СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Л. Н. Толстой и Дагестан"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Л. Н. Толстой и Дагестан"»

Введение

«Я начинаю любить Кавказ, хоть посмертной, но сильной любовью…Действительно хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода».

(Л.Н.Толстой).

Василий Ключевский считал, что история является «свидетелем культуры, светом истины, живой памятью, учителем жизни и вестником старины»… Я считаю, что все эти понятия с уверенностью можно отнести к жизни и творчеству великого русского писателя Л.Н.Толстого. Нельзя считать человека культурным, не знакомого с его творчеством…

Меня очень заинтересовал тот факт, что писатель, принадлежащий мировой культуре, гений такой величины, как Лев Николаевич Толстой, был связан с моим родным краем, изучал нашу историю, традиции и культуру наших предков и передал все это нам в своих произведениях. В связи с этим у меня появилось огромное желание узнать об этом побольше и показать, что связь Толстого и Дагестана с тех далеких времен и по сей день становится все крепче. Доказательством этому являются его бессмертные произведения: «Кавказский пленник», «Рубка леса», «Казаки», «Хаджи- Мурат» и различные мероприятия, которые проводятся в настоящее время - это установка Камня в Пирогове в имении сестры Толстого, открытие двух памятников в Дагестане и т.д.

Особенно трогательным является то, что свою литературную деятельность начал он на Кавказе, и последние годы жизни писатель вновь вернулся к теме Кавказа, в частности, заинтересовался судьбой первого наиба Имама Шамиля - Хаджи-Мурата, история жизни которого до сих пор покрыта тайной. Благодаря его «Хаджи-Мурату» изменилось отношение не только к герою - историческому лицу, но и к самому Дагестану.

Для раскрытия нашей темы мы поставили перед собой следующие задачи:

  • рассказать о пребывания Льва Николаевича в Дагестане;

  • вспомнить и проаналилизировать те произведения, которые он написал на нашей Родине;

  • назвать причину того, как уже «старцем» , после стольких лет пребывания на Кавказе, Толстой возвращается к образу Хаджи – Мурата;

  • раскрыть историю создания рассказа «Кавказский пленник»;

  • показать уважение к великому писателю и значимость его произведений в настоящее время.

Чтобы осуществить эти задачи, я посетила музей – усадьбу Ясная Поляна, прочитала и проанализировала некоторые произведения Льва Николаевича, написанные на Кавказе, побеседовала с сотрудниками музея, изучила труды историков и ученых – исследователей творчества писателя и, следовательно, сделала определенные выводы.

Основная часть

Прогулка по Ясной Поляне

В год столетия памяти Л.Н. Толстого (2010 г.) в Пироговском отделе Музея-усадьбы «Ясная Поляна» было разработано «Положение о проведении среди учащихся общеобразовательных учреждений Дагестана историко-литературного конкурса «Кавказ в жизни и в творчестве Л.Н. Толстого».

Целью конкурса являлось популяризация творческого наследия Л.Н.Толстого, пропаганда культурно-исторического и природного наследия памятных мест, связанных с его жизнью и деятельностью, воспитание у подрастающего поколения чувства уважения к истории и духовным традициям, культуре своего и соседних народов, любви к своей малой Родине, к ее природе и искусству. В 2011 году группа учащихся нашей школы вместе с руководителем приняла участие в этом конкурсе. Отправленные работы не остались без внимания. Команда из нашей школы получила грамоту, благодарность и книгу «Дети Толстого» с подписью праправнука Л.Н. Толстого В.И. Толстого, тогда- директора музея - усадьбы Ясная Поляна, а ныне- советника  Президента Российской Федерации по культуре.

Уже тогда я зажглась идеей побывать в Ясной Поляне и узнать более подробно о том времени, когда Толстой был у нас в Дагестане.

Судьба распорядилась так, что моя сестра в начале лета вышла замуж и уехала жить в Тулу. Через определенное время пригласила нас в гости.

