СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Легенды и сказания Тамбовского края"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлены легенды и сказания Тамбовского края.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Легенды и сказания Тамбовского края"»

Доклад на тему:

«Легенды и сказания Тамбовского края»

Камневой В.И.,

учителя географии Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

Легенда о Цне.

Давным-давно, ещё до татар, это было: в тех местах, где теперь Тамбов раскинулся, лес был. От века не рубленый, он кишел зверьём и птицею, а людей мало было в нём. Лишь кое-где на холмах мордва жила, только не большими деревнями, а малыми одинокими хуторами.

И на том месте, где Тамбов был построен, мордвин жил, по имени Урлап. Поэтому и место это получило потом название Урлапова городища. По обычаю того времени, эта усадьба была огорожена земляным валом и тыном, чтобы звери не могли проникать туда и таскать скотину и птицу. У мордвина того были жена и дочь. Как звали жену, я забыла, а дочь звали Цна.

Мордвин Урлап был охотник, пчеловод; скотину в лесу на полянах пас, а жена его, помимо хозяйства, ведовством занималась, то есть, проще сказать, колдуньей была. Но своим колдовством она людям зла не делала, а, наоборот, от разных болезней лечила, от смерти и увечья спасала, пчёл и скотину от мора заговаривала, заблудившихся в лесу на дорогу выводила. А дочь росла, красавицей девушкой становилась, а ведовства материнского не знала: мать до поры до времени не открывала ей своих тайн. Так проходили годы. Умер старый Урлап и по мордовскому обычаю был похоронен там, где жил, - в своей усадьбе. Остались мать и дочь вдвоём.

Пришло время умирать и матери, но смерть, как в народе говорят, не может взять ведьму, пока она не передаст своих тайн кому-нибудь другому: мучается ведьма в предсмертных муках, душит её рука смерти, а умереть она не может, если не нашла человека, кому можно было бы передать все свои тайные знания.

Призвала умирающая ведьма дочь свою Цну и передала ей всё, что знала, научила ведовству, а потом сказала:

-Спасибо тебе, дочка, что пожалела ты мать: взяла на себя то, что давило мне душу и мешало отойти на вечный покой: телом в землю, а духом - к своим предкам. Ты много теперь знаешь и много можешь, но смотри: только для добра употребляй то, что ты узнала от меня, никому не причиняй зла и страданий этими тайными знаниями, а если для зла людям захочешь применить их, то от них и сама погибнешь, да и меня там, за гробом, мучиться заставишь, хоть я и буду тенью.

Дочь поклялась исполнить волю матери, тогда поцеловала она дочь, вздохнула последним вздохом и умерла.

Похоронила Цна тело матери там же, где лежал её отец, и стала жить одна. Хорошая слава о ней пошла среди лесных жителей: и людей лечила от разных болезней и ран, градовые тучи отводила от убогих посевов мордвы, пчёл охраняла заговором от мора, рыбу и дичь приваживала рыболовам и охотникам. Люди охотно шли со своими нуждами к красавице Цне, знали, что не откажет она им в помощи и от беды убережёт.

Хорошо жилось девушке, только порой скучно и одиноко было: не было возле неё близкого человека, с которым она могла бы разделить свои мысли и чувства, свои печали и радости; тосковала девушка по любви и ласке.

И судьба словно услышала её печаль и послала то, о чём грустило её сердце. В некотором расстоянии от Урлапова городища жил молодой охотник Сампор. Красивый собой, отважный, сильный, он славился во всей округе как победитель многих медведей.

Медвежьими шкурами были устланы лавки в его жилище и стены, медвежьими черепами, по мордовскому обычаю, были увешаны колья плетня вокруг усадьбы.

Но однажды, отбившись от товарищей, таких же отважных и смелых охотников, как и он, зашёл он в такую глубину леса, куда никто из мордвы не заходил: это была в полном смысле лесная глухомань. Изрезанное глубокими оврагами, по дну которых гремели ручьи, а крутые склоны заросли густым осинником и кустами, окружённое вековыми соснами и дубами, меж которых лежали сломленные бурями столетние лесные великаны, место это у окрестной мордвы считалось страшным и гибельным для человека. Там было жилище царя зверей — огромного медведя страшной силы. С ним-то и встретился Сампор в этой лесной чащобе и вступил в бой. Но не смог одолеть лесного царя: выбил медведь из его рук оружие — рогатину и большой нож, опрокинул самого охотника, подмял под себя и изломал своему врагу кости, расцарапал страшными когтями тело. Но грызть и рвать не стал, оставил его, когда убедился, что охотник лежит без движения и признаков жизни.

