СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "ИКТ на уроках химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "ИКТ на уроках химии"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "ИКТ на уроках химии"»

Зайчиков В. В.

Учитель МКОУ «Бодеевская СОШ»


ИКТ на уроках химии.


Современное общество, предъявляет более высокие требования к выпускнику школы.  Те школьники, которые успешно освоят курс школьной программы, даже на углубленном уровне, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, но не будут уметь самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить, не смогут рассчитывать на успех в современном обществе. Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного востребованного обществом качества образования.  Поэтому, сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать каждому ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. На традиционном уроке учитель четко по времени разделяет этапы урока и отводит определенное время на решение каждой задачи. При этом некоторые учащиеся «уже все сделали, что дальше?», а другие не успевают за учителем. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого ученика.


Цели использования информационных технологий

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.


Направления использования ИКТ

В изучении школьного курса химии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;

  • изучение производств химических продуктов;

  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;

  • система тестового контроля - подготовка к ЕГЭ.

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Формы использования ИКТ

1. Использование электронных учебников

2. Использование мультимедийных презентаций

3. Использование ресурсов сети Интернет, в том числе виртуальных лабораторий

4. Использование интерактивной доски

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов

6. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО)

7. Использование ЦОРов, ЭОРов

8. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения ОМС

Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий для ученика:

  • ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

  • ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

  • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Использование ИКТ позволяет визуализировать процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности (создание презентаций, выполнение практических работ в виртуальной лаборатории, тестирование и т.д), позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?

  • экономию времени на уроке;

  • глубину погружения в материал;

  • повышенную мотивацию обучения;

  • интегративный подход в обучении;

  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.


ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


На уроках химии можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ:

использование готовых программ по химии, имеющихся в медиатеке;

создание собственных образовательных ресурсов;

работа в Интернет.

 

1) На уроках и факультативах по химии и во внеурочное время я использую такие электронные учебники:

« Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

«Химия. Виртуальная лаборатория 8-11 класс»

«Органическая химия»

«Самоучитель решения задач по химии» и др.


Эти и подобные электронные пособия помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать усвоенные знания,
психологически настроить на атмосферу экзамена,
натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера, сформировать навыки самоконтроля,
сформировать мотивацию к учению в целом и к химии в частности,
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом, обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него другие общеучебные навыки.

Включение электронных учебников в учебный процесс имеет множество плюсов;
видеоматериал вводит учащихся в виртуальный мир химических процессов,
широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся,
не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала,
интерактивные задания помогают более объективно оценивать знания учащихся, которые становятся требовательнее к себе. 

Обучая детей химии, я разработал ряд уроков с применением информационных технологий:

«Общая характеристика, свойства и способы получения металлов», 11 класс

«Вещества и их свойства», 11 класс 
«Алканы», 10 класс
«Алкины», 10 класс

«Сравнительная характеристика галогенов», 9 класс

« Хлороводород и соляная кислота», 9 класс

«Строение атома», 8 класс

«Типы химических реакций», 8 класс

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию. 
Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Презентации могут составлять и сами учащиеся. Такое задание можно дать в качестве домашнего, например, по истории открытия того или иного вещества, элемента, использования вещества в быту, отчёт о проведении домашнего эксперимента и т.д.

Постановка системы практических занятий - совершенно необходимый компонент химического образования. Для проведения химического эксперимента нужна хорошо оборудованная лаборатория, максимальный набор химических реактивов, подводка воды, газа и электрического тока, но обеспеченность системы образования всем перечнем необходимого материала для проведения химического эксперимента всегда находилась на минимальном уровне. 

На уроках химии я использую электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория для 8-11кл.»

На диске достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии средней школы, хранится весь справочный материал, имеется журнал лабораторных работ.

Электронное издание «Виртуальная лаборатория для 8-11кл.» включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории, оснащенной необходимыми реактивами и лабораторным оборудованием. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, заносить свои наблюдения в «Лабораторный журнал», «сфотографировать» с экрана с помощью виртуального фотоаппарата, составлять уравнения реакций. 
Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта. При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. При этом у учащихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям. 

При выполнении виртуальных опытов происходит экономия учебного времени, которую целесообразно использовать для решения творческих экспериментальных задач, закрепления материала или правильного осмысления сути происходящих реакций. 
Диск «Виртуальная лаборатория» побуждает учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

Сегодня, наверное, ни один вид внеклассной деятельности не мыслим без применения современных ЭСО. Это  конкурсы,  викторины,  интеллектуальные игры,  фильмы и многие другие формы работы.  Несомненно ИКТ делает мероприятия более зрелищными, наглядными, информативными, современными и динамичными. Я же хочу больше обратить внимание на применение ИКТ в области проектно- исследовательской деятельности. 

В первую очередь, проектно-исследовательский метод – это активный поиск необходимой информации (анализ литературы, методик). Сегодня облегчает этот поиск сеть Интернет. Во – вторых, это статистическая обработка данных (ни одна работа в области химии не будет даже рассматриваться на конкурсе без наличия этих данных). И опять к нам на помощь приходят не только калькуляторы, но и статистические сайты. Сама работа также представляется не в рукописном виде, учащиеся при наборе применяют навыки - учатся работать  в Word, Exsel и Power Point.

Чем  учитель может помочь своим ученикам при проектно- исследовательской деятельности? Ответ прост: направить поиск информации в  нужном направлении, не  делая выбор за ребёнка; помочь рационально распределить своё время, организуя деятельность дистанционно.

В качестве заключения хочется отметить, что ИКТ могут быть применены на любом уроке, поэтому необходимо планировать, что и когда применить для более эффективного результата.  Несомненно, что компьютер не может полностью заменить учителя, химический эксперимент нужно проводить всегда, когда есть возможность, применение компьютера на каждом уроке невозможно как с практической точки зрения (не в каждом кабинете есть такая возможность), но, к тому же, это может привести к нарушению санитарных норм. Т.е., необходимо идти в ногу со временем, используя современные технологии и средства обучения, но не забывать при этом самый эффективный способ взаимодействия учителя и ученика – живое общение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!