СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Формирование элементарных представлений о различных профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе внеурочной деятельности "

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Формирование элементарных представлений о различных профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе внеурочной деятельности "»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Курский государственный университет»


Факультет дефектологический

Очная форма обучения

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое)

образование

Направленность (профиль) Образование детей с интеллектуальными

нарушениями

Кафедра специальных методик и русского языка



Доклад по результатам выполнения научного исследования по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Обучающейся 4 курса

Некрестовой Инны Николаевны


Руководитель практики от КГУ:

кандидат педагогических наук, доцент

Савельева Галина Владимировна


Научный руководитель ВКР:

кандидат педагогических наук, доцент

Гусева Ирина Николаевна






Курск, 2018

Уважаемые преподаватели и однокурсники! Вашему вниманию предлагается доклад по результатам выполнения выпускной квалификационной работы на тему: «Формирование элементарных представлений о различных профессиях у обучающихся с умственной отсталостью в процессе внеурочной деятельности».

При выборе профессии информированность - это залог успеха, она обеспечит осознанное и обоснованное планирование профессиональной карьеры.

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями начинают знакомиться с профессиями в дошкольном возрасте. Обучение осуществляется за счёт развития эмоционального отношения к окружающим, интереса к профессиональной деятельности родителей. Профессиональная ориентация направлена на расширение представлений о мире труда и профессий, формирование ценностного отношения к труду. Подготовка к выбору профессии продолжается на всём протяжении обучении в образовательной организации реазилизующей АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, как на уроках, так и во внеурочное время.

Профессиональная подготовка обучающихся рассматривается в трудах отечественных учёных А.Я. Журкиной, Е.А. Климова и других.

Особенности представлений о различных профессиях у старшеклассников рассматриваются учёными Т.В. Васильевой, О.Ю. Елькиной, С.Н. Чистяковой и другими. Основным содержание профориентации в 5-9 классах они считают формирование у обучающихся любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям.

Благоприятными факторами обучения профессиям обучающимся с интеллектуальными нарушениями является относительная сохранность восприятия, развитие наблюдательности и зрительно – пространственной ориентации.


Цель исследования: заключается в изучении особенностей формирования представлений о различных профессиях обучающихся с умственной отсталостью 6-ых классов в процессе внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности по ознакомлению обучающихся с умственной отсталостью различным профессиям.

Предмет исследования: содержание и организация работы по формированию представлений о различных профессиях в процессе внеурочной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

– рассмотреть внеурочную деятельность как часть учебно-воспитательного процесса коррекционной школы;

– выделить основные направления профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью в специальных коррекционных школах;

– разработать методику и содержание констатирующего исследования для диагностирования уровня сформированности знаний о профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, проанализировать результаты, полученные в ходе исследования;

– разработать программу внеурочной деятельности «Твоя будущая профессия» для обучающихся 6 класса, которая включает конспекты внеурочных тематических мероприятий, сценарии конкурсов, экскурсий, посвящённых различным профессиям, дидактические задания по теме «Профессия».

Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач работы использовались следующие методы исследования:

– анализ литературы по проблеме исследования;

– анализ опыта учителей в области коррекционной педагогики;

– констатирующий эксперимент;

– анализ экспериментальных данных;

– наблюдение за обучающимися во время проведённых мероприятий;

– анализ и синтез полученной информации по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями и воспитателями коррекционных школ, студентами дефектологического факультета в период прохождения практики.

Апробация результатов исследования:

Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Жизнь без границ: зарубежный и отечественный опыт социальной и образовательной инклюзии» (Курск, КГУ, 14 мая 2018 г.)

Основные положения исследования отражены в публикациях:

Некрестова И.Н., Гусева И.Н. Представление о различных профессиях у обучающихся с умственной отсталостью (статья) // I Международная научно-практической конференции «Совершенствование теории и практики в области образования» (г. Москва), 31 мая 2018 года. - НОО Профессиональная наука, 2018 – С.37-45.

С целью исследования уровня сформированности представлений о различных профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями было организовано констатирующее исследование на базе Областного казённого общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», в нем приняли участие учащиеся с интеллектуальными нарушениями 6 класса в возрасте 12 – 13 лет в количестве 20 человек.

Были подобраны следующие диагностические методики:

1.Методика диагностики знаний детей о профессиях «Что такое профессия?» (автор Е.И. Медвецкая).

Цель: выявление знаний детей о профессиях.

Ход исследования: исследование проводилось индивидуально в виде беседы. Экспериментатор спрашивал ребёнка с интеллектуальными нарушениями, какие профессии он знает. По каждой названной профессии экспериментатор уточнял, какие орудия труда использует человек данной профессии. Далее экспериментатор просил описать процесс работы по данной профессии.

2. Тест «Знаешь ли ты профессии?» Цель: диагностика уровня сформированных знаний о профессиях.

Ход исследования:

Испытуемый получает бланк с вопросами, каждый из которых содержит три варианта ответа. Ребёнку надо выбрать один ответ из трёх предложенных, который более всего соответствует их представлениям

Разрешите подробно не останавливаться на вопросах теста, они представлены на слайде.

