СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карл Юльевич Давыдов-выдающийся виолончелист и педагог

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карл Юльевич Давыдов-выдающийся виолончелист-основатель виолончельной школы.

Просмотр содержимого документа
«Карл Юльевич Давыдов-выдающийся виолончелист и педагог»

Карл Юльевич Давыдов выдающийся..виолончелист, педагог, исполнитель, композитор.

История отечественной виолончельной школы насчитывает уже более полутора столетий. И все это время русские и советские виолончелисты по праву занимают ведущие позиции в мировом исполнительском искусстве. Прочный фундамент, заложенный К.Ю. Давыдовым и его последователями, преемственность художественного почерка поколений отечественных исполнителей, единство и жизнеспособность российских педагогических принципов и методик, их органичность и глубокая научная обоснованность, -таковы, на наш взгляд, основные факторы, определившие расцвет отечественного виолончельного искусства на протяжении столь длительного периода.

- К.Ю. Давыдов - основатель российской классической виолончельной школы - Высока роль и место К.Ю. Давыдова в формировании отечественного виолончельного искусства.

Чайковский называл Давыдова «царем виолончелистов нашего века», Кюи — «величайшим из виолончелистов не только по недосягаемому совершенству техники, но и по глубокому пониманию, беспредельно изящному вкусу, высшему благородству исполнения», «Игру Давыдова не критиковали — на ней только учились». В истории русского исполнительского искусства Давыдов занимает одно из самых почетных мест, наряду с Антоном Рубинштейном и Леопольдом Ауэром.

Карл Юльевич Давыдов родился 15 марта 1838 года в латвийском городке Гольдингене.
Склад личности К.Ю. Давыдова был обусловлен такими факторами, как происхождение, национальные корни, учеба на физико-математическом факультете Московского университета. При этом его специальное образование ограничивалось эпизодическими консультациями у К. Шуберта, известного петербургского виолончелиста, и у Й. Шмита, солиста Большого театра, а теоретическую часть своих музыкальных познаний он получил у М. Гауптмана — выдающегося представителя европейской музыкально-теоретической школы, с которым он занимался в Лейпциге. Характерно, что композиция интересовала юного Давыдова гораздо более игры на виолончели, что наложило отпечаток на все его творчество.

Тем не менее, благодаря своим выдающимся природным данным, К.Ю. Давыдов быстро добился европейской известности как выдающийся артист, причем не только в сольном исполнительстве (что было большой редкостью для виолончелиста в то время), но и как участник квартетов и камерных ансамблей, концертмейстер оркестра Гевандхауза.

В своем подходе к виолончельному репертуару К.Ю. Давыдов избрал новое перспективное направление. Он начинал свою деятельность в эпоху господства на концертной эстраде музыки Б. Ромберга, Г. Гольтермана и.Ф. Серве — сочинений зачастую внешне эффектных, но сомнительных в содержательном отношении.

Постепенно основой репертуара Давыдова становилась виолончельная классика, сочинения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И.С. Баха. Он одним из первых в России исполнил концерт Шумана, тройной концерт Бетховена, в дальнейшем все чаще включая в свои программы бетховенские сонаты и вариации.

Судя по критическим отзывам в печатных изданиях, главным для Давыдова-исполнителя было создание художественного образа, поиск глубокого содержания музыки. Особенности интерпретации, отношение к выбору концертного репертуара, фундаментальный подход к своему игровому аппарату вели К.Ю. Давыдова к созданию собственной школы.

Санкт-Петербург - родина русского классического виолончельного искусства, становление и расцвет которого неразрывно связаны с именем К.Ю. Давыдова. Со дня основания Санкт-Петербургской консерватории (1862) он преподавал в ней игру на виолончели, и его класс стал центром притяжения лучших исполнительских сил России и других стран.

Выступая против формалистических упражнений и схоластических правил, занимавших большое место в западноевропейских методиках преподавания того времени, К.Ю. Давыдов основывал собственную систему на глубоко продуманном индивидуальном подходе к учащимся, сознательном освоении навыков игры, на изучении природы самого инструмента. Он никогда не навязывал студентам свое понимание произведения, стремясь развивать индивидуальность ученика.