И мы с мамой поехали к ней. Зная, что недалеко от Тулы находится усадьба Льва Николаевича, музей Ясная Поляна, я настойчиво стала просить маму и сестру поехать туда. На следующий день мы побывали не только в имении великого писателя, но и в имении его сестры в Пирогове, Тульской области Щекинского района, где Толстой создал свою повесть «Хаджи-Мурат».

Моему восторгу не было предела! Я хожу по той дороге, (см. фото№1)по которой когда – то ходил Лев Николаевич, вижу огромные яблоневые сады, его дом, (см.фото№2) пруды, (см.фото№3) где купался сам писатель, тот самый черный кожаный диван,(см.фото№4) очень знаменательный для толстовцев, где рождались их дети. А самое главное - его рабочий кабинет, где на полке рядом лежали Коран и Библия. (См. фото№5) После экскурсии, гид направила нас в сторону могилы, которая находилась намного дальше от дома Льва Толстого, в зоне тишины ( по правилам, установленным в музее, экскурсоводу не принято было сопровождать группу до самой могилы). Могила, (см. фото№6) как и рассказывала моя учительница, была без креста и ограждения, и возле нее, рядом с великим писателем, каждый думал о своем, сокровенном...

Кто он, Лев Толстой?

С самого детства я часто думала: кто он, писатель Лев Толстой? В младших классах я считала его строгим дедом, со строгими глазами и длинной седой бородой, который когда-то, давным-давно писал длинные, скучные книги. А когда я выросла и прочитала его произведения, побывала в его имении, увидела его портреты, написанные на Кавказе, я стала на многие вещи смотреть по-другому... Каким же он был при жизни, человек, мировоззрение которого получило самую многочисленную поддержку в умах и душах миллионов людей? Что двигало им и что давало ему силы?

Талант? Да, несомненно.

Постоянный диалог с собственной совестью в беспрестанном поиске божественной истины и справедливости?

Да, бесспорно.

Но что еще?

Все эти вопросы, наверное, будут долго и долго волновать поклонников его таланта не только у нас в стране, но и во всем мире. И чтобы ответить на них хотя бы частично, мы обратимся к биографии и творчеству писателя.

Мы знаем, что мама Льва Николаевича умерла, когда мальчику ещё не исполнилось и двух лет. Через семь лет умирает и отец, оставив сиротами четверых сыновей и дочь. Оставшись круглым сиротой, семь самых важных в жизни каждого мужчины лет, с 13-ти до 19-ти, будущий писатель проводит в Казани, на границе двух миров: православия и ислама; в столице бывшего казанского ханства, одного из главных центров тюркского мусульманства в Российской империи. И за эти годы он изучает арабский и турецкий языки, и на вступительных экзаменах по обоим языкам получает отличные оценки.

А через 4 года волею судьбы он приезжает на Кавказ и снова оказывается между двумя мирами: православным и мусульманским. Здесь еще юным офицером он пишет свои известные «Детство» и «Отрочество» и начинает кавказскую тематику рассказами «Набег», «Рубка леса». И что удивительно, завершает свой творческий путь, будучи в преклонном возрасте, тоже повестью о Кавказе- «Хаджи-Мурат» .

А может, мировоззрение горцев, традиции, культура и, наконец, мусульманская религия оказали влияние на его творчество!?

В самом начале 60-х годов по поручению Льва Николаевича сестра его жены, Е.А. Берс, составила книгу для детского чтения под названием «Магомед». Толстой написал к ней предисловие и издал в приложении к педагогическому журналу «Ясная Поляна». Целью издания было знакомство крестьянских детей с жизнью Пророка, а также с культурой, обычаями и верованиями народов Ближнего Востока.

Вспомним еще одно письмо писателя, которое подтверждает его отношение к мусульманской религии, сложившееся в результате мучительных поисков: «Я бы очень рад был, если вы были бы одной веры со мной. Отношение ко мне со всех сторон огорчает меня. Признаюсь, что это тяжело мне… И поэтому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно». Ясная Поляна, апрель 1884 года. Это еще один факт, подтверждающий нашу близость к великому писателю.[6, с. 92]


Лев Толстой и Дагестан

Вспомним тот период его жизни, когда он предвкушал поездку в Дагестан и, оказавшись в Мамакай –юрте, оставил записи в дневниках: «Когда-то, в детстве или первой юности, я читал Марлинского и, разумеется, с восторгом, читал также не с меньшим наслаждением кавказские сочинения Лермонтова», - пишет в дневнике Лев Николаевич.