Однако жизнь ещё оставалась в израненном теле молодого охотника: спустя некоторое время он пришёл в сознание и, кое-как передвигаясь ползком, выбрался из владений страшного зверя, а там и товарищи нашли его и привезли лечить к молодой волшебнице Цне.

Долго продолжалось леченье страшных ран, нанесённых Сампору медведем. И вот в сердцах Цны и Сампора загорелась любовь: молодая волшебница и отважный охотник полюбили друг друга. А когда Сампор поправился, когда благодаря заботам и леченью Цны снова вернулись к нему силы, молодые люди решили быть мужем и женой и навсегда соединить свои жизни вместе.

Сделавшись женой Сампора, Цна переселилась в его жилище, а родная усадьба её, покинутая и пустынная, разрушалась: гнили и падали стены, проваливалась крыша, двор зарастал бурьяном; волки устроили себе логовище там, где некогда жили люди. Лишь могилы, в которых лежали Урлап, его жена и предки, говорили о том, что ещё недавно здесь было человеческое, а не волчье гнездо.

Шли годы мерными, медленными шагами, но быстро, как волны в реке под напором ветра, мелькали дни. Тихо и спокойно проходила жизнь в мордовских лесах: охотники и звероловы, пчеловоды и рыбаки делали своё обычное дело, не ожидая никакой беды для себя. Но беда шла. Однажды Сампор вернулся с охоты в дальних лесах, где он пропадал несколько дней, и рассказал жене, что далеко на востоке, где кончается лес и начинается степь, стоит огромное конное войско, со своим царём во главе. Воины все отлично вооружены и сидят на крепких и сильных лошадях. За войском едут в больших телегах, на которых поставлены войлочные шатры, жёны и дети воинов, гонят большие стада разного скота. Говорят те люди на неведомом языке, но мордовским охотникам стало ясно, когда они вышли к этим неизвестным воинам, что они страшно боятся идти через лес, боятся лесной тьмы, болот, даже лесных звуков, особенно ночных, которые они считают за голоса лесных духов. Эти воины, очевидно, родились и выросли на просторах степей и никогда не знали леса, поэтому всё в нём им кажется таинственным и страшным.

Кто они, эти вооружённые степняки, и куда и зачем идут - никто из мордвы не знает, но ясно одно, что они хотят найти человека из местных, кто знает дороги через лес и проведёт их в равнины, в степи, где кончаются мордовские городища и начинаются селения русских земледельцев.

Услышав от мужа рассказ о вооружённом неведомом народе, который стремится перейти лес и выйти на русские степные просторы, Цна вспомнила, как её мать незадолго до смерти говорила ей о том, что далеко, на востоке, идёт война: там злой и жестокий народ, который называется татарами, громит, жжёт и разрушает города и селения, грабит и убивает тысячи людей, опустошает целые царства, превращает в пустыни цветущие, заселённые земли, и никто и ничто не может противиться им, остановить их кровавый путь. «И вот они здесь, - думала Цна, - у черты их мордовского леса, готовые начать свои убийства и грабежи мирных мордовского и русского народов. Их ведёт кровожадный и безжалостный царь. Неисчислимы его богатства, как неисчислимы и злодеяния, и нет жалости к людям ни у него, ни у его воинов».

Через несколько дней Сампор с другими охотниками опять ушёл на охоту, пробыл в лесах довольно долго, а когда вернулся, то рассказал жене, что он был опять у татар, видел самого их предводителя и царя. Хотя ни он, ни другие мордовские охотники не знали татарского языка, но поняли, что татары сулят огромное богатство тем, кто проведёт их через этот лес. Они дадут много дорогих тканей и одежд, оружия, золота и скота тому, кто укажет им дорогу через лесные дебри и выведет в степь. А мордву они обещают не обижать: не грабить и не убивать. И он хочет указать им дорогу, провести через лесные дебри, чтобы получить обещанное богатство.

