Шналиева Майя Урынгалиевна –
педагог- психолог,
преподаватель специальных дисциплин
Западно- Казахстанского академического колледжа «АТиСО»
Доклад на тему:
«Исследовательские методы обучения - как средство формирования профессиональной мотивации и компетенции студентов»
Уральск
«Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
Китайская мудрость.
Педагогический труд требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Именно от инициативности педагога, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех реализации в его педагогической практике прогрессивных теорий и идей. Нелегко сделать процесс обучения активным, но когда выстроена система методов, способов, подходов, то возможно достичь поставленную цель. Мечта педагога - это полное раскрытие возможностей и способностей каждого учащегося, развитие его неповторимой индивидуальности. Поэтому, как преподаватель, я ставлю перед собой следующие задачи:
развитие у учащихся социально- психологических коммуникативных компетентностей средствами своего предмета, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
привлечение учащихся к активной исследовательской деятельности;
удовлетворение интересов и склонностей учащихся.
Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе занимает исследовательская деятельность учащихся, цель которой – приобщение учащихся к исследовательской работе, творческое развитие, пробуждение инициативы, стремления к самостоятельному поиску, выявление профессиональных предпочтений, формирование умений публичного выступления, лидерских качеств будущих специалистов колледжа.
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Исследовательская деятельность понимается как форма организации образовательного процесса, в которой учащиеся сами овладевают способами решения проблем в процессе самостоятельного познания, организованного и направляемого педагогом, решают творческие, исследовательские задачи. В этой многогранной деятельности следует концентрировать внимание на том, что возрастающая значимость участия студентов в исследовательской работе в условиях формирования инновационной экономики, базирующейся на знаниях и информационных технологиях, обусловлена повышением спроса на высококвалифицированных образованных специалистов, которые обладают способностями к творческому решению сложных теоретических и прикладных задач. Еще совсем недавно считалось, что развитие исследовательских способностей для большинства людей – невиданная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Окружающий мир меняется так стремительно, что для полноценной жизни в нем человек все меньше и меньше может опираться на стереотипы. Чтобы идти в ногу со временем в динамичном мире, современному человеку приходится проявлять чрезвычайную поисковую активность. Общество предъявляет к образовательной сфере требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Это определяется новыми взглядами на понятие образованности человека, спросом на творческое развитие личности, профессиональную подготовку кадров.
Включение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет:
♦стимулировать их естественный интерес к познанию;
♦реализовать право учащихся на творчество;
♦усилить учебно-познавательную мотивацию;
♦повторить теоретические знания, пополнить их в процессе
практического решения поставленной проблемы;
♦формировать и развивать навыки организации и проведения
исследования;
♦реализовать полученные результаты на практике;
♦проявить самостоятельность и инициативу;
♦раскрыть индивидуальность каждой личности обучающегося
через содержание и формы самостоятельной работы;
♦содействовать успешной адаптации учащихся в социуме;
♦создать научные сообщества учащихся;
♦развивать ответственность каждого члена исследовательской
команды за общий результат.
Чтобы молодые люди были подготовлены к этому, необходимо использовать на уроках и во внеурочной деятельности проектный и исследовательский подход, развивать навыки исследовательского поведения. Исследовательская работа позволяет учащимся через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные трудности.
Организация и осуществление исследовательской деятельности студентов решают несколько взаимосвязанных задач. Основные из них состоят в следующем:
1) совмещение учебных занятий и исследовательской работы студентов;
2) создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студентов;
3) расширение масштабов и повышение эффективности участия студентов в исследовательской деятельности;
4) отбор наиболее способных, социально активных и продвинутых студентов для создания предпосылок и возможностей их последующего включения в другие виды исследовательских работ;
5) формирование и развитие у талантливых студентов, стремящихся активно участвовать в исследовательской деятельности, умения и навыков самостоятельного осуществления исследовательской и экспериментальной работы в профессиональной сфере;
Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и включает в себя такие этапы:
1) выбор темы
2) постановка цели и задач исследования
3) теоретическая часть (работа с глоссарий)
4) практическая часть (исследование, диагностика, экскурсии, знакомства, беседы и т.д)
5) анализ и оформление исследования
6) презентация и защита работы.
Предлагаемая методика позволила включить каждого студента по специальности «Социальная работа» в собственный исследовательский поиск. Особо хочется подчеркнуть, что педагог тоже должен чувствовать себя исследователем, потому что, исследуя проблему со студентом, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, открывая для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству. Это уникальный процесс, когда творчески действующий преподаватель и учащийся становятся единомышленниками. Такой вид сотрудничества дает возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы их усвоения, повышает уровень мотивации познавательной и учебной деятельности, формирует активную позицию участников процесса через создание ситуации творческого поиска и успеха, сохраняет физическое и психическое здоровье учащихся, и, как следствие, повышается качество образования. Исследования уместны и на учебных занятиях, и во внеурочной деятельности, они могут носить как практический, так и теоретический характер. Результат – повышение познавательной активности, формирование коммуникативной культуры в группе учащихся, создание условий для максимальной реализации творческих способностей, доверие, атмосфера сотрудничества и, как следствие, повышение качества знаний. Исследовательская деятельность – это один из эффективных способов развития личности будущего специалиста. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе студент колледжа, вовлеченный в исследовательскую деятельность.
Таким образом, исследовательские методы обучения формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в общении, в быту и вообще в жизни.
Нам посчастливилось жить в век интеллекта, век индивидуализма личности и век технологий. Исследовательская деятельность в настоящее время стала одним из центральных методов развития и обучения в учебных заведениях. Исследование – это всегда творчество.
Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь
погаснуть в ней творческому началу.
А. С. Макаренко
Список литературы:
1. Курбатов, В. И., Курбатова, О. В. Социальное проектирование: учеб. пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению /А. И. Савенков. – М., 2006. – 480 с.
3.Цукерман, Г. А. Учебная задача – точка роста поисковой активности: комментарий к видеозаписям уроков / Г. А. Цукерман. – М. , 2005. – 105 с.
4.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 года № 1118.