Аналитический ум, физико-математическое образование, немецкая ментальность, рациональность, системность и методичность взглядов К.Ю. Давыдова в полной мере проявились в построении педагогического процесса, четко подразделявшегося на нескольких фаз.

Давыдов никогда не стремился исправить все недостатки студента на каждом уроке, придерживаясь стратегии последовательного исправления ошибок. Эффективность его преподавания заключалась в строгой дозировке педагогических указаний соответственно требованиям текущего момента. Ученик должен был концентрировать свои усилия на отдельных технических задачах и подчас недели и даже месяцы посвящать овладению двумя-тремя сложными местами сочинения.

Существенное внимание уделяется также таким моментам преподавания в классе К.Ю. Давыдова, как работа над гаммами, держание инструмента, развитие штриховой техники ученика. Обращается внимание на то, что исполнительские принципы Давыдова, которые он прививал и своим ученикам, давали высокий художественный эффект, особенно при исполнении романтический кантилены - выстраивании широких, протяженных и пластичных мелодических линий.

Давыдовская школа,-это единство исполнительства, педагогики и методики, ясность художественных намерений и благородство стиля, высокое техническое мастерство, культивирование вокального начала в звуке.

В педагогике — это индивидуальный подход к каждому ученику, целенаправленное формирование яркой, неординарной творческой личности; всесторонняя профессиональная подготовка, сочетающая занятия в специальном классе, камерном ансамбле, струнном квартете и оркестре.

В инструментализме - осознанное отношение к технологии, осмысленный, индивидуальный подход к выработке совершенного аппарата, естественность и органичность технологических приемов. В репертуарном плане - стремление расширить круг исполняемых произведений за счет собственного композиторского творчества и работы над переложением художественно ценных произведений для виолончели.



«Школа игры на виолончели» К.Ю. Давыдова стала первым в России фундаментальным трудом по виолончельной методике (хотя и вышла в свет в Лейпциге в 1888 году на немецком языке).

На фоне аналогичных по жанру современных изданий она выделяется своей разработанностью и логической стройностью. Это одна из самых значительных в мире школ за всю историю виолончельного искусства, сохранившая значение для многих последующих поколений исполнителей

«Давыдов рационализировал многие приемы виолончельной техники; узаконил применение «штыка», — пишет Раабен, — с тех пор утвердившегося в практике виолончельного исполнительства; ввел многие изменения в технике правой руки, например, отрицая распространенную в те годы «мертвую хватку» смычка, рекомендовал держать смычок свободными и подвижными пальцами. Он развил особый род ставочной техники, получившей в мировом виолончельном исполнительстве наименование «шарнира Давыдова». Кроме того, он детально разработал технику смены позиций, чем очень способствовал развитию свободных пассажных движений».


Очень интересна биография выдающегося виолончелиста.
Получив домашнее образование, Карл в шестнадцать лет поступил на математический факультет Московского университета. В то время он занимался музыкой для себя. Играл на фортепиано и на виолончели.

Игре на виолончели его обучал солист оркестра Большого театра Генрих Шмит. Благодаря его чуткому руководству Карл смог уже в четырнадцать лет дать первый самостоятельный концерт. Свой вклад в формирование виолончельного мастерства юноши внес и известный петербургский маэстро Карл Шуберт, консультировавший его во время приездов в Москву.

19 июня 1858 года Давыдов окончил Московский университет, получив степень кандидата математических наук. Но его влекла не математика, а музыка. Для совершенствования композиторского мастерства Карл уехал в Германию и поступил в Лейпцигскую консерваторию.

