СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Игровые и занимательные приёмы на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, уроки математики наши дети не любят. Предмет сложный, требует значительного умственного напряжения. Часто ко мне, в среднюю школу, приходят ребята из начальных классов со стойкой неприязнью к этому предмету. И переломить эту ситуацию бывает очень трудно. Конечно, завышение отметок и создание "видимости благополучия" я не приемлю. Но в то же время стараюсь орагнизовывать побольше ситуаций успеха, подбадривать ученика, акцентировать внимание даже на незначительных достижениях. Здесь мне помогают различные "завлекалочки" в виде игровых моментов, занимательных видов заданий. Здесь представлены приёмы, не требующие особой подготовки в виде раздаточного материала.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Игровые и занимательные приёмы на уроках математики»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа №76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»










Доклад на тему:

«Игровые и занимательные приёмы на уроках математики»















Выполнила учитель математики

Макарова Л.Р.






Казань 2020



К сожалению, уроки математики наши дети не любят. Предмет сложный, требует значительного умственного напряжения. Часто ко мне, в среднюю школу, приходят ребята из начальных классов со стойкой неприязнью к этому предмету. И переломить эту ситуацию бывает очень трудно. Конечно, завышение отметок и создание "видимости благополучия" я не приемлю. Но в то же время стараюсь орагнизовывать побольше ситуаций успеха, подбадривать ученика, акцентировать внимание даже на незначительных достижениях. Здесь мне помогают различные "завлекалочки" в виде игровых моментов, занимательных видов заданий. Здесь представлены приёмы, не требующие особой подготовки в виде раздаточного материала.

1. Игра «Многозначные числа». Для лучшего усвоения структуры многозначных чисел можно предложить учащимся эту игру. Ребята показывают с помощью пальцев количество разрядов, которое должно быть в названном многозначном числе. Например, 5 пальцев - 5 разрядов - пятизначное число. Так учащиеся могут играть по цепочке или сами выбирая, кому показывать число. В конце подводится итог, выбирается победитель. Награждением может служить уменьшение объёма домашнего задания.

2. Игра «Составь пример». По теме «Письменное сложение и вычитание». Первый ученик придумывает первое число, второй соответственно второе число, третий придумывает знак действия, четвёртый ученик решает. Затем роли меняются. Учитель должен следить, чтобы действие было выполнимо, с помощью наводящих вопросов это можно успешно регулировать.

3. Игра «Составь задачу». Каждый из учащихся называет по одному элементу задачи: "первое известное", "второе известное", числовые данные", вопрос. Учитель фиксирует это на доске, "собирая" краткое условие. Когда всё готово, задача учеников проверить условие, возможность решения. Примечание: иногда получаются чрезвычайно забавные задачи.

4. «Учитель молчит». Педагог объявляет, что сейчас он не проронит ни слова, а задача учеников решить пример или задачу, записанную на доске. Команда к записи начинается со слова "Пишем...". Так, дети учатся организовывать свои действия , оценивать происходящее, общаться между собой.

5. «Решение по цепочке». На доске задание. По очереди ученики выходят к доске и пишут по одному этапу решения или по одному элементу записи. В конце должен получится правильный ответ. Если таковой имеется, ученики получают вознаграждение в виде пятёрок или другого.

6. «Я – учитель». Приём предлагается "сильным" ученикам. Их задача придумать пример для остальных, объяснить, как это сделать, проконтролировать выполнение, раздать призовые фишки тому, кто правильно выполнил.

7. «Обмен тетрадями». Приём корректирует и совершенствует внимание, умение разбираться не только в своём, но и чужом почерке, адекватно оценивать. Учащиеся выполняют работу, затем обмениваются тетрадями и проверяют сделанное красными карандашами, подчёркивают то, как им кажется, выполнено неправильно. Могут поставить оценки. Затем ошибки и оценки обсуждаются. Учитель корректирует и разъясняет, почему та или иная отметка выставлена необоснованно.

8. «Найди ошибку». Учитель записывает решение на доске нескольких примеров. Где-то спрятана ошибка. Задача учащихся найти её. Кто первый догадается, тот получает призовую фишку. Из опыта скажу, что это весьма полезное задание, потом ученики сами контролируют учителя, находят "случайные описки".

9. «Лотерея». Учитель записывает на карточки по одному слову. Я использую слова, значение которых неплохо знакомо детям. Например, утюг, пылесос. Каждый из ребят вытягивает карточку. Его задача составить задачу (определённый вид, который сейчас изучается) про этот предмет. Здесь важно проследить адекватность ситуации в задаче. Часто у ребят утюг может стоить сто тысяч рублей, надо им объяснить, что таких цен пока нет.

10. «Найди пару». Учащиеся вытягивают карточки. На каких-то карточках записаны слова, названия предметов, на других числовые данные (сколько-то рублей, см, кг, мин.).