Романтика Кавказа еще в раннем возрасте волновала будущего писателя. Образы Аммалат Бека, Печорина, Бэлы, Тамары, картины дагестанских гор, Дарьяльского ущелья запомнились юноше и пленили его. Еще в июле 1851 года он записал: «Поговорю с братом о деньгах и решу о поездке в Дагестан». Несколько позже - новая запись: «Завтра в Хамамат- юрт: охота..». Еще одна запись: «Он рассказывал мне стычку Хаджи- Мурата с Арслан- ханом за мечеть. Интересно бы было их посмотреть».

И вот, молодой граф, будущий писатель Лев Николаевич Толстой на Кавказе!

В отличие от своих предшественников, Марлинского и Лермонтова, Толстой был свободным человеком, не связанным ни служебными обязанностями, ни воинской дисциплиной. Он прибыл сюда по своей воле и распоряжался временем, как хотел, занимаясь охотой, литературным творчеством, или, ради любопытства, отправляясь с отрядами солдат в походы на немирные аулы. Свои чувства, пережитые при встрече с величественной природой Кавказа, свой восторг Толстой передал через восприятие героя повести «Казаки» Оленина.

Сначала Толстой жил вместе со своим братом, офицером Кавказской армии, в станице Старогладковской, а позже он побывал в станицах гребенских казаков - Червленной, Шелкозаводской, Каргалинской, Парабачинской, в Кизляре, на берегу Каспия. Часто его сопровождал старый казак- охотник Епихан Сехин. Вместе с ним он переплывал Терек и охотился в кумыкской степи. Там же охотился и его брат Николай, написавший впоследствии книгу «Охота на Кавказе». Здесь же Л.Толстой наблюдал жизнь и быт гребенских казаков и задумал повесть «Казаки». [1, с.103]

Последний герой последней повести.

Это было в 1851 году, когда драма Хаджи-Мурата приближалась к трагической развязке. «Людям, не бывавшим на Кавказе во время нашей войны с Шамилем, трудно представить то значение, которое имел Хаджи-Мурат в глазах всех кавказцев. И подвиги его были самые необыкновенные… Везде, где бывало жаркое дело,… везде был Хаджи-Мурат. Он являлся там, где его не ожидали, и уходил так, что нельзя было его полком окружить»- писал Лев Николаевич. В январе Л.Толстой вступает на военную службу. Литературная работа часто прерывается походами, стычками с неприятелем. Однажды в бою с чеченцами-мюридами он едва не погиб. В другой раз, это было у Ханкальского леса, в Чечне, он чуть было не попал в плен к мюридам. Об этом событии он ярко напомнит своим читателям рассказом «Кавказский пленник».

В конце октября 1853 года Л.Толстой решил побывать в дагестанском городке Хасав-Юрт, где располагался Кабардинский полк. Перед отъездом дед Япишка сообщил писателю подробности убийства в Герзель-ауле, селении, расположенном недалеко от Хасавюрта, двух русских генералов: Грекова и Лисаневича. Толстой внес в дневник такую запись: «Япишка рассказал мне, как Греков и Лисаневич призвали в Герзель –аул стариков из старого Аксая».Толстого этот рассказ нисколько неиспугал, и он решил поехать несмотря на любые преграды. Лев Николаевич был уверен, что нет никакой опасности. В дневнике писателя за 30 октября написано: «После обеда выехал с Зуевым и Громаном в Хасав-Юрт».

На второй день путешествия были в кумыкском селении Таш-Кичу(Новый Аксай). Оказалось, не зря беспокоился Япишка (так ласково называл Лев Николаевич Епихана Сехина). По дороге между Таш-Кичу и Хасавюртом путешественники подверглись нападению.

