СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на семинар по теме:" Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно- прикладного искусства

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху.

Закономерно возросло внимание и к здоровью детей, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для школьника в плане сохранения здоровья и больше, чем врач. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на семинар по теме:" Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно- прикладного искусства»

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху.

Закономерно возросло внимание и к здоровью детей, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для школьника в плане сохранения здоровья и больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих занятиях, и в общей программе работы образовательного учреждения..

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и педагога дополнительного образования состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию” собственного здоровья.

И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях.

Так, в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, я часто использую разные техники – это и некоторые виды вязание крючком, спицами, изготовление поделок из бисера и различной бижутерии. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования  здорового образа жизни.

Во – первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.

Во - вторых, эти занятия не ограничивают фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка. Я провожу занятия в форме игры. Например, игра «Дом моделей города Здоровейка» .Где ребята выступают в роли модельеров и делятся друг с другом основными правилами выбора одежды, в зависимости от времени года.

Поэтому, с одной стороны, рукоделие – это возможность для ребенка выразить свое "Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.

С другой стороны рукоделие– это приобщение ребенка к народной культуре.

По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В настоящее время, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.

Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не

количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому занятие рукоделием, как одним из видов декоративно-прикладного творчества, должно "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.

Здоровьесберегающие компоненты на моих занятиях это - Динамические паузы, физкульминутки для глаз, например, рисуем глазами. Применение игровых моментов с движениями учащихся. Элементы релаксации (например, использование аудио записей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй») Свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы ( налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки; выбросить бумажки и т.д). Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация. Три варианта оценивания:1. Ученик (самооценка)2. Ученик-ученик (взаимооценка) 3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку)

Для достижения успеха в обучении особое значение имеет эмоциональное состояние детей, поэтому должное внимание уделяется оформлению кабинета. Опыт подтверждает, что кабинет должен выглядеть уютно, по-домашнему. В кабинете должно быть много цветов, особенно таких, которые цветут зимой. Дети охотно за ними ухаживают. Цветы не только радуют глаз, но и выполняют важную оздоровительную функцию: очищают воздух.

После каждого занятия группы выполняется влажная уборка кабинета

Сейчас у школьников очень часто болит голова. Почему так бывает? Мы задумались над этим вопросом и совместно с фельдшером и зам директора по воспитательной работе решили провести анкетирование среди учащихся. В анкете было 3 вопроса.

  1. Для чего нужен компьтер?

Результат показал: 65% - для игр, 21% - для просмотров фильмов и только 14% - для работы.

  1. Соблюдаешь ли ты режим дня .

Ежедневно – 8% и только к ним относятся малыши, 26% - иногда, 66 % нет.

  1. Сколько времени проводите на воздухе?

Более 3 часов – 15 %, 1 час – 46 %, менее 1часа – 39 %. Сопоставив результаты опроса, мы сделали вывод, что несоблюдение режима дня, долгое пребывание за компьютером и малое пребывание на свежем воздухе снижают работоспособность детей. Поэтому прошли беседы с ребятами «какое влияние на организм оказывает компьютер», «режим дня школьника»., проводился устный журнал « Береги здоровье смолоду» ,игра – путешествие « Откуда берутся грязнули?», участвуем во Всемирном дне здоровья и т.д.

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Повышенный интерес девочек к своему внешнему облику в ранней юности естествен. А в последние годы он стал еще более пристальным, чем несколько десятилетий назад, и переживания по поводу внешности зачастую принимает достаточно острую форму. Роль внешности велика еще и потому, что от нее во многом зависят успех и неудачи в отношениях противоположного пола. В своей деятельности, помимо поставленных целей обучения и требований программы, я учитываю индивидуальные особенности учащихся. Ставлю и решаю следующие основные задачи:

- формировать у школьниц знания о сущности и правилах гигиены и опыт применения их на практике;

- обучать их умениям и навыкам ухода за телом, кожей, волосами;

- посредством гигиены помочь преодолеть трудности в общении и развить коммуникативный потенциал;

- учимся усваивать элементы этикета;

-обращать внимание на жесты, позы, мимику.

Большой интерес у девочек вызывают беседы о красоте, здоровье, личной гигиене, об особенностях развития девочки, девушки. Причем я стараюсь разговорить девочек на наших практических занятиях, включить их в диалог, выслушать их мнение. Это нас сближает, помогает мне лучше узнать моих воспитанниц, создает атмосферу доверия. Опрос девочек показывает, что не все родители разговаривают с ними на подобные темы. Девочки задают множество вопросов, в том числе относящихся к понятию «красивый человек»: какую девушку можно считать красивой, есть ли общепринятый эталон красоты. Я понимаю, что все это для них актуально, поэтому стараюсь объяснить, что каждая девушка красива по-своему. И само понятие «красивый человек» включает в себя не только внешность, но и красоту душевных качеств. Я считаю, что знания по личной гигиене улучшают физическое и психологическое здоровье девочек. Они умело пользуются косметикой, следят за прической, одеждой. Многие уверенней стали в себе.

Много проводится бесед, мероприятий о вреде табакокурения, алкоголя и наркомании.

Давайте подумаем , с чего начинается зависимость наших детей?

Исследования ряда специалистов свидетельствуют , что абсолютное большинство людей, страдающих зависимостью, никогда не имели в детстве возможности сказать « НЕТ» своим родителям. Имеется в виду не истерически –аффективное поведение избалованного ребенка, а нормальное человеческое «нет». «НЕТ» человека, имеющего право на собственное мнение и убежденного в том, что мнение его не безразлично его близким. Ребенок с самого раннего возраста усваивает, что прямой и честный протест, отражающий его внутреннее и реальное состояние, не будет принят и понят взрослыми и повлечет за собой непременные переживания ( не столь принципиально, будут ли это истерические слезы матери, или затрещина отца). Напротив, внешнее проявление покорности и согласия с мнением старших приводит к поощрению, подаркам, а главное, гарантирует от неприятностей и дискомфорта. Происходит раздвоение внутреннего и внешнего мира ребенка. Он надевает маску. Приучается лукавить, лгать. Родители, пытающиеся тем или иным способом вызвать или усилить у ребенка чувство вины ( слезы, «посмотри, как больно ты мне делаешь….», «….ты загонишь бабушку в гроб» и т.п.), должны знать и помнить: именно так они отталкивают ребенка от подлинного раскаяния. С большой долей уверенности можно утверждать две вещи. Этот порочный механизм, даже если человек не станет жертвой зависимости, все равно сдетонирует каким-то иным образом и исковеркает ему жизнь.

Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

И свою работу мне хотелось бы закончить очень хорошими строчками, написанными детьми.

Здоровая школа –
Здоровья желает!
Здоровая школа –
Друзей собирает.
Пусть льется повсюду 
Друзей звонкий смех,
Учитель улыбкой
Пусть радует всех.
Здоровье не купишь, 
Его не продать.

Про это давно уже нужно всем знать!









МБУ ДО Мальчевский Дом Детства и Юношества






















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!