СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Индивидуальная траектория продвижения ребенка как способ развития одаренности»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Индивидуальная траектория продвижения ребенка как способ развития одаренности»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Индивидуальная траектория продвижения ребенка как способ развития одаренности»»









«Индивидуальная траектория продвижения ребенка как способ развития одаренности»







  1. Кузьмин Сергей Сергеевич
















  1. 2017


  1. Содержание:





  1. Информация об опыте………………………………………………………..3

  2. Технология опыта…………………………………………………………….7

  3. Результативность опыта……………………………………………………..12

  4. Библиографический список….......................................................................15

  5. Приложение к опыту ……………………………………………………….16




















ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Кузьмин Сергей Сергеевич - учитель физической

культуры

КГУ «Средняя школа № 4

г.Петропавловск

Тема опыта:

«Индивидуальная траектория продвижения ребенка как способ развития одаренности».

Педагогический стаж – 14 год.

Учебное заведение, которое закончил, дата окончания – Кокшетауский университет , 2006г.

Категория – первая.

С какого года работает по проблеме: с 2015г. «Разработка индивидуальных шкал требований для оценивания успеваемости учащихся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей их развития».

Какими обобщёнными материалами представлен опыт:

2014 г. – Доклад «Интегрированные уроки физической культуры» (выступление на методическом объединении учителей физической культуры школы).

2015 г. – открытый урок: Волейбол. « варианты техники приема и передачи мяча»

городской семинар учителей физической культуры.


2016г. – тренировочное занятие по баскетболу «Совершенствование техники владения мячом в баскетболе» городской семинар …………………….


Возникновение опыта

Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 14 лет. Работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологий, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.

Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:

- ухудшение здоровья детей;

- снижение мотивации к занятиям физической культуры и спорта;

В школе, в образовательной области «Физическая культура», предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.

Информация об опыте


В сентябре 2017 года педагогом в 10-х классах было проведена анкета"Как распознать одаренность"( в сфере спортивной одаренности)

Цель анкеты: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. Из 98 уч-ся 48% имели проявление специальных способностей среднего и высокого уровня, а 52% ниже среднего уровень физической подготовленности, что не соответствовало их физическому развитию. В результате анкетирования было выявлено слабая мотивация учеников к самостоятельным и систематическим занятиям физическими упражнениями. Результаты физической подготовленности учащихся и анкетирования, определили необходимость разработки новой эффективной методики по физическому воспитанию школьников и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у школьников к урокам физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность на уроке, способствовать комплексному развитию двигательных качеств. Таким образом, сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, индивидуальными занятиями, осуществляется процесс по выявлению в какой области ребенок наиболее одарен.

И все это служит одной цели – повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.

Актуальность опыта: Во всех стратегических документах последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших спортсменов. Мы гордимся известным казахстанским спортсменом, нашим земляком - Александром Винокуровым и другими известными спортсменами.

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Ведущая педагогическая идея опыта. Заключается в том, что благодаря приобретению знаний, умений и навыков по физической культуре учащиеся могут реализовать себя в различных видах спорта, а так же потребности в самоопределении и профессиональном становлении в будущем. С помощью четкой, эффективной организации взаимодействия всех участников образовательного процесса (учеников, педагогов, родителей и администрации) по работе с одаренными детьми достигается высокая результативность учебных достижений учащихся по физической культуре.

Основной педагогической идеей данного опыта является выявление и организация работы с одаренными детьми.

Свой опыт работы я поделил на четыре этапа:

1. Первый этап – поисково-теоретический. На данном этапе были проанализированы литературные источники, намечены программы, подбирался инструментарий. Познакомился с научными данными о психологических осо­бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. Рассмотрел взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, и др.

2.Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке. Гибкость ,ловкость ,быстрота, выносливость это первоначальные критерии по которым определяется одаренность ребенка. Увлекаться каким-то видом спорта больше установленного расписанием времени, требует от ребенка терпение, желание заниматься.

3. Третий этап – опытно-экспериментальный. Осуществлялась система и активные действия по изучению опыта, создание и апробирование.

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

4.Четвертый этап - заключительно-обобщающий. На данном этапе проведен, анализ, систематизация и обобщение полученных результатов.

Диапазон опыта. При планировании работы на год исходит из того, что основной формой физического воспитания в школе является урок. Однако при всей его значимости большая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит внеклассной работе. Поэтому при составлении календаря школьных спортивно-массовых мероприятий необходимо стремиться обеспечить единство учебной и внеклассной работы.

