СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Особая роль уроков: лекций, семинаров, зачётов в старших классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: Особая роль уроков: лекций, семинаров, зачётов в старших классах.   

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Особая роль уроков: лекций, семинаров, зачётов в старших классах»

Особая роль уроков: лекций, семинаров, зачётов в старших классах.



Плохой учитель преподносит истину, хороший-учит её находить.


А.Дистервег. Научить учащихся в школе всему, что понадобится в жизни невозможно, но можно и нужно научить их самостоятельно добывать знания, научить их применять на практике. Умение работать с текстом и другими источниками информации – одно из важнейших умений, необходимых современному школьнику. Одним из путей решения задачи формирования творческой личности отличающейся самостоятельностью мышления, умением работать с книгой и рационально организовывать свой труд, следует считать введение в практику работы учителей старших классов лекционно-семинарско-зачётной системы обучения. Применение в образовательной школе элементов данной системы уместно и целесообразно, так как она даёт учащимся возможность легко адаптироваться к обучению в высших учебных заведениях. При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап комбинированного урока выносится в отдельный урок: - урок подачи нового материала (урок-лекция); - закрепление (урок-практикум, урок-консультация); - контроль знаний (урок-зачёт). Лекционно-семинарская система обучения призвана способствовать: 1) Реализации принципов педагогического сотрудничества так как этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель-ученик. Взаимоуважение, демократичный стиль общения-основа успешного труда и учителя и ученика старшей школы. 2) Оптимизации учебно-воспитательного процесса. 3) Созданию благоприятных условий не только для обучения, но и для развития и воспитания старшеклассников в процессе обучения. Показателями развития учащихся являются сознательное и уверенное применение ими знаний; самостоятельное установление предметных и межпредметных связей; высокий уровень умений самостоятельной умственной деятельности и т.д. 4) Использованию дифференцированной и индивидуальной работы с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников. Для достижения качества обученности учащихся лекция, семинар и зачёт выстраиваются в технологию. Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объём самостоятельных работ с различными источниками. Школьная лекция-эта форма организации учебного процесса, которая предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу. В 10-11 классах можно применять разнообразные типы лекций: установочная, вводная, обзорная, тематическая, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-консультация. Школьный семинар-эта форма занятия, представляющая собой групповое сотрудничество учащихся и учителя по обсуждению проблем, темы под непосредственным руководством педагога. Семинар-это важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с дополнительной литературой, творчески мыслить и действовать. В условиях школы семинар-один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. Задачи семинарских занятий: 1 Образовательные: - расширение общего научного кругозора; - углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем цикла; - формирование навыков, опытов научного исследования по данной теме; - овладение методикой конкретной науки; - выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы. 2 Развивающие: - развитие умений доказать, обобщать; - умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать; - развитие эмоций, чувств; - развитие памяти; - совершенствование искусства устного и письменного изложения темы, вопроса, проблемы, опыта в соответствии с заданной целью. 3 Воспитательная задача: - формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования. В своей практике я провожу разнообразные типы семинаров: - семинары на основе рефератов, докладов, сообщений (Сопоставительный анализ рекламных текстов в английском и русском языках-11 класс «Изобретения». Язык смс в современном общении и стилистические особенности эпистолярного жанра Интернет-9 класс «СМИ») - семинары с преобладанием самостоятельной работы (проектные работы после окончания цикла). Уроки-семинары-особые уроки уже потому, что на рабочем столе учеников, кроме привычных учебников, лежат творческие работы, рефераты, справочники. Тут уместно вспомнить китайскую мудрость «Скажи мне-и я забуду Покажи мне-и я запомню Вовлеки меня-и я научусь». Урок- зачёт одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков, прежде всего в том, что на них выявляются не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определённых программой при изучении указанного материала. Уроки-зачёты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результат учёбы. Таким образом, лекционно- семинарская система организации учебного процесса даёт возможность ученику многократно, на разных уровнях познания поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия, прежде всего, помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием. «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» Аристипп.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!