«Вечером в Хасавюрте, - писал Лев Николаевич,- как и всегда, уже говорили при мне офицеры, не зная того, что я был в оказии, что нынче было нападение на оказию».[4]

Толстой провел в Хасавюрте среди офицеров Кабардинского полка целую неделю. Свое время Лев Николаевич проводил не зря, он интересовался событиями, происходившими на Кавказе, и писал свою знаменитую повесть «Отрочество». У Толстого был неразборчивый почерк, а офицер Акршевский мог разобраться в написанном, и поэтому переписывал рукописи Льва Николаевича. «Оставил Акршевскому почти половину «Отрочества» для переписки… и уехал в Хасавюрт»,- записал Толстой, вернувшись в Старогладковскую. Находясь в Дагестане, он начинает интересоваться личностью Хаджи – Мурата, изменившего Шамилю, и по одной из версий, перешедшему на сторону русских. Брату Сергею Лев Николаевич писал: «Ежели хочешь щегольнуть известиями о Кавказе, то можешь рассказать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи – Мурат, предался Русскому правительству».

Еще одна запись в дневнике: «Он рассказывал мне стычку Хаджи- Мурата с Арслан- ханом за мечеть. Интересно бы было их посмотреть» .

Вскоре Л.Толстой покидает Кавказ. Мы знаем, он участвует в боях за Севастополь, потом возвращается в Ясную Поляну.

Проходят десятки лет. Молодой артиллерийский офицер – теперь уже старик. Его имя известно всему миру. Из-под его пера выходят гениальные творения: «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресенье» и т.д. Талант Толстого властвует над умами читателей, о нем знают во всем мире. Казалось, что великий писатель, занятый созданием гениальных произведений, навсегда забыл о своем былом интересе к Кавказу и, что его пребывание на Тереке осталось неприметным эпизодом в его богатой жизни. Думалось, что да. Но нет!

Вдруг одно незначительное событие в жизни Толстого заставило его встрепенуться. Вспомнить давно забытый эпизод. Этот эпизод взволновал писателя и завладел его умом на долгое время. Произошло это летом 1896 года. В то время Лев Николаевич гостил у брата Сергея Николаевича, того самого Сергея Николаевича, которому он сообщил с Кавказа о переходе Хаджи- Мурата на сторону русских .

Как только мы приехали в Пирогово, я стала глазами искать то поле, о котором читала в повести «Хаджи- Мурат». Нашла я его за домом, на склоне, и представила мудрого старца, Льва Николаевича, прогуливающегося по полю. На память мне пришли строки из повести: «Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. На поле не виднелось ни одного растения, ни одной травки,- все было черно. Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой- то кустик. Когда я подошел ближе, я узнал в кустике такого же «татарина», цветок которого я напрасно сорвал и бросил. Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветви. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял…

«Экая энергия!- подумал я. Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот не сдается». [2, с.183] И этот куст татарника напомнил ему Хаджи-Мурата. И не только напомнил, но и вызвал желание написать произведение об этом горце - человеке сложного характера и трагической судьбы. Сколько раз невзгоды ломали его, а он выдержал. Последний эпизод- побег из Нухи. Уже смертельно раненный, он встает на ноги, вытягивается во весь рост и только после этого падает на землю, чтобы больше уже не встать.

Вспомним сюжет повести. Первый наиб Шамиля Хаджи – Мурат переходит на сторону русских. Семью Хаджи- Мурата сажают в яму: мать, беременную жену и детей. Чтобы их вызволить у Шамиля, он собирает небольшой полк. Переговоры о выкупе семьи, которые Хаджи-Мурат ведёт в Чечне, не имеют успеха. Но теперь, когда он видит, что русские не торопятся освобождать его семью, он решает бежать в горы, ворваться с верными людьми в Ведено, чтобы умереть или освободить семью.

Он рассчитывает перейти реку Алазань и таким образом уйти от погони, но ему не удаётся верхом пересечь залитое весенней водой рисовое поле. Погоня настигает его, в неравном бою Хаджи-Мурата убивают, отрубают голову. Голову Хаджи-Мурата, отсечённую от тела, возят по крепостям.

