Невельский филиал
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области
«Великолукский политехнический колледж»
Доклад
по теме: «Межпредметные связи на уроках технологии отделочных работ»
Разработала
Преподаватель
Н.Н.Емельянова
2017г.
В состав педагогических технологий входят такие как «Модульные технологии», «Инновационные технологии», «Проектные технологии». «Игровые технологии», «Технологии сотрудничества», «Модульные технологии» и «Информационные технологии».
Информационные технологии – это
- реализация межпредметных связей технологии с другими учебными предметами;
- проведение предметных тестирований;
- выполнение реферативных, творческих и других работ с использованием информационных технологий;
- поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
- проведение научных конференций, презентаций;
- проектно-исследовательская деятельность;
- использование мультимедийных технологий при изучении учебного материала.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Межпредметные связи позволяют преподавателям быстрее и глубже приобщить обучающихся к знаниям изучаемого предмета и обеспечить увязку одного предмета с другим по темам, имеющим одинаковое значение, а обучающимся – понять, что знания по специальным предметам и общеобразовательным дисциплинам составляют одно целое в их будущей самостоятельной деятельности. Кроме того, межпредметные связи стимулируют тягу к знаниям, укрепляют интерес к предмету, расширяют заинтересованность, углубляют знания, способствуют становлению интересов профессионального плана.
Основные направления осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса:
1. усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала;
2. теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения;
3. комплексность и сотрудничество преподавателей разных предметов в формах его организации;
4. реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе преподавателей и мастеров, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.
Межпредметные связи по способу взаимодействия направляющих элементов показывают:
1. какие знания, привлекаемые из других дисциплин, уже получены обучающимися. А какой материал еще только предстоит изучать в будущем;
2. какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой;
3. как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.
Виды и методы использования межпредметных связей
- Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия.
- Проектная деятельность обучающихся.
- Решение задач практического содержания.
- Написание рефератов.
- Театрализованные постановки.
Межпредметные связи способствуют развитию у обучающихся умственных способностей, мыслительной активности, познавательных интересов, самостоятельных суждений, убеждений и мировоззренческих взглядов.
На уроках технологии по профессии «Штукатур, маляр строительный» приходится очень часто прибегать к межпредметным связям. Наша рабочая программа содержит графу с таким названием. Ежегодно прорабатывая программы по предметам мы обязательно добавляем в эту графу новые элементы. Материаловедение проходит красной строкой по технологии штукатурных и малярных работ. Это темы по классификации строительных материалов, по составу и видам растворов, о влиянии свойств строительных материалов на качество отделочных работ. Так же часто мы говорим и о производственном обучении, где знание приемов приготовления и нанесения растворов на поверхности, приготовление и нанесение окрасочных составов на поверхность сопряжено прочно со знаниями по технологии. Рисунки и работы обучающихся по способам нанесения раствора на поверхность я применяю на уроке (см. приложение 1).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_1.jpeg)
Любая тема на уроке технологии заканчивается вопросами по технике безопасности, поэтому межпредметная связь с охраной труда и окружающей среды также планируется. При изучении темы «Леса и подмости» мы заранее подбираем объект и идем на экскурсию. (см. приложение 2)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_5.jpeg)
На экскурсии мы знакомимся также с архитектурой нашего города и его историей –межпредметная связь с дисциплиной «Основы технологии отделочных строительных работ» (см. приложение 3).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_6.jpeg)
«Волюта» - убранство окон на фасаде.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_7.jpeg)
Музей г. Невеля (бывшая почтовая станция).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_8.jpeg)
Здания с эркером.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_9.jpeg)
Колонны с каннелюрами.
На уроках технологии по теме: «Оштукатуривание колонн» я напоминаю тему, изученную на уроке по предмету «Основы строительного черчения» - «Построение видов геометрических тел на трех плоскостях проекций». Ведь колонны в сечении (как цилиндр или шестигранная призма) на горизонтальной плоскости проекций очень похожи (см. приложение 4).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_10.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_11.jpeg)
При изучении темы «Цвет и свет» тоже показываю работы обучающихся по черчению, тема: «Изображение нескольких геометрических предметов на трех плоскостях проекций (см. приложение 5).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_12.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_13.jpeg)
Проекции прошу раскрасить в одинаковые цвета на всех плоскостях. Прошу найти ошибки. Когда проводим неделю технологии также применяем межпредметные связи, используя рисунки обучающихся по охране труда, технологии, кроссворды, рефераты, исторические справки, стихи и разработки (см.приложение 6).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_14.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_15.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_16.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_17.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_18.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_19.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_20.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4ee88a026bf/1067418_21.jpeg)
И как результат – высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности, повышение уровня обученности, повышение интереса к учебе и к избранной профессии, высокая активность и результативность участия в исследованиях, проектной деятельности.