СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на ШМО учителей предметов гуманитарного цикла на тему: «Организация самостоятельной работы на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на ШМО учителей предметов гуманитарного цикла на тему: «Организация самостоятельной работы на уроках английского языка»»

Организация самостоятельной работы на уроках английского языка.

В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы.

Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, при обучении иностранным языкам парная и групповая формы самостоятельной работы. При обучении чтению и говорению очень важную роль играет работа с текстом.

На уроке учащиеся читают текст. Фронтально выполняются предтекстовые задания. Учитель делит текст на части. Дети делятся на группы. В одной группе работают учащиеся с разным уровнем обученности. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста. В конце работы один из участников группы отчитывается, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, с другой стороны, дополнительную мотивацию получают и более слабые учащиеся. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу. Если позволяет время, можно предложить учащимся оценить свой вклад в работу группы, а также то, как проходило общение в группе. Подобным образом можно организовать и другие виды работы с текстом.

Изучая темы страноведческой направленности, например. “Праздники англоговорящих стран” можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске пишет названия 3-4 праздников (в зависимости от количества студентов). Каждый ученик выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. Если группа большая можно разделить ее на две. Затем каждая группа садится вместе. За 15-20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других праздниках. Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ. Таким образом, происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Учитель выступает в роли организатора. Он должен следить, чтобы во время обсуждения в группах ребята говорили на английском языке. Можно вычитать баллы, если учащиеся переходят на родной язык. Кроме того, необходимо контролировать, чтобы все члены группы принимали участие в работе. Можно организовать подобную работу при повторении практически любой темы. Обсуждение в малых группах позволяет всем учащимся, в том числе более слабым или тем, кто стесняется выступать перед всем классом, говорить на английском языке.

Говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить учащихся с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о стратегиях работы с текстом: умение видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т.д.

Важным аспектом является обучение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую учащиеся не могут найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой необходимо.

Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. Научившись видеть ошибки в речи других, студенты лучше смогут контролировать свою речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках. Это взаимоконтроль в парах, когда студенты проверяют друг у друга домашнее задание или самостоятельно выполненное упражнение. Кроме того, это взаимоконтроль в малых группах. Например, при проверке умения пересказывать текст. Сначала выступает один сильный студент перед всей группой. Студенты вместе с учителем обсуждают его рассказ, таким образом, задается образец выполнения задания. Затем класс делится на малые группы, и ребята слушают рассказы друг друга. Учитель может переходить от группы к группе, контролируя их работу, или послушать слабого учащегося, который испытывает трудности, выступая перед всем классом. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время речевой практики на уроке, так как одновременно говорят несколько учащихся. С другой стороны, это способствует развитию самоконтроля.

При обучении лексике я часто использую следующий тип задания- выучив определенное количество слов и после закрепления их на занятиях, студенты получают задание дома составить карточки с предложениями на русском языке с использованием новых слов. Таким образом, они получают 2 задания - это выучить новые слова и составить предложения. На уроке они обмениваются своими карточками с русскими предложениями и делают перевод. Если студент не составил предложения и не принес карточку. то он автоматически остается без задания. При изучении таких тем, как «Профессии», «Еда и напитки», очень интересно и продуктивно задание-составление кроссвордов. Студенты сами дома или на уроке составляют кроссворд, делают к нему ключи-ответы и на занятии их решают. Иногда даже могут проверить правильность выполнения кроссворда.

Незаменимым заданием на уроке английского языка остается составление диалогов.

После отработки диалогов, представленных в учебниках, по изучаемым темам я предлагаю ребятам составить свои собственные диалоги. Очень эффективна эта работа проходит в группах специальности «Гостиничный сервис».

      Необходимо приучить учащихся работать над лексикой параллельно

 в двух направлениях: учить отдельные, изолированные слова и работать над лексикой в тексте.

    Запоминание отдельных слов представляет известные трудности.  Такая работа не проводится не по какой другой дисциплине, но она имеет первостепенное значение при изучении иностранного языка, так как нельзя ограничиваться пониманием слова в данном конкретном контексте, не зная основных значений отдельного слова как самостоятельной словарной единицы.

   Опыт показывает, что слова, сгруппированные по тематическому принципу, запоминаются легче и усваиваются более прочно, чем слова, не объединенные тематическим единством. Поэтому следует приучать учащихся запоминать слова преимущественно в их тематической связи. С этой целью нужно научить учащихся составлять свой личный словарь и располагать в нем слова по определенным темам, т.е. группировать вместе все слова, относящиеся к темам «класс», «город», «еда» и др.  Но так как не все слова «укладываются» в определенные темы, то по сюжетным текстам удобнее вести постатейные словари, куда следует включать все слова, которые подлежат запоминанию в связи с изучением данного параграфа

Эффективным способом закрепления слов в памяти является расположение их по принципу сходства или противоположности; например, подбор синонимов: to fire, to shoot, антонимов:cold – warm; и слов от одного корня: patriot, patriotic, patriotism.

Практика показывает, что слова, расположенные по принципу сходства или противоположности, легче запоминаются, а значение синонимов и антонимов существенно расширяет языковой диапазон учащихся.

Сейчас очень популярным является кейс-метод, он пришел к нам из Финляндии и США. Его использование очень актуально при организации самостоятельной работы студентов. Говоря короче, кейс-метод состоит из 3 этапов. Всем студентам предлагается один текст, Текст просматривается, после чего выполняется ряд упражнений - например, найдите в тексте интернационализмы, однокоренные слова, найдите слова-антонимы, синонимы и т.д. Второй этап - коллективная самостоятельная работа. Учитель дает задания закончить предложения, составить вопросы к тексту. Группа разделена на микрогруппы. Желательно. чтобы каждый участник микрогруппы играл определенную роль - кто-то выполняет одно задание, кто-то записывает принятое решение, кто-то отвечает от лица группы. Учитывая разноуровневую подготовку наших групп, этот фактор имеет немаловажное значение. На третьем этапе студенты подводят итоги работы с текстом. Они получают такие задания, как - озаглавь текст, разбей текст на абзацы и озаглавь каждый абзац, определите главную мысль текста, что было интересным в этом тексте. Студенты докладывают свои результаты и выводы. Очень важно, чтобы микрогруппы слушали друг друга и по окончании постарались рецензировать доклад своих одногрупников. Я считаю, что определенные моменты из этого метода могут быть эффективно использованы на занятиях в нашей школе.






ГКОУ РД «Арадинская СОШ Хунзахского района им. Галбацова Г. К.»





Доклад на ШМО

учителей предметов гуманитарного цикла

на тему:

«Организация самостоятельной работы на уроках английского языка»



Выступила: учитель английского языка

Лабазанова Джамиля Лабазановна





2019-2020 учебный год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!