Несколько дней спустя, находясь в Шамардинском монастыре, Толстой начал писать о Хаджи- Мурате. Он ни с кем не делился своим замыслом, никому не говорил о начатой работе. Когда его однажды спросили о том, что он писал в Шамардине, он нехотя, совсем шепотом, заблестевшими глазами, сказал: « Я писал «Хаджи- Мурата».

Толстой изучил множество печатных и архивных источников, чтобы реально разобраться во всем многообразии событий, связанных с Кавказской войной, с историей Дагестана, с личностью Шамиля, Хаджи- Мурата и других исторических личностей. Но гениального художника, задумавшего кавказскую повесть, интересовали не только документы, ему хотелось получать интересные для него сведения от живых людей- ветеранов Кавказской войны, непосредственных участников событий. Известная грузинская писательница Нино Никашидзе пишет следующее: « Среди престарелых солдат мы скоро нашли нужных нам людей. Это были два инвалида, которые с молодых лет служили на Кавказе. Когда мы начали расспрашивать их о Шамиле и о тех событиях, которые они пережили, старики оживились и с удовольствием поделились с нами своими воспоминаниями».

И теперь нам ясно, что автор использует некоторые сведения, полученные от ветеранов Кавказской войны. Толстой создал более 10 вариантов повести, но все же был недоволен. 21ноября 1897 года: «Все пытаюсь найти удовлетворяющую форму «Хаджи Мурата», и все нет. Хотя как будто приближаюсь» . Постоянно твердил: «Я не могу найти тон и форму, тон и форму». И в итоге он нашел тон и форму! Он несколько раз прерывал свою работу над повестью, считал «непозволительной роскошью» для себя писать о Хаджи-Мурате и завещал напечатать свою повесть только после его смерти, наверное,чтобы всем нам показать свой талант «художника». «И этот текст, на самом деле, имеет объединяющий эффект, и мы это ощущаем сегодня, читая эту повесть»- отметила современная писательница Алиса Ганиева, потомок Хаджи – Мурата.

Описывая события Кавказской войны, он не был ни на стороне кавказцев, ни на стороне русских. Великий писатель дал реальную картину того, что происходило тогда на Кавказе. Если бы он умудрился каким- то образом обидеть или русских, или кавказцев, то нашлось бы множество людей, пожелавших бы запретить печатать это произведение. А в таком виде, в каком она есть, ее принимает Россия и принимает Кавказ! Великому писателю было ясно, что между этими простыми народами нет повода для братоубийственной войны. Он видит, что все несчастья исходят только от тех, кто «волен» править.

Эта повесть как бы завершила собой русскую литературу о Кавказской войне. О Кавказе писали и пишут многие, и среди них есть бывшие офицеры, а того тона, всеохватывающего такого эффекта, еще никто не мог достичь, считают многие литературоведы и критики.

Толстой Хаджи- Мурата воскресил

Тот в книге - жив и волен, как когда –то.

У смерти никогда не хватит сил

Свалить воскресшего Хаджи- Мурата.

Аткай Аджаматов.

Недалеко от поля, где гулял Лев Николаевич, я увидела огромный камень с надписью на русском и арабском языках: «Да упокоит и примирит Всевышний души всех погибших в Кавказских войнах» в обрамлении венка из татарника. Еще одна плита с текстом-пояснением была привезена из Дагестана. По заказу Министра культуры ее изготовили местные мастера из Союза художников Республики Дагестан. На ней надпись « Камень привезли из древней столицы Серира и Аварского ханства-аула Хунзах и установили в год 100-летия памяти Л.Н.Толстого». (см.фото№7)

Так на пересечении двух различных идей и стыке общих интересов окончательно оформилась концепция этого мемориала, как напоминание о вечных ценностях мирного сосуществования народов разных, но достойных своими героями, традициями, ценностью характеров.

21 августа 2010 года в Пирогове состоялось торжественное открытие Камня.

