СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у учащихся младшего школьного возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у учащихся младшего школьного возраста".»

Тема: «Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у учащихся младшего школьного возраста».


1.Анализ потребностей современного общества.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ученика. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, увеличивающаяся интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей. Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов. 2. Личные наблюдения. По собственному опыту я знаю, что более успешным и продуктивным является такой процесс обучения, который включает чередование видов деятельности, физкультминутки, активный отдых на переменах, отдых для глаз, умелое использование наглядных и технических средств обучения. Все это способствует положительной мотивации учебной деятельности. Учитель, опираясь на знания в области психологии, физиологии человека, осуществляет индивидуальный подход к образованию учащихся. Серьезное внимание нужно обратить на оптимизацию двигательного режима учащихся. Используемые для этого средства вполне доступны и не требуют каких-либо значительных материальных затрат. И это совсем не означает, что нужно изобретать и применять только такие-то новые формы и методы обучения. Главное – изменить свое отношение и всегда помнить, что человек – это саморазвивающая система, каждый ученик – это яркая индивидуальность, которую надо обогатить и развить в соответстви с требованиями времени. К такому выводу я пришла, изучая теоретические вопросы здоровьесбережения. 3.Актуальность проблемы. Общество предъявляет социальный заказ системе образования — усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни (ЗОЖ).Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

• Наследственность — определяет здоровье на 20%.

• Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20%.

• Деятельность системы здравоохранения — на 10%.

• Образ жизни человека — на 50%.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Проблемы, обусловившие необходимость разработки моего опыта по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся:

- Ухудшение экологической обстановки, убыстряющийся темп жизни – основные факторы, влияющие на здоровье учащихся.

- Возрастающие учебные нагрузки, стрессовые ситуации, сказывающиеся на здоровье учащихся.

- Наличие заболеваний с наследственной предрасположенностью у учащихся.

- Недостаточность знаний основ гигиены, правильного питания, о вреде и последствиях алкоголизма, табакокурения, наркомании.


Жизненно необходимым условием для развития личности становятся инновационнные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья, осознании его, как ценности. Системный здоровьесберегающий подход способствует воспитанию здоровых, социально – активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды. Здоровая среда в процессе обучения связана с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие методы и приёмы работы, позволяющие сохранять здоровье участников образовательного процесса. В своей работе с учащимися я применяю здоровьесберегающие технологии. Основной целью в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни является сохранение, укрепление, приращение жизненных сил ребёнка, активное включение в познавательную учебную деятельность. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Проведение гимнастики до занятий способствует более организованному началу занятий и позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятия, внимания, памяти и др.) Её проводят специально подготовленные ученики класса. Во время урока я использую динамические паузы, комфортное начало и окончание урока, минутки релаксации, психологической разгрузки, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Урок можно начать с дыхательной гимнастики, используя упражнения, успокаивающие дыхание. В ходе урока мною применяются элементы активного отдыха – физкультминутки. Они способствуют переключению внимания, позволяют устранить или предупредить утомление, восстанавливают умственную работоспособность. Во время контрольной или самостоятельной работы можно использовать приём мобилизующего дыхания. Для профилактики зрительных нагрузок использую упражнения, снимающие утомление глаз. 1 час неделю отводится классный час. Его программы включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Эта программа является комплексной программой по формированию:

- культуры здоровья обучающихся

- правил личной гигиены

- правил безопасного поведения

- правил здорового питания.

Классный час включают разбор жизненных ситуаций, просмотр фильмов, игровые ситуации, сообщение дополнительных материалов, проведение викторин, создание проектов. Такие занятия способствуют осознанию обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработке форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. Методика работы с детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делает акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активную деятельность самих детей, побуждая их к творческому отноше6нию при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др.), необходимыми для развития навыков ребёнка. Наиболее используемой формой на классном часе является беседа – диалог с детьми, которая включает вопросы гигиены, питания, безопасного поведения. Подспорьем в работе является использование средств ИКТ. Я использую как уже готовые презентации так и те, что создаю самостоятельно. Считаю, что оздоровительные минутки должны включать не только физические упражнения, но и нести духовное оздоровление. (Например : «Сотвори солнце в руках»). Оздоровительные паузы я комбинирую, включаю физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук и плечевого пояса. После того как ребята освоят новый комплекс, я даю им возможность самим проводить эти фикультминутки. Они с удовольствием входят в роль учителя, а я предоставляю возможность испытать силы каждому.

Занятия о пище, питании я иногда провожу прямо в столовой, где лучше всего можно подкрепить теорию практическими действиями. Таким образом, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания.На классном часе я не читаю нравоучений, а стараюсь задавать детям такие вопросы, ответы на которые приносили бы им радость и вызывали интерес к дальнейшим занятиям. Пропаганда культуры здоровья и здорового образа жизни среди родителей учащихся.Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся было бы неполным без взаимодействия с родительским коллективом учащихся. Для пропаганды здорового образа жизни среди родителей я использую тематические родительские собрания. Одной из тем собраний была тема «Причины и последствия детской агрессии». Форма проведения собрания семинар – практикум. Целями собрания стали обсуждение причин возникновения детской агрессии и её влияние на поведение ребёнка, формирование у родителей культуры поведения в семье через понимание причин детской агрессии. В качестве подготовительной работы было проведено анкетирование родителей по данной теме и анкетирование детей. В ходе анализа анкетирования на собрании были найдены причины появления агрессивного поведения детей. Совместно рассматривая пути решения этой проблемы, итогом собрания явилась выработка правил поведения родителей и детей. В конце собрания родителями по цепочке зачитывались «золотые правила» воспитания. Каждый участник собрания получил памятку с советами по воспитанию ребёнка. Также на родительских собраниях были освещены темы: «Телевидение в жизни семьи и детей», «Трудовое воспитание в семье», «Любит ли ваш ребёнок читать? А вы?», «Как помочь ребёнку стать внимательным?» и др. Системный подход к пониманию здоровья обусловил значительные изменения модели школы, педагогические аспекты здорового образа жизни в школе многообразны. Обобщая свой педагогический опыт, я пришла к пониманию, что любой учебный процесс должен: сохранять здоровье ребёнка; быть корректным к личности ученика; быть развивающим; быть интересным для обучающегося; быть результативным.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!