СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Логика анализа уроков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Логика анализа уроков»»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






ПРОВЕРИЛ

________/_________/

«___»_________20___г.













Реферат на тему: «Логика анализа уроков»













Выполнила

студентка Ш-41 группы

Шимко Марина





Ейск 2022

Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается тем, что учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ

Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание анализу как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Повышение профессионализма учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.    

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей  с достигнутым результатом.

Рассмотрим основные характеристики современного урока:

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.

  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.

  • Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.

  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.

  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.

  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.

  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).

  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.

  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.

  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

Этапы анализа уроков в начальной школе.

Анализ цели урока:

1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) ФГОС (предметные, метапредметные, личностные результаты) и типа урока;

б) программных требований и содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений обучающихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме.

2.Формы и методы доведения цели до обучающихся. Целесообразность этих форм и методов.

Анализ структуры урока:

1.Соответствие структуры урока его цели и типу.

2.Логическая последовательность.

3.Целесообразность этапов урока и распределения времени на каждый этап.

4.Рациональность отбора содержания образования на каждом этапе.

Анализ содержания образования:

1.Доступность (соответствует ли уровень изложения материала учителем, уровню понимания содержания учеником).

2.Научность (соответствует ли уровень научного изложения материала учителем, уровню научного изложения содержания в науке).

3.Выделение ключевых аспектов по данной теме.

4.Связь содержания материала с жизнью.

5.Связь содержания материала с потребностями и интересами ученика.

6. Связь содержания материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

7.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности (через УУД), познавательных интересов, учащихся средствами самого материала урока.

Анализ деятельности учителя:

1.Правильность отбора методов, приемов и средств обучения в рамках образовательных технологий с учетом:

а) цели и темы урока;

б) образовательной технологии;

в) возможностей класса и возможностей самого учителя;

д) учебно – материальной базы.

2.Разнообразие форм деятельности на уроке.

3. Разнообразие методов познания (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и др.).

4. Применение диалоговых форм общения.

5. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

6.Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

7.Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

8.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей обучающихся).

9.Организация учителем самостоятельной работы обучающихся(характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).

10.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на обучающихся.

11.Умение создавать психологический комфорт.

12. Соблюдение гигиенических характеристик рациональной организации урока (плотность урока, число видов учебной деятельности и видов преподавания и их продолжительность, физминутки и др.).

Анализ деятельности обучающихся:

1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Сформированность деятельности учащихся через УУД.

3. Культура учебной деятельности на уроке и культура межличностных отношений.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтроля, самооценки, сопоставления самооценки с внешней оценкой.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, объем, осознанность знаний, умение вычленять главное, применять знания в различных ситуациях, умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений и др.).

Анализ домашнего задания:

1. По объёму.

2. По содержанию.

3. По форме.

Общие выводы

1. Самоанализ урока.

2.Аргументированная характеристика достоинств урока: творчество, находки, результативность.

3.Недостатки урока, диагностика причин недостатков.















Анализ урока учителя начальных классов (практическая часть)



Учитель: Самойленко С.А.

Класс: 2

Дата: 15.10.2021

Тема: Закрепление изученного материала

Цель: - закрепить навыки письменного сложения и вычитания в пределах 100, умение решать задачи; подготовить к усвоению смысла действия умножения;

- развивать логическое мышление, смекалку;

- воспитывать аккуратность.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Урок был организованным, дисциплина на уроке хорошая. Рабочее место учителя и ученика было рационально организованным. Материал урока был разнообразным, и отражал основные задачи развития и обучения младших школьников по этой теме. Структура урока соответствовала типу и целям урока. Учитель на уроке закреплял вычислительные навыки. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная. Учитель использует на уроке следующие приемы: сравнение, анализ, сопоставление; методы обучения: беседа, рассказ, практические методы, элементы проблемного обучения.

При подготовке урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо – эмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности.

             Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является совершенствование навыков устного вычисления. Поэтому вторым этапом урока стала «Устная работа». Была проведена игра «Собери грибы в лукошко» и логическая разминка, что способствовало развитию логического мышления.

      Этап проверки домашнего задания был проведен в форме устной фронтальной работы. Учащиеся показали достаточный уровень активности. Итогом данного этапа стало формулирование темы и цели урока.

      Для обобщения и систематизации знаний были использованы различные приёмы и формы работы:

1. Работа с учебником – решение примера на совместные действия с натуральными числами – у доски – по цепочке

2. Дифференцированная работа по карточкам. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.

3. Хочется отметить, что учителем ведется качественная работа по формированию умения решать задачи. Учащиеся на уроке показали, что умеют читать и анализировать задачи, выполнять краткую запись. Учителем были предложены задания повышенного уровня при решении задач, дифференцированная работа по карточкам.

     При проведении закрепления материала перед учащимися поставлена проблемная ситуация через выполнение практического упражнения социально – адаптированного к жизненной ситуации. Учебно-познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную, а также работу в парах. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. Учащиеся сотрудничали друг с другом, оказывая взаимопомощь. При выполнении практической работы осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль партнёра. Рационально использует время урока, поддерживает интерес на протяжении всего урока за счёт применения различных форм и методов (проведён математический диктант, устный счёт, работа у доски, комментирование с мест и т. д.) Учитель соблюдает валеологический подход (делает замечания по поводу осанки, проводилась физминутка). Создаёт ситуацию успешности, подбадривая учащихся, приходит на помощь сама и учит работать в парах.

Выводы по уроку:

 1. План урока выполнен.

2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока.

 3. Урок был эффективный, проведён на достаточном методическом уровне.

4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая.

5. Цель урока достигнута.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!