Задача учащихся найти подходящую пару. Например, карточка "пачка сахара" подходит к карточке "30 рублей", "телевизор" - "8.900 руб.". Затем можно усложнить: попросить составить задачу.

Рассмотрим коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.

Организационный момент —это статичная часть урока, всегда проводится в начале урока, а быстрота и четкость его проведения свидетельствуют о высокой организованности учащихся. Можно использовать следующие упражнения:

1.Большой интерес вызывают у учащихся упражнения вида: «Первым сядет тот, кто...» варианты заданий различные и могут варьироваться от урока к уроку:

а) «...кто назовет состав числа 9»;

(тема урока «Умножение числа 9».

Каждый ученик называет по одному примеру.

б) «...кто прочитает примеры таблицы умножения в правильной последовательности». (даны примеры таблицы умножения 9 вразброс, назвать в правильном порядке).

в) «...кто правильно ответит на вопрос учителя»:

- Назвать число, следующее за числом 8.

- Назвать число, предшествующее числу 10.

- Назвать число, стоящее между числами 8 и 10.

- Назвать наибольшее однозначное число и т.д.

Сразу же можно сделать вывод о составе числа и отличии числа от цифры и сообщить тему урока «Умножение числа 8».

г) А какие принадлежности необходимы для урока математики можно определить при помощи игры «Молчанка».

Учитель показывает предмет, необходимый для этого урока, дети показывают такой же.

Проверка домашнего задания может проводиться в начале, середине, конце урока, либо не проводиться вообще. Задания для проверки также составляет учитель, они зависят от темы урока и состава класса.

а) прочитать примеры по- разному;

б) назвать только четные числа, которые получились в ответах

( нечетные, однозначные...);

в) составить подобный пример и объяснить его решение;

г) ответы первого столбика увеличить в 10 раз.

д) найти сумму чисел, полученных в ответах второго столбика;

е) из записанных на доске чисел выбрать те, которые являются ответами 1 столбика.

ж) хлопком определить правильный ответ из названных учителем.

Устные задания предъявляются учащимися в слуховой, зрительной форме с учетом особенностей восприятия каждого ребенка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта, работе с разрезными цифрами.

а) Игра «Математические знаки» направлена на коррекцию памяти на основе установления аналитико-синтетической связи между компонентами:

- назвать только знак;

- назвать только действия;

- назвать только компоненты;

- назвать только результат действия.

Многофункционально упражнение «Числовой ряд».

Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом:

1, 12, 6, 50, 31, 7

  -назвать только однозначные;

  -назвать только двузначные;

  -назвать только круглые десятки;

  -назвать число, в котором 3 дес. и 1 ед и т.д.;

  -прочитать числа в прямом порядке;

  -число, которое стоит третьим по счету;

  -прочитать числа в обратном порядке;

  -записать по памяти.

Делаем вывод:

- Сколько чисел записано на доске?

- Сколько различных цифр использовали для записи данных чисел?

- Отличие числа от цифры.

Главной задачей этапа закрепление знаний является уточнение и закрепление нового материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся применяют знания в аналогичных ситуациях. Решают примеры, задачи такой же степени трудности, отрабатывают приемы вычислительных, чертежных, графических действий, закрепляют выводы, правила, алгоритмы.

На этом этапе урока появляются широкие возможности организации самостоятельной работы. При этом каждый ребенок в доступном ему темпе выполняет посильный для него объем работы разной степени сложности. Очень хорошим приемом, по моему мнению, являются задания тестового характера, которые классифицируются следующим образом:

Тесты с выбором одного правильного ответа.

Пример

Тема. Все действия в пределах 100.

 

Задание

Ответ

1

Если 10 увеличить в 2 раза, будет

12

20

22

2

Если из 14 вычесть 4, будет

10

14

18

3

Если из 42 вычесть 0, будет

40

42

44

4

Если к 13 прибавить 3, будет

10

13

16

5

Если к 25 прибавить 0, будет

20

22

25


Нарушение абстрактного и логического мышления, зрительно -пространственной ориентировки особенно сильно сказывается при изучении геометрического материала. Возможно, поэтому в школе VIII вида изучению геометрического материала уделяется недостаточно внимания, а ведь именно этот раздел математики способствует развитию всех высших психических функций детей с ограниченными возможностями. Учителю необходимо правильно определить место на уроке. Особенно это сделать нелегко в младших классах, где нет специально организованных уроков геометрии, но к геометрическому материалу приходится обращаться почти на каждом уроке математики. Поэтому важно, чтобы, где это возможно, геометрический материал сочетался с арифметическим. Развитие пространственных и геометрических представлений будут способствовать лучшему усвоению математики.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

Использование коррекционно - развивающих упражнений  в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.

В заключении хочется отметить, что изучение математики должно обогащать ум и душу ребенка, помогать нашим маленьким гражданам жить полноценной, богатой духовно и успешной жизнью сейчас и быть способным в будущем найти свое достойное место в этом сложном, меняющемся мире.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!