СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Формирование основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни у воспитанников начальных классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры обучающихся, как прививать навыки здорового образа жизни? Эти проблемы были и остаются более актуальными в практике общественного и семейного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Формирование основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни у воспитанников начальных классов»»

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3»

г. Курска











«Формирование основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни у воспитанников начальных классов»

(выступление на методическом объединении воспитателей)















Воспитатель: Верютина Л.Н.









Курск, 2020 г.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры обучающихся, как прививать навыки здорового образа жизни? Эти проблемы были и остаются более актуальными в практике общественного и семейного воспитания.

Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей младшего школьного возраста. Наблюдается изменение показателей физического развития, патология зрения, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния. У детей повышается утомляемость, и уже никого не удивляет такой диагноз, как синдром хронической усталости. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь коррекционное) должно стать «школой здорового стиля жизни» обучающихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальных коррекционных классах (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальными нарушениями. Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы.

Пути достижения ЗОЖ - иметь цель в жизни; соблюдать режим двигательной активности; дышать чистым воздухом; правильно питаться; уметь распределять труд и отдых; соблюдать личную гигиену; отказаться от вредных привычек.

Важным элементом личной гигиены является правильная организация режима дня. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. Чтобы помочь детям в формировании основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни я постоянно читаю литературу по данной теме. Особенности психофизического развития детей с отклонениями в развитии требуют необходимость включения в режим дня охранительных и здоровьесберегающих мероприятий: утренних, дневных и вечерних прогулок (интернат), проведение динамических пауз, как на уроках, так и на воспитательных занятиях, выполнение санитарно-гигиенических требований.

На первоначальном этапе обучения навыки социально – личностного развития у обучающихся 1 класса находились в процессе формирования, особенно санитарно-гигиенические. Дети не следили за своим внешним видом, (грязная одежда, неухоженные волосы, чистили зубы только под контролем воспитателя и т. д.) Постепенно, шаг за шагом на воспитательных занятиях целенаправленно проводилась работа по привитию санитарно-гигиенических навыков, самообслуживания, здорового образа жизни. Уже в конце 1 -го класса появились небольшие положительные результаты. Это наглядно было видно на общешкольном открытом мероприятии: «Веселый праздник чистоты», где ребята показали неплохие теоретические знания и смогли отработать их практически.

Не менее значительное место в воспитательной работе отводится физическому воспитанию. Ребята активно участвуют во всех спортивных мероприятиях. Во втором классе продолжается отработка санитарно-гигиенических навыков, это внешний вид, чистота рук, волос, гигиена зубов, гигиена тела. В классе работает санитарная комиссия, которая следит за чистотой, проветриванием классной комнаты, внешним видом воспитанников. Большинство ребят научились следить за своим внешним видом. С детьми провожу индивидуальные наглядные беседы, практические занятия (учимся стирать вещи, утюжить, зашивать, менять постельное белье).

Достучаться до сердца ребенка, добиться того, чтобы разговор о здоровье стал для него личностно значимым, - непростая задача для педагога. Несговорчивые и ершистые современные дети ко всему сказанному взрослыми нередко относятся с недоверием и скептицизмом. В данном направлении систематически проводятся мероприятия в форме бесед, ролевых игр, проблемных ситуаций, КВН, практических занятий. Основное содержание, которых связано с воспитанием у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированием представления о здоровье как ценности. Это: «Сбереги природу – сбережешь здоровье», «Не рядись в сто одежек», «Забудем о простуде», «Курение или здоровье – выбираем сами», «Окно в мир» - охрана зрения, «У здоровья на посту», «Поговорим о гигиене», «Секреты здорового питания», «Красота и здоровье», «Легенды и быль о продуктах», «Мы бодры и веселы», «Волосы и уход за ними», «Здоровье и безопасность», «Три ступени, ведущие вниз», и т.д.

