивая воображение с раннего детства, не только совершенствуется познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируется личность ребенка.
Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, большинство психологов выделяют следующие:
ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
разрешение и поощрение множества вопросов;
создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;
стимулирование ответственности и независимости;
акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.
В то же время, существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей:
• стремление к успеху во что бы то ни стало, недопущение риска;
• конформность, неспособность противостоять давлению других;
• неодобрение исследования, воображения, фантазии;
• жесткие половые стереотипы;
• дифференциация игры и учения: "Учение - это тяжкий труд";
• готовность к изменению точки зрения, собственного мнения;
• преклонение перед авторитетами.
Существует распространенное мнение, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно, лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
3