«Этот Камень - символ неделимости Кавказа и России. Вот эту часть уже никогда и никому не отделить от России!»- произнес на открытии мемориала заведующий Пироговским филиалом, инициатор проекта Геннадий Опарин. [3]

Интересна и история памятника. Он представляет собой огромный камень, весом в 30 тонн. Долго искали в Дагестане этот камень. Наконец в окрестностях Хунзаха нашли 37- тонный красавец!

В Дагестане, где личность Льва Николаевича весьма популярна, акция с Камнем приобрела большую известность, и местные жители целыми семьями фотографировались на фоне будущего мемориала. По словам Геннадия Опарина, камень лежал на краю дороги, у обочины, и бесспорно является свидетелем многих событий и судеб. Наверняка, по этой дороге не раз проезжали Имам Шамиль, Хаджи-Мурат и сам Лев Толстой, а к приезду императора России Александра II, дорога была расширена.

Из-за огромного веса погрузить его в кузов полуприцепа на узкой дороге между обрывом и кручей казалось невозможно, но погрузили! Поначалу его хотели везти в товарном железнодорожном вагоне, но потом передумали. И не пожалели. Через сутки стало известно, что тот самый поезд был взорван боевиками. Решено было транспортировать его в прицепе КАМАЗа. Во время спуска на равнину у прицепа отвалилось колесо и согнулась рама. Как рассказал заведующий Пироговским филиалом «Ясной Поляны», организатор проекта Геннадий Опарин, ему и двум дагестанским дальнобойщикам очень помогало внимательное и доброжелательное отношение встречающихся на пути людей. «Казалось, сдвинуть огромную глыбу и погрузить ее на транспорт было совсем невозможно, но желание и энтузиазм сделали свое. Чтобы не погнуть второй прицеп, им пришлось послойно, по всей длине Камня сбить около семи тонн. Каменный монолит пришлось все же им оставить недалеко от Кизилюрта, возле базы «Мостотряда», где он ожидал приезда за ним до июня- месяца»-рассказал он нам. Но к намеченной дате, несмотря на трудности, смогли его привезти и установить![5] На открытии Камня присутствовала дагестанская делегация, священник (он «освятил» камень), имам Тульской мечети, который прочитал суры из Корана и певец Тагир Курачев, который обрадовал всех присутствующих своим мастерством.

Через два года, как бы в ответ тому Камню в Дагестане открыты два памятника, посвященные Л.Н.Толстому и его герою Хаджи-Мурату. На открытие Камня дагестанская делегация пришла с проектами памятников, которые планировались установить в Дагестане. Один на плато Матлас Хунзахского района \Республики Дагестан, (см.фото№,8), другой - в центре Махачкалы, на пересечении улиц Толстого и Гаджиева. (см.фото№9)

Уважаемым гостем на открытии двух памятников был праправнук Льва Толстого Владимир Ильич Толстой, тогда -директор музея Ясная Поляна, а теперь -советник президента по культуре РФ.

«Эти два памятника– два больших подарка от дагестанцев Толстому и нашей семье. С возведением памятников протянуты невидимые нити между Ясной Поляной, другими толстовскими местами, центральной Россией и Дагестаном. Эти невидимые нити, олицетворяющие духовный мост дружбы народов, сильнее мостов, возводимых между берегами реки. Мы будем возвращаться в республику, поскольку мне и моей семье понравилось то радушие, с которым встречали нас на дагестанской земле. Я благодарю всех людей, внесших душевный и материальный вклад в возведение памятников. Огромное вам спасибо! В наших жилах течет одинаковая кровь, и пусть она не проливается нигде и никогда!», - произнес он.

Судьба Хаджи-Мурата и в настоящее время не перестает волновать людей, неравнодушных к творчеству Льва Николаевича и судьбе героев Дагестана. Именно таким человеком является Геннадий Опарин, заведующий Пироговским филиалом музея - усадьбы Ясная Поляна Тульской области, инициатор проекта по увековечиванию Хаджи- Мурата на Тульской земле. Он вместе с инициативной группой из города Тулы, родины Л.Н. Толстого, обратился к руководству Республики Дагестан за поддержкой и помощью в воссоединении и захоронении останков главного героя последней повести Толстого Хаджи-Мурата. Ведь мы знаем, Хаджи – Мурат до сих пор не захоронен так, как подобает хоронить человека. Череп головы Хаджи Мурата до сих пор находится в Санкт-Петербурге в музее религии и искусства. (см. фото№10)А могила - в городе Закаталы, в Азербайджане. (см.фото№11)

В прошлом году прошло заседание правительства Российской Федерации, где было решено провести комплексное исследование черепа.