Давыдов обучался по классу композиции у Гауптмана. Его исполнительское мастерство долгое время оставалось там неизвестным, но все изменил случай. Вот что рассказывает в своей книге Л.Н. Раабен: «Однажды его пригласили в дом, где предполагалось исполнение Трио Мендельсона И. Мошелесом, Ф. Давидом и Ф. Грюцмахером. Внезапно Грюцмахер заболел, и, чтобы не отменять вечер, Давыдов предложил свои услуги. Партию трио он провел с такой легкостью и совершенством, что пораженные слушатели стали его просить сыграть соло. Давыдов охотно согласился. На следующий день молва о замечательном виолончелисте распространилась в музыкальных кругах Лейпцига, и молодому музыканту предложили выступить публично. Давыдов отнесся к этому предложению в высшей степени серьезно. Вернувшись в Россию на каникулы, он все лето посвятил занятиям». В Лейпциге он сперва выступил в тесном кругу, а затем, ободренный успехом, 15 декабря 1859 года — в Гевандхаузе. Концерт решил его участь. Не осталось никакого сомнения ни у окружающих, ни у самого Давыдова, что его истинное призвание — в исполнительстве, а не на композиторском поприще.

Молодой виолончелист становится «гвоздем сезона»; он нарасхват в известнейших музыкальных салонах города. После отъезда Грюцмахера в Дрезден его, двадцатидвухлетнего юношу, приглашают занять пост концертмейстера виолончелей в оркестре Гевандхауза и профессора виолончельной игры в консерватории».

Однако как раз в это время в России происходят важные перемены. Благородные просветительские тенденции воодушевляют русскую музыкальную интеллигенцию. Захвачен этими идеями и Давыдов. Музыкант возвращается на родину, где его ожидает исключительный прием. Его выступления потрясают слушателей. В восторженном порыве стареющий граф Виельгорский преподнес Давыдову в дар виолончель работы Страдивариуса.

«Мне довелось присутствовать, — писала М.П. Фредерике, — когда граф Матвей Юрьевич передал свой знаменитый виолончель, будучи уже преклонных лет, известному виолончелисту Давыдову, как русскому артисту, сказав при этом следующие слова: «Не нахожу никого достойнее получить мой Страдивариус, кроме вас!» Вся зала Дворянского собрания задрожала от аплодисментов, когда маститый старик, взойдя на эстраду, перед всей публикой вручил свой инструмент молодому концертанту.

Во вновь образованной Петербургской консерватории Давыдову поручают класс виолончели и курс истории музыки. Параллельно с работой в консерватории музыкант поступил в оркестр Итальянской оперы..

Кроме того, Давыдов выступал и как солист Русского музыкального общества. Ежегодно он давал сольные концерты. Затем он вошел в состав Петербургского квартета РМО, который считался одним из лучших в мире. Посетивший в 1871 году Петербург Иоахим, выступив с музыкантами квартета, писал: «Квартетисты не причиняют мне ни малейшего труда, — отличные, опытные музыканты, играющие последние бетховенские произведения»

В 1865 году Карл Юльевич женился на Александре Аркадьевне Горожанской, воспитаннице пансиона его матери. Александра, страстно увлекавшаяся музыкой, разделяла художественные устремления мужа. В доме Давыдовых постоянно собирались музыканты, проводили творческие вечера. Вот как описывает Ауэр вечера у Давыдова: «По случаю первой же нашей квартетной репетиции он ввел меня к себе в дом и познакомил со своей очаровательной женой... Славные были дни! А веселье, смех и нескончаемый поток анекдотов после репетиций, когда мы все собирались вокруг гостеприимного стола Давыдовых за незатейливым ужином!» В 1869 году у Давыдовых родилась дочь Лидия, а в 1870 году — сын Николай.

Обосновавшись в Петербурге, Давыдов занял прочное и высокое по тому времени положение. Ему было «высочайше» пожаловано звание солиста двора, титула которого удостаивались только самые выдающиеся музыканты.

Давыдов почти не выезжал за границу с концертами. Исключение составляют две поездки: в Германию и Францию (зимний сезон 1867 — 1868 годов) и в Бельгию, Голландию (начало 1873 года). Обе поездки сопровождались триумфом

В России как солист Давыдов выступал тоже нечасто. Сольной концертной деятельности он предпочитал камерную квартетную. По мнению Л.С. Гинзбурга, причина этого в бедности виолончельного репертуара.

Если мастеру попадалось подлинно художественное произведение, то Давыдов выступал охотно. Так, он явился первым пропагандистом в России концертов Р. Шумана и К. Сен-Санса. Крупным событием русской музыкальной жизни стало исполнение Давыдовым концерта Шумана в Петербурге 2 ноября 1869 года. Чтобы обогатить концертный репертуар виолончелиста, Давыдов переложил для виолончели много пьес Бетховена, Шопена,Шумана.