- Если ты проведёшь этих неведомых, лютых на кровь людей через лес, то они сделаются хозяевами земли нашей, и никто не сможет удержать их, если они захотят убивать людей мордовской страны и грабить русские селения. Людей, которые привыкли жить грабежом и убийством, не удержит никакое слово, никакое обещание, потому что у них нет совести. Лес — наша единственная защита от них, и ты хочешь лишить нас этой защиты из-за богатства, которое нам совсем и не нужно: лес и земля дают нам всё необходимое для жизни.

Долго уговаривала Цна мужа не проводить татар через болота и леса родного края, не льститься на богатства, которые сулит татарский царь, не губить своих русских братьев. Долго спорили Цна и Сампор, но в конце концов, в первый раз с того времени, как они полюбили друг друга, Сампор не послушался жены и пошёл к татарам, чтобы провести их через лес в русские степи.

Долго раздумывала Цна, что делать. Можно было силой волшебных чар погубить в лесу мужа, не дать ему возможности выполнить намерение, но Цна слишком горячо любила его. И она решила обратиться за советом и помощью к матери. Пошла она на её могилу, на старое своё городище, и глухою ночью силой чар вызвала тень матери.

-Зачем ты, дочка, потревожила мой покой? Я научила тебя волшебству, - заговорил призрак матери, — разве оно бессильно, что ты вызываешь меня?

Цна рассказала призраку о беде, которая грозит мордовскому народу и русским, если Сампор проведёт татар через лес.

- Скажи, мать, что я должна сделать, чтобы отвести беду от родины?

- Наведи слепоту на Сампора и его друзей, и они погибнут в зёвах лесных болот, не найдут дорог. Ты знаешь, как это сделать, - ослепить изменников, чтобы они не дошли до вражьего стана. Сделай это скорее.

- Нет, мать! Я не хочу губить Сампора: он любит меня, и, кроме любви и ласки, я от него ничего не видела. Он в первый раз не согласился со мной, но любовь его ко мне жива, лишь жажда богатства затуманила её. И у меня рука не поднимется, чтобы погубить его. Надо остановить или погубить не его, а татар.

- Но я не знаю таких чар, которые могли бы действовать на целый народ. Да и там, в татарском стане, найдутся волшебники, которые сокрушат наши чары. Остаётся одно: погубить Сампора и его товарищей в лесной чащобе и не допустить их провести татар через лес.

- Нет, я не могу этого сделать! Но я не хочу видеть и того, что произойдёт потом, когда потечёт кровь по родной земле и огонь уничтожит наши жилища и селения русских, благодаря безрассудному желанию Сампора и его товарищей. Я не знаю, что мне для этого нужно делать, научи меня! И из глаз Цны закапали слёзы.

-Так плачь и дальше, дочь моя, истеки потоком слёз и превратись в реку: вечно живая, ты потечёшь среди тех мест, где ты жила, и будешь поить землю и людей нашей родины, но не будешь причастна к тому злу, которое Сампор принесёт своей изменой.

-Я так и сделаю, мать! Спасибо тебе за добрый совет!

Возвратись домой, к жилищу Сампора, Цна заплакала зачарованными слезами. И силой волшебства женщина Цна растаяла в слезах и превратилась в светлый источник, из которого побежал тихий ручеёк, ручеёк превратился в реку, которая побежала могучим потоком среди лесов и степей. Но веяло печалью и тоской от той светлой реки, и невесел был шум её волн: рождённая слезами, она несла в своих водах неутешное горе женщины, страдавшей и за себя, и за родную землю. Светлым, грустным потоком протекла она и у того места, где стоял дом Сампора, где жила она счастливой женой, разлилась ручьями на несколько рукавов, широко охватив водами своими лесные низины и луга там, где проходили тайные лесные дороги, по которым Сампор мог провести врагов; с грустным лепетом, словно жалуясь, прошла она мимо того холма, где стоял некогда дом отца и матери, где в земле лежали их кости, и потекла, заструилась дальше и дальше. Красотой и грустью дышала и доныне дышит грудь реки на всём пути её течения.

Так зачалась наша река: женщина Цна превратилась в реку Цну.


Легенда о Яспере и Змее.