В Дагестане существует два мнения по этому поводу. Одни считают, что могила Хаджи-Мурата находится на азербайджанской земле, где почти два столетия ухаживают за могилой родственники Хаджи-Мурата, и необходимо оставить ее там. Другие считают, что останки Хаджи-Мурата следует перевезти в Дагестан и похоронить его на родине. Споры по поводу захоронения Хаджи-Мурата,к сожалению, еще продолжаются.

«Кавказский пленник»

Есть все основания предполагать, что и классический рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» написал тоже на дагестанском «материале». Все мы помним трогательную историю о русских солдатах, Жилине и Костылине, попавших в плен к горцам. Это произведение, впервые опубликованное в журнале «Заря» в 1872 году, до сих пор волнует читателя – и старого и малого. Какие же обстоятельства натолкнули на мысль Льва Николаевича написать этот рассказ? Мы уже говорили о том, что Толстой во время возвращения из укрепления подвергался нападению горцев, и чуть было не попал в плен. Может, этот случай послужил основанием написать рассказ о кавказских пленниках? К тому же, перед Толстым было несколько литературных образцов на эту тему. Но по этому поводу есть еще одна версия: в 1853 году в газете «Кавказ» было напечатано сообщение о том, что унтер офицер драгунского полка, стоявшего в укреплении около ЧИР-Юрта, Петр Готовицкий был захвачен горцами и отвезен в аул Миатлы. Его заковали в колодки и посадили в яму. Таким же образом попал в в Миатлы и был посажен в яму солдат того же полка Иван Дудатьев. Оба пленника выработали план побега. Под покровом ночи они бежали к Сулаку, а затем добрались до крепости, причем у Готовицкого болели ноги, и Дудатьеву пришлось нести его на спине. И в заметке, а потом и в рассказе их заковывают в колодки и помещают в яму.

В рассказе Лев Николаевич жителей Миатлы (аварцев), пленивших русских офицеров, называет татарами. Не только Толстой, но и другие писатели татарами называли жителей Дагестана, в частности , население шамхальства Тарковского. Да и имена, встречающиеся в рассказе,- Кази- Мугамед, Абдул – Мурати, Дина (Динар) соответствуют дагестанским именам. Таким образом, становится ясным, что Лев Николаевич писал «Кавказского пленника» на реальных событиях, присходивших в Дагестане и пользовался, как одним из первоисточников, заметкой из газеты «Кавказ».

Значимые встречи

Благодаря Хаджи- Мурату, герою последней повести Льва Толстого, у нас состоялась, на мой взгляд, еще одна значимая встреча с музейным сотрудником Ясной Поляны, инициатором увековечивания Хаджи- Мурата, Геннадием Опариным и (см. фото№12)дочерью Расула Гамзатова, Салихат Расуловной в Махачкале 2015гогу. (см.фото№13) В музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, в столицу нашей Республики были привезены экспонаты из Ясной Поляны. Г. Опарин с радушием встретил нас и рассказал много интересного о творчестве и жизни Л.Н. Толстого. Мы с волнением слушали голос Льва Николаевича, увидели его рукописи, один из черновых вариантов «Хаджи – Мурата», его портреты, выполненные известными мастерами, Коран на французском языке…