3. Методика неоконченных предложений. Цель: диагностика особенностей отношения к трудовой деятельности, интереса к той или иной профессии, наличия потребности участвовать в трудовой деятельности.

Ход исследования: Методика проводится индивидуально. Ребёнку с интеллектуальными нарушениями предлагаются незаконченные предложения, которые он должен продолжить. Экспериментатор даёт следующую инструкцию: «Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии».

Я считаю, что люди должны трудиться, потому что…

Труд должен приносить людям…

Я хотел(а) бы выбрать профессию…, потому что…

Нами были подсчитаны средние показатели по трём методикам, что позволило определить у испытуемых уровни сформированности представлений о различных профессиях. Как видно из данных рисунка 2.4, среди учащихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями преобладают дети (50 %), у которых на среднем уровне сформированы представления о разных профессиях.

Так же нами была разработана программа внеурочной деятельности «Твоя будущая профессия» для обучающихся 6 класса.

Цель: формирование профориентационной компетентности подростков путём включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым для него; формировать социально – адаптированную личность, обладающую основами правовой, этической и коммуникативной культуры.

Задачи: активизация внутренних психологических ресурсов учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу; осознание целей выбора будущей профессии; развитие навыков конструктивного взаимодействия; формирование класса как команды, выработка общедоступных и принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования класса как единого целого с учётом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы.

Нами разработан календарно – тематический план проведения внеурочной деятельности на учебный год.


п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Примерные сроки проведения

1

Трудом славен человек

1

1


сентябрь

2

Мои личные профессиональные планы

1

1


сентябрь

3

Учёба твой главный труд

1

1


сентябрь

4

Введение в мир профессий. «Профессии моей семьи»

1

1


сентябрь

5

Интересы и склонности в выборе профессии

1


1

октябрь

6

Профессии в школе

1



октябрь

7

Путешествие по стане «Технологии»

1


1

октябрь

8

Правила выбора профессии

1

1


октябрь

9

Калейдоскоп профессий

1

1


ноябрь

10

Кем работают мои родные. Кем работают мои родители?

1


1

ноябрь

11

Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать?

1

1


ноябрь

12

Конкурс весёлых мастеров «Труд – основа всему»

1

1

1

ноябрь

13

В каких учебных заведениях можно получить профессию?

1


1

декабрь

14

Профессия – повар

1

1


декабрь

15

Профессия – столяр

1

1


декабрь

16

Экскурсия в столярную мастерскую

1

1


декабрь

17

Профессия – продавец

1


1

январь

18

Профессия – слесарь

1


1

январь

19

Экскурсия в слесарную мастерскую.

1


1

январь

20

Швея, портной

1


1

январь

21

Виртуальная экскурсия на швейную мастерскую

1

1


февраль

22

Рабочие профессии

1

1


февраль

23

Дидактическая игра по теме «Профессии»

1

1


февраль

24

Профессия – почтальон

1


1

февраль

25

Профессия, охраняющая общественный порядок

1

1


март

26

Плотник

1


1

март

27

Парикмахер

1


1

март

28

Экскурсия на предприятия нашего города

1


1

март

29

Пожарный

1

1


апрель

30

Профессия – художник

1

1


апрель

31

Детско-родительская профориентационная игра-проект «Выбор профессии»

1


1

апрель

32

Сельскохозяйственные профессии

1

1


апрель

33

Творческий проект «Твоя будущая профессия»

1


1

Май

34

Презентация «Профессии моей семьи и моя будущая профессия» (Итоговое)

1


1

Май


Итого

34 часа

18(53%)

16(47%)



Нами разработаны ряд планов-конспектов по внеурочным мероприятиям: Внеурочное мероприятие в 6 классе на тему: «Путешествие по стране Технологии»

Конспект внеурочного мероприятия в 6 классе на тему: «Калейдоскоп профессий»

Внеурочное мероприятие в 6 классе на тему: «Знакомство с профессией «Повар»»

Разработаны так же конкурсы и реализованы экскурсии, посвящённые различным профессиям

1.Конкурс весёлых мастеров «Труд – основа всему»

2.Виртуальная экскурсия на швейную фабрику

3.Экскурсия в столярную мастерскую (в кабинет № 17)

4.Дидактические задания по теме «профессия».

В каждом задании даётся инструкция для ребёнка.

Инструкция для ребёнка: ребёнку нужно правильно назвать людей, которые работают на различных видах транспорта. Например, на кране – крановщик, на тракторе – тракторист, на комбайне – комбайнёр.

Дидактические задания, разработанные нами, можно использовать на внеурочных мероприятиях, на классных часах по теме обучение или знакомство с профессиями детей с интеллектуальными нарушениями, так же можно использовать как при индивидуальной работе с обучающимися, так и для фронтальной работы.

Таким образом, проведённые нами мероприятия по формированию элементарных представлений различных профессий у обучающихся с умственной отсталостью, имеют большое значение в активизации познавательной деятельности школьников и в их информированности о различных профессиях, что позволит им в будущем сделать верный профессиональный выбор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!