Теоретическая база опыта. Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

В поиске путей и методов активизации процесса физического обучения, выявления одаренных детей, учитель опирается на теоретическую базу, передовой опыт, предлагаемый на страницах журнала «Физическая культура в школе» и в новинках методической литературы.

Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующее: активизация познавательной деятельности требует определенной организации совместной работы учащихся и учителя, использование различных методов, способов и форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности.

Для осуществления прогнозирования необходимо, без сомнения, и тщательное изучение специфики вида спорта.

Выбор каждым учеником вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана, прежде всего, с детско-юношеским и массовым спортом.

Степень новизны опыта.

Заключается в том, что данная тема, несмотря на свою актуальность, недостаточно описана в педагогической и специальной литературе. В данной работе наиболее полно отражена организация эффективной работы с одаренными детьми по физической культуре, что представляет собой особую практическую ценность в современных условиях

Данный опыт можно отнести к категории репродуктивно-поискового. Цель его – активизировать познавательную деятельность школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

Новизна опыта состоит в рационализации, усовершенствование отдельных сторон педагогического труда. В создании системы применения в планировании учебного материала, в решении проблемы плотности урока, в системе работы по формированию мотивов к собственной активности школьника, а также психологическим механизмам саморазвития личности, лежащим в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Главная цель – создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, активности ребенка, преобразования ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей и компетентностей учащихся;

  • переход к новому содержанию образования;

  • осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;

  • развитие способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

  • развитие способностей самоактуализации и самоопределения, социальной одаренности;

  • научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни (функциональная грамотность).

Средства достижения поставленной цели. Поставленные перед учителем задачи решаются через:

  • совершенствование методики проведения урока;

  • индивидуальную работу с одаренными и физически развитыми обучающимися;

  • коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков;

  • мотивацию школьников к учению;

  • создание необходимых условий по изучению, развитию и коррекции личностных качеств одаренных детей;

  • оказание помощи учащимся для развития в них способностей к самораскрытию, самовыражению и самосовершенствованию через разнообразные формы урочной, внеклассной и внешкольной деятельности.

За период своей работы, я пришел к выводу, что нужно совершенствовать методы обучения и дополнить ранее применявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было бы успешно развивать физические качества учащихся, умение самостоятельно приобретать знания из разных источников, воспитывать творческую личность.

Система работы строится на следующих принципах:

- соответствие потребности педагогического процесса;

- ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы и других видов учебной деятельности);

- разнообразие заданий, оригинальные аутентичные учебные материалы;

- вопросы и задания проблемного (творческого) характера, активизирующие физические усилия учащихся, стимулирующие свободное выполнения сложных упражнений;

- сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной;

- сочетание изучения теоретического и практического материалов;

Учитель осуществляет обучение одаренных детей стратегию ускоренного обучения.  Основное требование при включении учащихся в учебную деятельность:

- учащиеся должны быть заинтересованы в учебных действиях и повышенный интерес к физической культуре;

-учащиеся должны знать простейшие способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

-развивать основные физические качества: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

При отборе учащихся, для выявления одаренных детей я провожу: антропо­метрические обследования (например, в бас­кетболе, легкоатлетических метаниях, не­обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.), медико-биологические исследования (оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся), педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта), пси­хологические и социологические обследования (позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т).

Личная концепция, учителя, заключена в следующем:

В ходе работы с одаренными детьми я выделил несколько этапов:

1 этап. Построение работы с одаренными детьми, обеспечивающей своевременное и эффективное выявление одаренных детей, оказание им всесторонней поддержки, а также развитие способностей на всех ступенях.

2 этап.

  • поиск творческих приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры;

  • формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных и спортивных игр;

  • расширение границ двигательной активности школьников за счет использования подвижных и спортивных игр;

  • активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников.

3 этап. Условия эффективности организации работы с одаренными детьми, в число которых включаются:

  • возможность осуществления дифференцированно -адресного педагогического сопровождения интеллектуально одаренных учащихся;

  • возможность для интеллектуально одаренных учащихся выбора форм и видов творческой деятельности.

В своей работе я помогаю учащимся в выборе вида спорта, который соответствует его психофизическим данным.

В начале я провожу отбор детей, обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта (агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; тестирование и наблюдения для определения способностей детей к данному виду спорта; наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.)

За тем идет углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек, обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

На заключительном этапе провожу отбор для выявления одаренных детей с зачислением в коллективы спортсменов для участия в городских соревнованиях.