Лет триста с лишним тому назад на этих холмах, где теперь раскинулся наш город, стоял глухой дремучий лес. Тысячи лет шумел он здесь, никем никогда не рубленный, давал приют зверям да птицам. И жил здесь всего-навсего один человек. Это был древний-древний старик-мордвин по имени Яспер. Был он великий колдун и знал много волшебных и страшных тайн. И вместе с ним жила большая старая змея – тоже тысячелетняя волшебница.

Жили они на холме над Цной, где среди тысячелетних дубов и вязов вырыта была глубокая пещера. А рядом, на соседнем холме, где теперь стоит Казанский монастырь, было мордовское святилище – Пичава. Тут стоял древний идол, а жрецом при этом мордовском боге был Яспер. Когда он приходил на моленье, змея висела у него на шее. Людям казалось, что змея знает и видит все: их мысли и дела. Приходили к старому жрецу люди по разным нуждам: кто лечиться, кто в беде искал помощи и совета – и все от него уходили утешенными и умиротворѐнными. Так проходили годы.

Но вот наступил день, когда на соседнем холме, носившем название Урлапова (теперь место это занято постройками электростанции, Кафедральным собором, частично городским садом), раздались громкие голоса и зазвучала чужая речь, послышались глухие удары топора и стоны падавших срубленных деревьев. В страхе бежали оттуда звери, улетали птицы. Пошел Яспер вместе со змеей посмотреть, что там происходит. Вышел он из-за кустов и направился к чужеземцам, чтобы узнать, что это за люди и зачем они так безжалостно убивают зверей и птиц там, где хотят жить сами. Эти люди рассказали старику, что они слуги великого московского царя, который сидит в каменном городе Москве, он-то и послал их сюда строить город. Понял Яспер, что приходит конец его власти, что отныне хозяином этих мест и живущих здесь людей будет тот могучий московский царь.

Удрученный тяжелыми мыслями и предчувствием бед и горя для родного народа, ушел Яспер к себе. Наступила полночь. Вдруг открылась дверь пещеры и яркий свет блеснул оттуда. И свершилось чудо: старик превратился в молодого, красивого, стройного воина, а змея – в красавицу-девушку в белой длинной одежде. Юноша и девушка взялись за руки, и вышли из пещеры. Медленно ступая, поднялись они туда, где между деревьями стоял деревянный идол. Подойдя к идолу, они стали делать вокруг него руками какие-то знаки, что-то говорить и петь. И вдруг деревянный идол ожил и превратился в молодого красавца-бога. В руках у него – большой, красивый цветок. Яспер и его подруга опустились на колени и стали о чем-то ему рассказывать. Когда они закончили, молодой бог махнул своим цветком, и все они скрылись в густом облаке, и оно двинулось через лес, за реку, на восток. Ушло и скрылось облако. А когда занялась заря, то на холме не было идола, не было и пещеры. А когда была построена на том Ясперовом холме сторожевая башня Тамбовской крепости, то часовые, стоявшие на башне, не раз видели по ночам, как к холму подходил то старик в длинной белой одежде со змеѐй на шее, то молодой воин с мечом и копьѐм и с ним девушка с золотым обручем на голове; доходили до определѐнного места и пропадали, словно проваливались сквозь землю.


Сказ о гербе Тамбовском.

В старину большинство поселений нашего края имели смешанный мордово-русский состав. Два народа-брата рука об руку вели совместное хозяйство, плечо в плечо отбивались от врагов своих степняков-кочевников.

Вместе пахали землю, охотились, ловили рыбу. Занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Занятие это было прибыльным и необходимым, потому что платили оброк в те времена князьям и в царскую казну не только рублем, но и пушниной, воском, медом. Бортные места назывались Ухожья и разбросаны они были по всему краю, иногда за сотню километров от жилья. Сельчане с риском для жизни выезжали в эти места, да не по одному, а группами. Брали с собой оружие, останавливались в укрепленных станах. Но не всегда спасали эти станы от набегов степняков, которые рыскали по нашему краю, как хищные волки: нападали внезапно, старались живыми взять в плен, чтобы продать в рабство на заморских рынках за золото и серебро.