А в настоящее время, буквально в эти дни, многие экспонаты из Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Р. Гамзатова находятся в Туле. Выставка будет работать в галерее «Ясная Поляна» до 17 декабря 2017 года. Образ легендарного героя Хаджи - Мурата, человека сложного характера и трагической судьбы, всегда волновал не только горцев, .но и россиян. И эта выставка посвящена именно ему, первому наибу Шамиля, «последнему герою последней повести Льва Николаевича Толстого». Выставка названа «Толстой. Дагестан. Хаджи-Мурат». У туляков появилась возможность увидеть подлинные произведения искусства: картины художников 19 века, портреты Хаджи- Мурата и его потомков, ковры ручной работы, золотое шитье, кубачинские изделия, предметы быта.(см. фото14) Большинство картин посвящено периоду пребывания Толстого на Кавказе, выполненные известными художниками Е. Лансере, Г. Гагариным и 
И.Н. Занковским.  О любви дагестанцев к тульскому графу Толстому говорит тот факт, что вместе с этими экспонатами поехала в Тулу дагестанская делегация и директор Дагестанского музея изобразительных искусств, дочь Расула Гамзатова, Салихат Гамзатовна. (см. фото№15.)

С большим вниманием рассматривает экспонаты из Дагестана директор музея «Ясная Поляна» Екатерина Толстая вместе с Салихат Расуловной (см. фото №16). Эти события произошли благодаря заведующему Пироговского отдела музея «Ясная Поляна», инициатору установки Камня- памятника в Порогова, Геннадию Опарину.

Конечно, такие события делают нас еще ближе, сплоченнее. Великий гений человечества- Лев Толстой- не нуждается в том, чтобы мы давали оценку его творчеству: оно бесценно и является достоянием всего мира.

Как отметил в своем выступлении В.И. Толстой, праправнук писателя, для Л.Н. Толстого самым главным в жизни было преодоление барьеров между людьми. Он был убежден в том, что природа человека едина, и все различия между людьми: этнические, религиозные - преодолимы любовью.

Так давайте же любить и ценить нашу малую Родину, наш Дагестан, который воспели великие художники живописи и слова: Е. Лансере, Бестужев - Марлинский, М. Ю. Лермонтов и Лев Николаевич Толстой!

Свою работу хочется завершить словами самого Льва Николаевича Толстого: «Если люди злые объединяются, чтобы творить зло, тем более люди добрые должны объединиться для того, чтобы творить добро!»

Выводы

В данной работе мы постарались показать связь между Львом Н.Толстым и Дагестаном, начиная с того времени, когда писатель был здесь в Дагестане, и заканчивая сегодняшним днем. С уверенностью можно говорить о том, что эта связь с каждым днем становится «сильнее». Доказательством этому являются его произведения, написанные более ста лет назад, и те мероприятия, которые проводятся в настоящее время: установление Камня – памятника в имении сестры писателя в Пирогове, постановка оперы «Хаджи- Мурат» на Ш.Чалаева в Москве; два памятника в Дагестане: один на плато Матлас Хунзахского района и другой в центре Махачкалы, выставка экспонатов из музея «Ясная Поляна» в  Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой и выставка дагестанских экспонатов в Туле, посвященная Хаджи- Мурату и Л.Н.Толстому .

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении мест пребывания не только Толстого в Дагестане, но и мест пребывания других поэтов и писателей в Дагестане; также хотим предложить перевести повесть Толстого «Хаджи-Мурат» на родные языки Дагестана(ведь «Хаджи-Мурат» переведен даже на китайский язык) и ввести ее изучение в школьную программу.

Я надеюсь, что данное исследование может быть увлекательно и интересно не только поклонникам творчества Л.Н.Толстого, но и учащимся и учителями при подготовке к урокам, к различным конкурсам, викторинам по теме «Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого.



Использованная литература:

  1. Дмитрий Трунов: Свет из России. Дагестанская правда.2010г. 14.07

  2. Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат». Повести.

  3. Газета «Дагестанская правда» от 14. 07.2010г. 

  4. Материалы из личного архива 2015г. http://klevoz.ru/nuda/nichego-ne-boyalsya-ya-stoleko-kak-jite-v-gorode-bez-kuleturi/main.html

  5. Интервью с заведующим Пироговского отдела музея-усадьбы «Ясная Поляна» Геннадием Опариным.

  6. «Божественные чудеса», Духовное управление мусульман Дагестана, издательство «ИХЛАС», Махачкала 2002г.








Скачать

© 2021 245 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!