Мероприятия, которые проводятся в игровой форме, особенно соревновательного плана для ребят дают положительные результаты, т.е. если индивидуально Егор и Алексей не проявляют активности в работе, то в команде они работают не хуже других, конечно задания подбираются с учетом возможности ребят. Стараюсь разнообразить виды деятельности на занятиях – это решение проблемных ситуаций, разгадывание простейших кроссвордов, ребусов, оформление рисунков по теме занятия, составление пословиц из разбросанных букв на карточке или разрезанных букв из конверта, сценическое обыгрывание небольших ситуаций. Активно ребята включаются в игровые задания – викторины, «Поле чудес», КВН. Это может быть и групповая работа и индивидуальная, и работа в паре. Во время закрепления использую карточки «Дополни предложение», «Выбери правильный ответ», памятки по темам занятия. Это по ПДД, ППБ, по культуре поведения и т.д. На воспитательных занятиях ребята узнают о правильном питании, о предупреждении простудных заболеваний, о режиме труда и отдыха, о вреде никотина, алкоголя, о том к чему приводит наркомания, и т.д. Подкрепляю это презентациями по каждой теме, ребята наглядно могут убедиться в том, о чем узнали на занятии. Например, на какие органы, и каким образом влияет никотин, алкоголь, наркотики и т.д.

Большая работа по основам здорового образа жизни проводится на воспитательных часах и беседах, где непосредственно дети учатся не теряться в экстремальных ситуациях, принимать правильное решение, дорожить своей жизнью и жизнью людей, живущих рядом. Такие занятия позволяют обучающимся, получить систематизированное представление о личном здоровье, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека.

Воспитательные мероприятия охватывают большой круг вопросов – от правил личной гигиены до правил психологического познания самого себя. Занятия по привитию здорового образа жизни дают положительные результаты. При проведении занятия «Мой дом – моя крепость» ребята показали, что они знают и соблюдают режим дня, какие продукты полезные, а какие вредные. Наглядно были показаны слайды о соблюдении техники безопасности при пользовании электроприборами на кухне. Что при просмотре телепередач необходимо соблюдать расстояние не менее 1,5-2 метра. Была подготовлена информация о работе с компьютером, поспорили: компьютер друг или враг для человека, пришли к выводу, что при соблюдении техники безопасности в работе с компьютером он является другом. Были проведены практические занятия, о том, как необходимо одеваться по сезонам года, практически все выбрали правильную одежду. Собирая из букв названия лекарственных растений, ребята работали в паре, справились все, и рассказали, при каких заболеваниях используются данные лекарственные травы. Во время обыгрывания ситуации «На приеме у врача» показали, что владеют навыками культурного поведения. Возвращаться домой из больницы ребятам необходимо было переходить дорогу, и здесь все справились, дали правильные ответы на викторину по ПДД. При подведении итогов занятия ребятам было предложено упражнение на внимание. Три картинки, где неправильно были подключены электроприборы, очень близко у экрана телевизора сидела семья во время просмотра, и не по сезону одетый молодой человек на пляже среди отдыхающих. Ответили правильно, да и еще определили, что у отдыхающих нет головных уборов, при сильной жаре у них может случиться солнечный удар. Несмотря на то, что имеются еще проблемы, хочется отметить и положительные результаты. У всех ребят сформированы социально-личностные навыки, если еще в 1 классе у большинства ребят был средний уровень воспитанности, то во втором классе 3 воспитанника имеют высокий уровень воспитанности. Таким образом, у учащихся наблюдается положительная динамика, благодаря системному подходу в работе по привитию здорового образа жизни.















Литература

1. Журнал «Здоровьесберегающее образование» №1 2009 год.

2. А.А. Левитская «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях».

3. К.А. Катаев, М.В. Шаповалов «Здоровьеразвивающие педагогические технологии в теории и практике обучения и воспитания».

4. Журналы «Справочник классного руководителя» 2009 год. Рубрика «Здоровый образ жизни».

5. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы.

Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате.

6. Бгажнокова И.М. Методические рекомендации и программа воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми младшего школьного возраста в условиях интерната.

7. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни.

8. Белоножкина О.В. и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе.

9. Брагина С.А., Авдощенко Л.В. Диалоги о здоровье.

10. Маюров А.Н., Маюров Я.А. В здоровом теле – здоровый дух.

11. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. 191с.

12. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей

13. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.

14.Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы.

15. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате.

16. Бгажнокова И.М. Методические рекомендации и программа воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми младшего школьного возраста в условиях интерната.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!