Собрались однажды мужики из поселения «Тонбов» навестить Ухожье в устье рек Цны и Студенца. Славились эти места разнотравьем, поэтому мед здесь был терпким, ароматным.

Взяли они с собой мальчонку-сироту по имени Ванятка, чтобы отвлекся он от горя своего. Убили в неравном бою отца его ногайцы, а мать и сестру увели в неволю. Остался он один-одинешенек.

Приехали бортники на становище, и пошли борти проверять. Отстал от взрослых Ванятка... Идет по лесу и любуется на деревья, цветы и травы. Вышел он на холмистый берег реки Цны. Плавно несет река свои воды, и отражаются в них облака белые.

Вдруг они грозно потемнели, раскатисто прогремел гром. Началась гроза, и молния ударила в дерево, стоящее на краю леса. С треском рухнуло и загорелось оно. Заметались над ним дикие пчелы: жужжат жалобно, как бы просят Ванятку спасти их матку, оставшуюся в дупле. Скинул он кафтан свой и стал сбивать огонь, а тут и дождь проливной помог ему затушить пожар и спасти пчелиное семейство.

Думалось Ванятке, как похожи пчелы на людей: трудятся с утра до вечера, строят соты, наполняют их медом, следят за порядком и чистотой в дупле, почитают свою матку, как царицу, помогают друг другу в беде.

Размышления его прервал нежданно-негаданно появившийся старец. Положил он руки на голову Ванятке и почувствовал тот такое доверие, любовь и теплоту, какое шло только от отца и матери. Заплакал Ванятка, вспомнив о них. Успокоил его старец и сказал: «На том месте, где находимся, поставлена будет крепость, которая оборонит, защитит землю нашу. Перестанут злые враги свои набеги совершать, уводить в плен людей, разорять землю, сеять смерть и горе. Назовут крепость ту Тамбовом. Превратится крепость та вскоре в город многоликий».

Увидел Ванятка эти лики на небе лазоревом, грозою омытом - расчищенном.

Первый лик - Воин-Богатырь.

Второй лик его - Монах-Старец-Мудрец.

Третий лик его - Пахарь-Труженик.

Четвертый - Купец богатый.

А пятый лик его - женский лик - красоты неописуемой.

И сказал старец: «Покажу тебе, Ванятка, где хранится Тайна Земли нашей». Явился вдруг золотой улей, и вылетели из улья три пчелы серебряные. Одна села на ладонь правой руки, другая - на ладонь левой руки, а третья - на лоб чудесного старца. «Когда соединятся прошлое, настоящее и будущее в едином круге - преобразится земля Тамбовская».

Вылетели из улья еще три пчелы золотые и таким же образом расселись. «Та, что на правой руке, - указал старец, - будет собирать знания, добытые в опыте и трудах праведных. Та, что на левой руке, будет собирать и сохранять красоту неописуемую, а та, что на лбу - будет поддерживать и укреплять веру глубокую. И когда соединятся они в круге вечности, засияет Земля Тамбовская и откроется тайна тайн, сокрытая до времени».

Так же внезапно, как появился, исчез старец с ульем и пчелами, только чудесным образом наполнились коробы Ванятки медовыми сотами. А тут и односельчане подошли, подивились рассказу его. Но поверили только тогда, когда пришлось столкнуться с крымцами. И не сдобровать бы им, если бы не налетели неожиданно пчелы дикие, да как стали они жужжать, да кусать их. Пока те отбивались и приговаривали: «Ох, и злые пчелы!».

Ванятка с односельчанами далеко уже были. После того случая люди примечать стали, что открылся у Ванятки дар необыкновенный - лики писать на досках.

Поговаривали, что сам воевода - Роман Федорович Боборыкин пригласил его украсить иконами Преображенскую церковь. С нее начиналось строительство крепости по царскому указу в 1636 году 17 апреля, в день святого Зосимы Пчельника, когда люди добрые ульи расставляют, а завершилось 27-28 сентября - когда их убирают. Совпали ли сроки строительства крепости с «рабочим» летным сезоном пчел или нет, был ли встреченный Ваняткой старец самим Зосимой Пчельником, никто не знает и тайна эта сокрыта до времени.

Только вот крепость действительно превратилась в город и на гербе его изображены улей и пчелы.


