СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Использование нетрадиционных техник в развитии рисования у детей младшего дошкольного возраста при реализации программы дополнительного образования «Веселая акварелька»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Доклад на тему:

Использование нетрадиционных техник  в развитии рисования у детей младшего дошкольного возраста при реализации программы дополнительного образования «Веселая акварелька»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Использование нетрадиционных техник в развитии рисования у детей младшего дошкольного возраста при реализации программы дополнительного образования «Веселая акварелька»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Губаревской СОШ









Доклад на тему:

Использование нетрадиционных техник в развитии рисования у детей младшего дошкольного возраста при реализации программы дополнительного образования «Веселая акварелька»











Выполнила воспитатель 1 КК

Талынева Ирина Анатольевна





Губарево, 2022

Использование нетрадиционных техник в развитии рисования у детей младшего дошкольного возраста при реализации программы дополнительного образования «Веселая акварелька»

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.)

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком; ладошкой; тычком (жёсткая кисть или ватная палочка); прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки), монотипия, пластилинография. Составила перспективное планирование на возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Сейчас детям моей группы 4 года, рисовать стали после того, как закончился процесс адаптации и малыши привыкли к окружающей их обстановке и воспитателям.

Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.

Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы.

Увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.

Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску( дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали тарелку, чашку.

Рисовали косолапого мишку. Я каждому ребенку подготовила альбомные листы с нарисованным силуэта животного, а дети рисовали мишке пушистую шубку методом тычок жесткой полусухой кисточкой. Работы детей вышли интересные и разные.

Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном, мятой бумагой, листьями, яблоком. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям.

Очень понравилась детям пластилинография. Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель - не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики.

Монотипия. Готовим рабочее место, ставим краски и воду перед собой. Затем нужно взять лист бумаги и сложить пополам, четко проведя линию. Затем снова его разложить. На одну из половинок листа большой кистью наложить краску (можно густо, можно разбавить водой, можно смешать несколько цветов). Пока краска не высохла нужно оформить края крыльев. Складываем таким образом, что бы чистая половина листа оказалась сверху. Затем раскрываем. Поскольку в этот момент уже краска немного подсохла, поэтому можно начать прорисовывать детали тонкой кистью.

Также с детьми мы рисовали по мокрому, рисовали снеговиков ватой, рисовали цыплят рисом.

Чтобы занятия стали более эффективны и интересны:

  1. Перед занятием создайте у ребят положительный эмоциональный   настрой.

  2. Во время работы приучайте детей к аккуратности.

  3. Обязательно хвалите детей.

  4. Будьте доброжелательны и уважительны к детям.

  5. Используйте разнообразные пальчиковые гимнастики.

  6. Помните о безопасности! Вы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.

Пальчиковая гимнастика – также является очень важной частью процесса. Она должна проводиться обязательно. Так же она должна дополнять ваше занятие и соответствовать теме рисования, быть понятной и интересной для ребят.



Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном и т.д. позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

-Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

-Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости.

-Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей.

-Развивается мышление, речь, воображение.

-Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов.

-Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие.

-Вызывает положительные эмоции.

-Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!