СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Актуализация методов и технологий преподавания русского языка и литературы в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Актуализация методов и технологий преподавания русского языка и литературы в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы."»

Актуализация методов и технологий преподавания русского языка и литературы в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы.

Мальцева Е.В.

МБОУ «Жердевская СОШ»


На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти.

Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому…

Е.Н. Ильин

В.В. Путин – президент Российской Федерации отмечает, что Русский язык и литература «играют огромную, поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию».

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Как же достичь этих задач?

Выбор методов и технологий образования играет весьма важную роль.

Педагогическую технологию можно представить как более или менее жёстко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели (М.И. Махмутов).

Многообразие современных технологий позволяет учителю конструировать современный урок, определять оптимальную форму взаимодействия учитель - учащийся, учащийся – учащийся, соответствующую целям и задачам каждого конкретного урока.

Остановимся на наиболее соответствующих задачам курса русского языка и литературы технологиях и методах:

Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. Нужна ли игра на уроках русского языка и литературы ?

Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение - «А сейчас давайте поиграем!» - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Причем они готовы принять за игру даже соревнование «по рядам» - кто быстрее ответит на вопрос учебника.

В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она – хлеб насущный. Известный российский педагог С. Шацкий даже считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». (О.Газман)

Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

Элементы занимательности применяю неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока ( опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.) и, конечно же, игры: «кто больше», «слово рассыпалось», «подберите пару», «аукцион», «слоговое лото», «слова-невидимки» и т.д. Проводим уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; дети любят разгадывать лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников. Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме.

Задачей учителя русского языка является совместить значимое для ребенка и значимое с точки зрения процесса обучения, науки.

Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. Главное в уроке, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи.

На мой взгляд, повысить грамотность учащихся можно, используя этимологический анализ слова.

Этимологический анализ оказывает на школьников сильное эмоциональное воздействие, т.е. создает условие для осмысленного запоминания слова, помогая сосредоточить внимание учащихся на том или ином языковом явлении. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения, поражает школьников ясностью своего значения и правописания (противник - против, ухищрения - хитрый, унижаться – низко), другое удивляет необычной историей (копейка от копье), третье – неожиданными родственными связями ( акварель – акваланг –аквариум), четвертое – своими образными свойствами ( астра в переводе с греческого означает «звезда»).

Не все учащиеся одинаково способны к исследовательской деятельности. Поэтому использую дифференцированные классные и домашние задания.

Умения, полученные учащимися в результате поэтапного применения этимологического анализа слова, являются важной основой для приобретения самого главного из них – умения самостоятельно учиться, т.е. думать, рассуждать, искать, пользоваться словарями и другой справочной литературой.

Есть и другие формы и приёмы работы, которые двигают дифференцированное обучение вперёд.

1. Детям предлагайте вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Учащиеся с более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слово с аналогичными орфограммами и обозначить их.

2. Самостоятельный подбор сильными учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнение их, составление словарных диктантов.

Здоровьесберегающие технологии – идут рука об руку с дифференцированным обучением. Разноуровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам, обучающийся чувствует себя защищённым. А начинается всё с улыбки, с которой учитель заходит в класс. Его спокойная, но не монотонная речь снимает эмоциональное напряжение школьников, вносит нотку доверительных отношений. Употребление пословиц напоминает учащимся о соблюдении режима дня. В канву урока непременно ввожу тексты, пропагандирующие спорт. Можно предложить составить предложение, отражающие последние спортивные новости. Немаловажным считаю момент прощания с детьми. Их обязательно надо похвалить. Допустим, вот таким образом: я сегодня вами довольна… И всё это – здоровьесберегающие технологии.

Поднимая вопрос перегрузок наших детей на уроках, остановлюсь на информационно-коммуникационной технологии. Она экономит время на уроке, позволяет сделать его интересным. Просмотр презентаций представляет личность писателя. Просмотр видеофильмов будит интерес к изучаемому произведению. Участие в различных веб-квестах позволяет раскрыться ребенку с разных сторон. Люблю слушать актёрское чтение стихов и прозы, к чему привлекаю и своих воспитанников, что способствует стремлению детей правильно читать стихи.

Технология «Дебаты» - развитие умений говорения.

Под дебатами понимают прения, обмен мнениями. Дебаты, как правило, носят неформальный характер и ведутся без правил.

Данная технология предусматривает:

1) участие двух команд, состоящих из трёх человек. Одна команда утверждает тезис(тему дебатов), другая – опровергает его.

2) Команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением.

3) Роли и регламент определены.

4) За соблюдением регламента следит Хронос (ответственный за время учащийся), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута.

5) Дебаты судит судейская коллегия (жюри), состоящая из 3-5 человек. По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют, чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными.

6) Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает.

7) Остальные учащиеся класса в период подготовки к игре помогают составлять кейс (все материалы к игре) своей команде.

Важное правило: не нужно заранее сообщать командам, какая из них будет утверждающей стороной, а какая – отрицающей (это определит жеребьёвка перед игрой): пусть участники дебатов соберут и аргументы, и контраргументы.

Проведению дебатов предшествует большая подготовительная работа. Самое важное – формулировка темы. Тема должна затрагивать значимые проблемы, быть актуальной, представлять интерес для сторон, быть пригодной для спора.

Например, «Действительно ли русский язык является языком межнационального и международного общения?», «Зависит ли развитие языка от воли, способности одного человека?», «Хорошо говорить по- русски – хорошо?», «Нуждается ли русский язык в защите?» - в старших классах, в 5-6 – «Зачем нужно изучать русский язык?».

Эти темы вписываются в курс русского языка, обсуждение может занять целый урок, а может быть включено в урок как его элемент. Для того, чтобы помочь учащимся в подборе аргументов, им предлагаются материалы упражнений, публикации периодических изданий, материалы сайта www.gramota.ru.

ТРКМ – одна из самых часто слышимых технологий. Какие же приемы можно использовать, говоря об этой технологии?

Прогнозирование содержания по названию.

- Текст, который нам предстоит прочитать, можно было бы назвать так: «Случай на вокзале», «Два одноклассника». Спрогнозируйте, о чём пойдёт речь в тексте.

- Какие функции выполняет название «Толстый и тонкий»? Является ли союз и соединяющим, может ли он быть разделяющим? Слова какой части речи вынесены в название? Чем они являются по отношению друг к другу? Как это может быть связано с содержанием рассказа?

“Скрытая ошибка” (на этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо знать и учитывать, чтобы исключить ошибку).

На повторительно-обобщающем уроке по теме “Морфемика” в 5 классе намеренно допускаю ошибку в формулировке правила: “Основу слова составляют такие значимые части слова как корень, приставка, суффикс, окончание”.

“Эпиграф” (учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока). Например, на уроке в 5-м классе по теме “Многозначные слова” можно записать в качестве эпиграфа строки из былины об Илье Муромце: “Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать”.

Порядок работы:

– сообщаю тему;

– обращаю внимание на то, что цитата из былины;

– объясняем смысл высказывания;

– формулируем цели урока.

Конечно, из всего перечня технологических приёмов учитель выбирает те, которые кажутся ему наиболее подходящими для конкретного урока, конкретного класса, материала с которым предстоит работать. И, может быть, именно на таких уроках, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!