СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Использование педагогических технологий на уроках географии с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете  на тему «Использование педагогических технологий на уроках географии с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Использование педагогических технологий на уроках географии с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся».»

МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»








Доклад

на тему

«Использование педагогических технологий на уроках географии с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся».











Подготовила:

учитель географии

Ефремова Е. В.



Содержание.

  1. Введение.

  2. Педагогические технологии, используемые на уроках географии.

а) Технология формирования приемов учебной работы

б) Технология листов опорных сигналов

в) Технология формирования учебной деятельности школьников

г) Технология дифференцированного обучения

д) Технология учебно-игровой деятельности

е) Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

ж) Модульная технология

з) Технология проектно-исследовательской деятельности школьников.
и) Новые компьютерные технологии.
к) Технология развития критического мышления.
л) Здоровье сберегающие технологии.

3. Заключение.
























Введение.
География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление

о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе

экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех

уровнях..

Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств

источников, пользоваться специфическим международным языком общения -

географической картой.

Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного

хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это

образование дает осознанное понимание единства современного мира и

человечества в его многообразии и единстве.

И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и

культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в

пространстве ,необходимо накопление больших географических познаний.

В организации процесса обучения с использованием новых педагогических

технологий значительная роль принадлежит и современным средствам

обучения школьников. Не секрет, что основным средством обучения, по-

прежнему, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение

предполагает использование целого ряда и других средств обучения

(программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся),

так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК,

используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-

звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения

(мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные

программно-методические комплексы и близкие к ним электронные

учебники, тест-программы).

С овладением любой новой технологии начинается новое педагогическое

мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка,

появление обоснованной нормы в методике.

Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс

обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения, добиваясь более

качественных результатов.

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные направления деятельности. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знаний, реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
Современный дидактический принцип личностно- ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения при соблюдении сдоровьесберегающей среды.
В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельностью.
Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся.

Но в меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность. Выпускники должны быть готовыми к перегрузкам, стрессовым ситуациям, которых в современной нашей жизни много и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой личности требует от нас, педагогов, совершенно новых методов, приемов и форм работы.

Проанализировав сложившиеся тенденции в образовании в соответствии с требованиями ФГОС, а также, чтобы быть самой компетентным специалистом я решила больше времени уделять формированию ключевых компетенций на уроках географии.

Какую цель перед собой ставлю: выявить педагогические условия, закономерности, технологии, методы и приемы, средства и формы организации процесса обучения, которые будут способствовать реализации компетентностного подхода: умение учиться на протяжении всей жизни.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности каждого ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

В своей педагогической деятельности я широко использую инновационные модели обучения направленные на развитие индивидуальных особенностей личности. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение.В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

В это понятие вкладывается следующий смысл:

- не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;

- максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;

- создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;

- организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;

- заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать.

Педагогические технологии, используемые на уроках географии.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии, а их более 50, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

Давайте вспомним что такое педагогическая технология?

Педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет :

• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.


Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

К главным признакам технологии обучения относят:

  • четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание
    значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию
    учебной деятельности школьников;

  • построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей
    и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и
    форм организации учебной деятельности школьников;

  • обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);
    выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)

  • организацию самостоятельной работы учащихся, направленную
    на решение проблемных учебных задач;

  • широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки
    результатов обучения.

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Приведу примеры наиболее используемых мною технологий в обучении географии.

Технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей географии. Начинающему свою педагогическую деятельность учителю географии целесообразно обратить внимание на методический аппарат учебника 6 класса авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География. Начальный курс». М., «Дрофа», 2000г., где отражена технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы.
В процессе обучения географии давно применяется Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).
Достаточно полно разработана Технология формирования учебной деятельности школьников, которая реализована в большинстве учебников географии, раскрыта в статьях из опыта работы учителей, опубликованных на страницах журнала. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т. п.). Применение этой технологии хорошо раскрыто в учебниках В.П.Сухова, И.И.Бариновой, В.Я.Рома и В.П.Дронова и др., а также в ряде статей журнала.
Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При ее применении учащиеся класса делю на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаю разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
В практике работы учителей географии широко распространена Технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности. География, пожалуй как никакой другой предмет, дает простор для проведения всевозможных игр (познавательных, ролевых, деловых)Правильно организованная работа позволит решить одновременно несколько задач. Главное – она развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учит самостоятельности, ответственности за принятие решения. Инновационные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования интерактивных технологий.

Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Так, например в 7 классе мы проводили игру «Брейн ринг» на тему «Путешествие по материкам». Класс был разбит на 2 команды и ребята соревновались в знаниях по изученным континентам.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке.
Модульная технология также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).
Технология проектно-исследовательской деятельности школьников.
Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектно-исследовательская технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8 классов. В этом возрасте личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости. Например, ученицы 8 класса Боева Дарья и Федорова Анастасия готовили проектно-исследовательскую работу на тему « Природа Курской области», где они подробно исследовали природу и антропогенное воздействие на нее, а так же дали экологическую оценку состоянию и предложили пути решения экологических проблем. Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях.
Новые компьютерные технологии.
Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Условно программное обеспечение можно классифицировать на обучающие и контролирующие программы. В своей практике я конечно использую современные компьютерные технологии. С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам появилась дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках географии. При изучении физической географии использую обучающие программы, при изучении социально-экономическорй географии – обучающие и контролирующие. Например, в 7 классе при изучении природных зон материков, разнообразия органического мира использование компьютерных технологий наиболее эффективно. Интерактивные технологии я применяю и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также во время обобщения и контроля.

При проведении уроков, использую самые разнообразные формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-размышление, урок-игра, урок-театр, урок-путешествие, уроки защиты проспектов, урок-аукцион, урок-лекция с использованием мультимедийных средств, уроки-соревнования, , урок-беседа за круглым столом, урок-эврика, урок размышление, урок взаимообучения, урок-конференция, при контроле знаний используется урок - общественный смотр знаний, урок-семинар, урок-фестиваль, урок-экспедиция, уроки психологических тренингов, интегрированные уроки, урок - географическое открытие и другие. Большим подспорьем являются возможности сети Интернет, где можно найти практически любую информацию, презентацию к урокам, видео ролики и тематические фильмы при подготовке к урокам.

Технология развития критического мышления.
Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Технология развития критического мышления, это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.
Выполняя групповое задание , общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться. Основу модели развития критического мышления составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла( осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернутся к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной стадии.
На стадии реализации смысла ( осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию, и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.
На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении: определить область, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернутся к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы, то потребуется дополнительная учебная деятельность.
Модельные занятия предполагают определенную последовательность стадий, конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Именно этот единый процесс и есть основа и цель технологии развития критического мышления.

Здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.


Заключение.

В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Сочетание и интеграция различных технологий в учебном процессе повышает качество образования. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области “технология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области.

Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. В своей педагогической работе основными направлениями считаю: потребность в непрерывном образовании, повышение профессиональной компетентности, развитие творческого потенциала.

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Таким образом, все выше изложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес обучающихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых сочетаний и интеграций технологий при изучении географии.




























Литература.



  1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.

  2. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.

  3. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.

  4. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.

  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

  6. Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998 № 2..

  7. Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России» (IX класс) // География в
    школе. 1998. № 5.

  8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996

  9. Библиотека «География в школе» вып. 5 ч. 2

  10. Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!