Легенда о коменданте Булдакове.
Комендант Тамбова полковник Булдаков на долгие годы оставил о себе память, как человек-легенда, человек-волшебник.
Старожилы Тамбова рассказывали, что был он человеком загадочным, чародеем, обладал способность воскрешать мертвых «живой водой», летать на ковре-самолете. А как-то раз, по его указу, напротив его дома возник остров на Цне. Те, кто отважились до него добраться, домой уже не возвращались – неминуемо тонули.
Умер комендант также необычно. Желая продемонстрировать действие своей «живой воды», Булдаков приказал своему слуге изрубить себя на кусочки и затем опрыскать их «живой водой». Лакей моментально исполнил первый приказ, но «живую воду» использовать не стал, а похоронил тайком своего хозяина на берегу Цны, где и по сей день лежит большой камень. Из-за него, или по какой-то другой причине улицы близ этого жуткого места называют «каменными».
Местность, где обитал Булдаков, с тех пор именуют «комендантом» и суеверные горожане, помня легенду, рассказанную старожилами о зловещем тамбовском начальнике, до сих пор опасаются ночью ходить мимо его бывшего дома, где им чудятся то стоны и грозные крики, то призрак старого коменданта.
Эта страшная легенда была связана с Булдаковым оттого, что в период своей службы комендант прославился своей беспощадностью и грозностью. До сих пор старики повествуют о приспособлениях для пыток, различных нагайках и батогах, кобылах и кольях, при помощи которых жестокий комендант вершил суд над правыми и виноватыми.


Легенда о доме на улице Советской, 53.
В 53-м доме по Советской улице в конце 19 столетия располагалось общежитие учащихся Тамбовской духовной семинарии. Рядом с домом стоял флигель с глубоким подвалом. За железной дверью его был вход в небольшую, абсолютно темную комнату, в стену которого была вмурована толстая железная цепь. По легенде, на каменном полу этого помещения лежали кости взрослого человека и ребенка. В непроглядной тьме подвала томилась в неволе юная супруга помещика Мосолова. Престарелый муж считал, что ребенок был рожден не от него. И бедная женщина, посаженная на цепь мужем-мучителем, умерла в этом подземелье вместе с невинным ребенком.
В настоящее время здесь расположено инженерно-административное здание завода «Комсомолец».


Княжеская могила в Тамбовской области.
Неподалеку от Тамбова, в глубине леса за небольшой речушкой Студенкой, чья вкусная и чистая вода поит всех жителей города, находятся несколько пещер. Это остатки старинных каменоломен – в прежние времена здесь шла добыча камня-известняка. Над крутым склоном огромного оврага, у реки нагромождены камни. Время и непогода, многочисленные ветры, ливни и зимние морозы, бушевавшие над ними веками, выветрили и раскололи камни на части. Когда-то они массивной глыбой возвышались над склоном, сейчас же ушли глубоко в землю, как будто прося ее защитить их.
Крестьяне близлежащих деревень и сел рассказывают, что под этими камнями был заживо похоронен князь-изменник, владевший этими краями и предавший свой народ в тот тяжкий период, когда хан Батый привел свое войско на Русскую землю.
За почести и щедрые дары, полученные от Батыя, он отдал родную землю на разорение татарским полчищам, погубил русское войско, заведя его в непроходимое болото, где воины, окруженные врагами, погибли – кто в страшной битве, кто в болотной трясине.
Под покровом ночи группа смельчаков бесшумно подошла к княжеским покоям, уничтожила татарских стражей и захватила князя-изменника. Со связанными руками и ногами и кляпом во рту князя тихо доставили в город. Его жители пришли в ужас, увидев своего господина, предавшего их, дрожащего и бледного, связанного по рукам и ногам. За измену своей родине и народу, он должен был поплатиться лишением покоя навечно, быть замурованным в глубокой пещере, в земле своей родины. Мать князя прокляла сына, сказав, что ее проклятье будет вечно, и будет ее сын просить себе смерти до тех пор, пока чья-либо мать, сын которой пал в битве, не снимет этого проклятия, признав князя своим сыном.
«Проклятый всем русским народом и своей матерью, ты будешь веками томиться в мрачной пещере, моля о смерти, но она так и не придет к тебе и не даст тебе вечного покоя», – молвил народ князю-изменнику. И замуровали его в мрачной глубокой пещере, на высоком склоне оврага и завалили могилу камнями, чтобы ее издалека было заметно.
И до нашего времени в народе ходят легенды, что стоит лишь ночи накрыть своим покрывалом землю, из пещеры слышаться тоскливые стоны и лязг костей. Это кости князя мечутся по подземелью. Отчаявшись, изменник просит смерти, но для этого необходимо, чтобы мать погибшего сына подошла к могиле и назвала князя своим сыном.
Но к проклятой могиле, затерянной в глубине леса, среди глубоких оврагов, никто не пойдет. Никогда материнское сердце не даст прощения тому, кто предал свой народ и свою родину.
Прошли уже века с тех пор, но каждую ночь в чаще леса слышаться глухие стоны из глубокого подземелья, где томится в ожидании вечного покоя, заживо похороненный князь-предатель.
Так гласит легенда о жестокой каре, постигшей изменника, увязывая народные предания с действительными событиями тех далеких времен.


