СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида".

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида".»

Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида.

Слайд 2

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии.

Слайд 3

Целью профессионально – трудового обучения в коррекционной школе является подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы.

Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаются задачи:

- формировать доступные школьникам технические и технологические знания; 

- развивать трудовые умения и навыки; 

- воспитывать у учащихся положительное отношение к труду.

Задачи эти должны решаться комплексно в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.

Слайд 4

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют следующие особенности:

- низкую познавательная активность;

- недостаточная сформированность умственных действий;

-недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

- недоразвитие мелкой моторики рук;

- эти дети быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при нагрузке.

Слайд 5

Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.

При изучении теоретического материала у учащихся иногда возникают затруднения. А во время практических заданий у них не возникает больших трудностей, так как учащиеся имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя.

Индивидуальный и дифференцированный подход я применяю на всех этапах урока, распределяя предлагаемые задания по разным уровням учебной деятельности.

Работа с учащимися требует от меня более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения. Поэтому очень важно осуществить на уроках швейного дела индивидуальный подход, тщательно подбирать эффективные технологии и методы обучения.

Слайд 6

Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

В каждом классе учащиеся подразделяются на группы по уровню усвоения программного материала.

Первая группа – это группа сильных обучающихся, хорошо успевающих. Обучающиеся самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.

Вторая группа - это группа детей, для которых характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

К третьей группе относятся обучающиеся, которые не умеют планировать свою работу, мелкая моторика развита очень слабо, им постоянно требуется помощь учителя.

Таким образом, одним учащимся достаточно получить инструкционную карту, другим требуется объяснение с опорой на технологическую карту, а третьим нужен неоднократный показ.

С целью привития интереса к предмету, я использую различный занимательный материал, провожу познавательные и дидактические игры. Индивидуальный подход осуществляю через: игровые технологии. Они помогают активизировать деятельность ребенка, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживают интерес к изучаемому материалу, развивают творческое воображение, образное мышление, снимают утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Слайд 7

Картотека игр на уроках швейного дела.

( из опыта работы)

Упражнения на развитие памяти.

«Пословица».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Один ученик начинает пословицу о труде, второй заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.

«Запомни».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Прочитать вслух описание фасона изделия, записать по памяти.

 Слайд 8

Упражнения на развитие мышления.

«Сравни».

1 «Выдели общее». 

Предлагается ряд эскизов изделий. Надо выделить общее, что имеется в этих изделиях. 

2. «Сравни».

Предлагается два ряда изделий, одного фасона, отличающиеся некоторыми незначительными деталями: 

а) что общего между первым и вторым рядом; 

б) сравни, чем отличаются модели первого и второго ряда; 

в) чем отличаются модели первого ряда друг от друга. 

Слайд 9

«Опиши фасон».

Цель: развитие и мышления, процессов сравнения; точности, полноты восприятия.

Предлагается рассмотреть модели, найти сходство и различия между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов, видов отделки и т.п. Они убеждаются в многообразии моделей, пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Учитель предлагает им подумать и придумать новые фасоны, зарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают лучшую модель.

Слайд 10

«Упражнения на развития внимания».

Цель: развитие операции анализа и синтеза, умение выделять их общего частное, формирование связных высказываний, развитие внимания.

В соответствии с темой урока ученицам предлагаются различные модели, изображающие одно и то же изделие, имеющее небольшие отличия. Учитель читает описание модели изделия, а ученицы ищут соответствующее изделие, свой выбор обосновывают.

Слайд 11

«Пазлы».

Цель: развитие умения восстановления целого из частей, развитие целенаправленности в работе, развитие зрительной пространственной памяти и ориентации, развитие внимания, усидчивости.

Эту игру можно использовать для проверки знаний учащихся, умения строить чертеж или рисунок швейного изделия. Для этого чертеж или рисунок изделия разрезается на части, перемешивается. Ученицы должны собрать чертеж.

Слайд 12

«Упражнения на развитие воображения».

Цель: развитие процессов анализа и сравнения развитие полноты, точности восприятия, развитие внимания, творческого воображения.

К доске вызывается одна ученица. Ей дается карточка с моделью изделия (например, наволочка). Она должна описать это изделие, а все остальные ученицы по этому описанию должны выполнить эскизы. Изображения исходное и полученные в результате игры сравниваются. Можно предложить ученицам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не совсем точно передана информация, не точно ее отобразили).

Слайд 13

«Найди пару».

Цель: развитие способности устанавливать логическую связь, умение группировать предметы, делать словесно-логическое обобщение.

На листе бумаги в столбце слева написаны первые слова словосочетаний. Каждое слово обозначено своей буквой. В столбце справа написаны вторые слова словосочетаний. Каждое слово обозначено цифрой. Необходимо найти пару каждому слову из первого столбика во втором, составить словосочетание и записать его. Каждой паре словосочетаний дать свое объяснение.

А – х/б 1 – карман

Б – условные 2 – шов

В – накладной 3 – ткань


Г – стачной 4 – линии

Слайд 14

«Где мое место?»

Цель: развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, развитие памяти, внимания.

На листе бумаги изображены изделия, которые учащиеся изготавливают на уроках швейного дела. Эти изделия имеют различное количество деталей кроя (от одной до четырех). В уголках листа расположены домики с цифрами 1, 2, 3, 4. Учащимся необходимо сгруппировать изделия по количеству деталей кроя и «расселить» по домикам. В домике 1 «поселятся» изделия, имеющие 1 деталь кроя (салфетка), в домике 2 - изделия, имеющие две детали кроя (мешочек для хранения работ) и т.д.

Слайд 15 – 16

«Логические цепочки». («Установление последовательности событий».)

Цель: развитие умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Восстановление последовательности этапов выполнения работы.

Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. С помощью кроссворда можно проверить на сколько усвоен пройденный материал.

Слайд 17 – 21

Например: Кроссворд (материаловедение + машиноведение).

По горизонтали:


1. Наука, изучающая состав тканей.


2. Профессия, связанная с ткачеством ткани.


3. Наука, изучающая строение машин.


4. Инструмент, принадлежащий для временного скрепления слоёв ткани.


По вертикали:


1. Деталь швейной машины, необходимая для наматывания нити на шпульку.

5. Деталь швейной машины: маховое …


6. Ручной инструмент, имеющий острый и тупой конец.


7. Скорость работы электродвигателя регулируется силой нажатия на …


8. Тонкие скрученные волокна.


9. Деталь швейной машины, перемещающая ткань под лапкой.


В процессе использования на уроке игр, направленных на коррекцию мыслительных операций, у учениц создается положительный эмоциональный настрой, улучшается работоспособность, активизируется познавательная деятельность, развиваются мышление, воображение, восприятие, речь. Учащиеся постоянно находятся в условии поиска, что повышает интерес к работе; возрастает удовлетворенность учением.

На уроках швейного дела созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся, предусмотрены мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки. Во время урока отслеживается правильная посадка детей. Чтобы у детей снять утомляемость, улучшить работоспособность и укрепить здоровье, на уроках проводятся физминутки, физминутки для глаз, упражнения для рук и пальцев.

На уроках дети знакомятся с правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, учатся, как нужно правильно пользоваться ими, соблюдая правила техники безопасности. Эти правила повторяются на каждом уроке. Ведется журнал инструктажей по правилам технике безопасности.

На уроках учитываются индивидуальные особенности учащихся. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.

Во время урока происходит различная смена видов деятельности.

В швейной мастерской соблюдается воздушно-тепловой и световой режим. Кабинет регулярно проветривается, осуществляется влажная уборка помещения.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!