СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка. (На основе личного опыта)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка. (На основе личного опыта)"»

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка. (На основе личного опыта)


Мальцева Е.В.


Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко можно встретить людей, которые интересовались бы русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя - словесника провозглашается воспитание любви к родному слову.

    Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания к конкретным практическим ситуациям.

         В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены  психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

            Как же заинтересовать учащихся?

На помощь приходят современные образовательные технологии. Не будем останавливаться на всех, так как о них уже многократно говорилось. Остановимся лишь на тех, что становятся наиболее актуальными в современных условиях. Это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.

Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения интегрированных уроков.

Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.

Большим подспорьем служит интерактивная доска и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету. Учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, можно подготовить необходимый текстовый и графический материал заранее и использовать его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

- работа с текстом и изображениями;

- демонстрация презентаций, созданных учащимися;

- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

К сожалению, наше здание недостаточно оснащено мультимедийными проекторами и интерактивными досками, поэтому регулярно использовать их на уроках не представляется возможным.

Число информационных и коммуникационных технологий постоянно увеличивается. Все мы регулярно пользуемся теми или иными сервисами. Очень удобны, на мой взгляд, такие платформы, как РЭШ, SkySmart.Часто использую их при выборе домашнего задания. При выполнении задания в SkySmart оценки автоматически выставляются в дневник, что облегчает труд учителя и решает вопрос накопляемости оценок.

Кроме того, работая в старших классах, невозможно обойтись без платформ, помогающих подготовиться к экзаменам. Здесь назову всем известный Решу ЕГЭ (Решу ОГЭ) и РусТьюторс.

Вместе с известными программами пользуются спросом и приобретают популярность различные сервисы, которые позволяют создавать ресурсы, использующиеся в учебных целях как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Среди огромного числа подобных возможностей хотелось бы отметить онлайновый сервис «Padlet».

Что же такое «Padlet»? «Padlet» – это интерактивная доска или стена, которая может быть создана учителем или учеником. Стена всегда имеет определённую тему, согласно которой и происходит наполнение стены. На стену можно помещать аудио и видеофайлы, фото, документы. Стена состоит из окошек, каждое из которых активно и содержит загруженный материал. «Padlet» поможет создать доску объявлений, обсуждения, рассуждения, головоломки, сбор отзывов. Работа в данном сервисе, на мой взгляд, больше подходит для учеников старшего звена.

Работу же в среднем звене, особенно в 5-6 классах, невозможно представить без использования игровых технологий. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Примером использования игровых технологий может служить сервис LearningApps . на этом сервисе можно создавать различные упражнения в виде кроссвордов, головоломок, паззлов. Есть и большая коллекция уже готовых упражнений. Все что нужно – это дать детям ссылку на задание. Как правило, детям очень нравится выполнять такие задания.

Подводя итоги, хочется вспомнить слова В. Сухомлинского: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  даёт высокие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний  в  системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

        Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.     


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!