Впрочем, широта и многогранность творческой личности Давыдова были поистине безграничны. Он проявляет себя как дирижер, увлекается общественной деятельностью и даже... коммерческой, входя с 1874 и по 1876 год в состав дирекции Общества Брянского рельсопрокатного завода.

Давыдов владел тремя иностранными языками, был блестящим математиком, механиком. В квартире у него долго стояла модель железнодорожного моста, им лично рассчитанного. Карл Юльевич интересовался и ботаникой.

С 1867 года Давыдов возглавлял Петербургскую консерваторию в качестве ее директора. Давыдов находился в первых рядах поборников музыкального просвещения.

Он был великолепным педагогом, создателем виолончельной школы, блиставшей такими именами, как А.В. Вержбилович, Ф. Муперт, А. Кузнецов, Н. Логавовский, Д. Взуль, В. Гутор, и многими другими. Можно смело сказать, что Ауэр также много воспринял от Давыдова, разрабатывая пед.принципы.

Стремясь дать профессиональную выучку как можно большему количеству музыкантов, Давыдов резко увеличил число учащихся. Для беднейших учеников он ввел многочисленные льготы и увеличил количество бесплатных стипендий, а также устроил для них общежитие.

Своими действиями Давыдов вызвал недовольство в реакционно настроенной дирекции Русского музыкального общества.
В конце концов, Давыдов не смог дальше оставаться на посту директора консерватории и в январе 1887 года подал в отставку.

Реакционные круги приняли отставку Давыдова с нескрываемым удовлетворением. В газете «Новое время» появилась пасквильная заметка: «Директор консерватории г. Давыдов исчез из консерватории. Что его побудило к этому, какая музыка, какой романс или какой голос — об этом распространяться не станем. Скажем только, что он хорошо сделал, что сложил с себя это звание, ибо консерватория под его управлением только падала и падала, и принимала несколько еврейское направление».

Уход из консерватории тяжело сказался на Давыдове. Ко всему прочему ему пришлось полностью перестроить жизнь и вернуться к концертной деятельности. Может, это не было бы таким страшным, если бы не плохое здоровье. Карла Юльевича мучили приступы грудной жабы.

Давыдов концертирует по городам Германии, Италии, выступает в Вене, Варшаве. После окончания гастролей он поселяется в Москве. Осенью 1887 года вместе с известным русским пианистом и дирижером В.И. Сафоновым он совершает большое турне по центральным и южным областям России, а затем после короткого перерыва вновь едет в Германию. Его игра вызывает восторженные отзывы.
Талант Давыдова в зените зрелости. «Успеха имею не меньше, чем в России, — писал Давыдов, — во Франкфурте термометр в публике был не ниже, чем в Харькове, Одессе, Киеве, но с той разницей, что сзади сидит оркестр в 100 человек, зала с 2500 человек публики, а в ней на первом ряду сидят — м-м Шуман, дочь Хиллера, Косман, Шольц и много других (Штокаузен) знаменитостей».
В ноябре 1888 года Давыдов последний раз посетил Петербург. Зиму музыкант провел в Москве. В январе у него случился сильный приступ грудной жабы, а 14 февраля 1889 года Карл Юльевич скончался.
«Как человек, — писалось в некрологе, — это был представитель избранной, тонкой, благородной натуры, которой снисходительное отношение к окружающим личностям, способность все хорошо понимать, а следовательно, и многое извинять, часто принимали за отсутствие сильного характера»

Творчество Карла Юльевича- исключительно.. Кюи ставил его вровень с Рубинштейном по интенсивности и характеру талантa «Это воплощении музыканта и виртуоза. Бесподобный квартетист, он отличается и как солист искренностью.Последние годы Давыдов работал над виолончельной школой.

Насколько светлую память оставил после себя Давыдов, можно судить по тому, что на его похороны в Москву был послан от низших служащих Петербургской консерватории старик-швейцар, с тем, чтобы возложить на его гроб венок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!