Эффективность использования инновационных методик помогает овладеть школьникам умением использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой.

В течение года, я дважды провожу мониторинг развития физических качеств через сдачу нормативов.

Повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы, помогает хорошая материально-спортивная база, состояние спортивного оборудования и физкультурного инвентаря.

При индивидуальной работе с детьми я использую дифференцированный метод обучения.

Практически при этом использую:

  • различное количество повторений упражнений;

  • увеличиваю, время выполнения упражнений;

  • применяю различный темп выполнения упражнения;

  • увеличиваю амплитуду движений;

  • усложняю исполнение упражнений;

  • для увеличения плотности занятий. использую метод круговой тренировки.

На занятиях учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует уровню физического развития, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку.

В вопросах преподавания и планирования руководствуюсь нормативными документами обязательными в работе учителя. Применяю современные подходы для повышения мотивации школьников к занятиям и формирования физической культуры личности посредством освоения программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в школе по плану и включает различные мероприятия: участие в городской спартакиаде школьников; «Дни здоровья», «Веселые старты», олимпиады по физической культуре, спортивные соревнования в дни каникул и другие соревнования.

Основная работа направлена на вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом в баскетбольной секции.

Формирование мотивации обучения.

На своих занятиях я применяю общеразвиваюшие, имитационные и специальные упражнения, которые способствуют развитию двигательных качеств у детей, устанавливаю оптимальный режим физических нагрузок.

На каждом занятии особое внимание уделяется развитию творческого потенциала учащихся, приобщаю к ведению здорового образа жизни.

Основными формами моей методической работы является самообразование, взаимопосещение и анализ уроков по плану внутришкольного контроля, педагогический мониторинг, подготовка и проведение предметной недели, разработка методических рекомендаций в помощь учителю, аттестация.

Для поддержания своего высокого уровня участвует в городских семинарах, принимаю участие в школьных и городских методических объединениях.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Отслеживание результатов и оценка результативности опыта работы. Внедряя наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания детей, преподаватель в течение года стремится к повышению результативности процесса обучения и воспитания, выявлению и развитию творческих способностей воспитанников, формированию устойчивых интересов и склонностей учащихся к физической культуре.

Для определения результативности своей педагогической деятельности использует следующие критерии, показатели и диагностический инструментарий:






В течение года, учитель планировал и проводил дважды в год мониторинг, выявлял средний уровень физической подготовки учащихся.


Результаты диагностики:


Учебные года

Принимали участие

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общий уровень физической подготовки

2013-2014г

203

22

160

21

89%

2014-2015г

193

19

158

16

91%

2015-2016г

178



3


91%


Сводная таблица результатов работы за 2008-2011 учебных годов

Показатели

2013-2014

2014-2015

2015-2016

1. Процент успевающих учащихся

100%

100%

100%

2. Процент качества знаний учащихся

100%

100%

100%

3. Количество обучаемых учащихся

269

220

178

4. Количество учащихся, успевающих на «4» и «5»

269

220

178



Динамика роста качества знаний учащихся



Внедряя наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания детей, я стремлюсь к повышению результативности процесса обучения и воспитания, выявлению и развитию творческих способностей воспитанников, формированию устойчивых интересов и склонностей учащихся к физической культуре.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. А.И. Доровской. Дидактические основы развития одаренности

учащихся. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 210 с.

2. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические

исследования и практика. // Психологический журнал.1995.№4. с.73.

3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.

4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.

5. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской

одаренности // Педагогика. - 2003. №8. - с.13-18.

6. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио,

1996.

7. Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети.... // Семья и школа, №3, 1990.

8. Одаренный ребенок и семья / Сост. Куровская С. Н.; Под ред.

Тарантей В.П. - Мозырь: Белый Ветер, 2006. - 116с.

9. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка

подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии,1994.

10. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсмена. -

М.: Физкультура и спорт, 1972. - 230 с.





Приложение



Приложение №1 – Тематическое планирование занятий по внеурочной

работе с одаренными учащимися.


Приложение №2 - Доклад на конференции: " Одаренные дети и спорт"


Приложение №3 – Урок физической культуры по баскетболу


Приложение №4 – Теоретический блок тестов по физической


Приложение №5 Рабочая программа по физической культуре для 11 класса

(углубленный уровень) под редакцией А.П. Паршикова


Приложение №6 – Анкета (В сфере спортивной одаренности). Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).







14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!