Легенда Святовского озера.
Расположено на границе поймы р. Цны и надпойменной террасы правобережья, в 119 квартале Пригородного лесничества в Тамбовском районе. Площадь - 2,2га, объем воды - 15,8 тыс.куб.м. Котловина озера имеет мискообразную форму. Глубины колеблются от 1-2 м в прибрежной части до 15-18 м в центре и к северу от него. Значительная глубина, округлая форма - загадка его происхождения, которая до сих пор окончательно не выяснена.
Легенда говорит, что у озера есть хранитель. Это якобы тот барин, что владел деревушкой, ушедшей под землю. Его присутствие можно иногда почувствовать в глухую ночь. Вторая народная легенда говорит, что жила деревня. Жила мирно и счастливо. Люди, населявшие её, вели спокойную дружелюбную жизнь. Во главе деревни стоял совет, в который входили все старые люди деревни.
Однажды к ним пришёл человек, стал рассказывать о приближающейся беде и просил всех покинуть деревню. Был собран совет, всё население во главе со старейшинами долго думало и совещалось, и решено было не покидать родных мест. Но было решено отправить двух молодых людей (парня и девушку) в далёкое странствие. Человек, принёсший эту весть сказал им: «Чтобы вы не слышали, как бы вам не хотелось вернуться, ни за что не оглядывайтесь назад! Иначе вы тоже погибнете». И они ушли. Долго они шли и даже бежали. И вдруг, услышали шум набегающей воды. Послышались крики селян, звавших на помощь. Сначала они старались не обращать внимания на крики, даже увеличили скорость, но крики не становились тише. Они, устав бежать, остановились. Подумав, что ушли достаточно далеко, решили в последний раз посмотреть на родные места и обернулись. В то же мгновение они превратились в камни. Сейчас эти камни находятся в районе Святовского озера.
Еще легенды гласят что ночью и по большим церковным праздникам над церковью появляется крест, и слышан звон колоколов утонувшей в озере церкве. Озеро обладает целительными свойствами и если в нем искупаться все раны заживают. Легенда о том что озеро бездонное или имеет двойное дно.

Научные факты.
В июне 2002 года на озере прошла 118-я экспедиция «Космопоиска» (руководитель В.Чернобров), в августе 2003 – 156-я экспедиция (руководитель М.Голубев). Был измерен диаметр озера, он составил 175 м. Промер глубин эхолотом показал: глубина 20 м, второе дно - на глубине до 45 м. Озеро идеально (или почти идеально круглое), с восточной стороны четко виден вал, таким образом, вполне вероятен вариант его метеоритного происхождения. Вместе с тем, поиск возможных осколков на дне озера и валу ничего не дал. Попытки найти металлические обломки с помощью эхолота также не увенчались успехом (рядом с озером оказалось много металлического мусора). Зато объяснения нашли легенды о «звоне колоколов из-под воды». В 2002 году несколько раз рядом с озером были слышны странные шум, который на поверку оказался искаженным гулом расположенной за валом и лесом трассой. Там же в прежние времена стоял храм, звон колоколов от которого, наверняка, и отражался сложным образом от леса, вызывая ощущение у стоящего на берегу озера человека, что звук явно идет из-под воды.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!