СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции».»

Доклад на тему:

«Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции».


Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования.

К таким инновационным образовательным технологиям относятся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Стратегия модернизации образования РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетентности: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах». А.В. Хуторским выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов обще-предметного содержания образования: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования. Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей учащихся способствует:

 - активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

 - достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

 - развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;

- снижению дидактических затруднений у учащихся;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;

- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности. 

Стандарт устанавливает определённые требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу:

1. Предметные (умение решать предметные задачи, учебно-познавательные компетенции).

2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).

3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

Как показывает практика, на формирование этих компетентностей у учащихся в наибольшей степени нацелены следующие современные образовательные технологии:

1. Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.

2. Внедрение ИКТ как мощного средства добычи и переработки информации.

3. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности (социоигровые технологии).

4. Разноуровневое обучение как формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению.

5. Проблемное обучение как создание условий для развития у учащихся видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

6. Технология обучения в сотрудничестве как выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности.

7. Технология учебно-поисковой деятельности как развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов.

8. Здоровьесберегающие технологии как создание и укрепление психического здоровья детей.

9. Тестовая технология как повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с социоигровыми технологиями.

Анализируя опыт использования информационных и социоигровых технологий на уроках, можно с уверенностью сказать, что данная концепция позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объём выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Интерактивная доска является одним из новейших инструментов, позволяющих внедрять в практику учителей информационные технологии с целью формирования информационных компетенций учащихся. Работая с ИД обучающиеся воспринимают информацию быстрее и качественнее. Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе. Дети совместно с учителем участвуют в создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Исходя из опыта, я могу сказать, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем: учащиеся не умеют работать с информацией (они привыкли получать её в готовом виде), очень большой объём информации, некоторые темы очень трудные, а наглядности не хватает. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет решать эти задачи. Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить социоигровую и учебную деятельность. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка.

В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Ребята с увлечением решают такие задачи, а анимация и демонстрация этих заданий на экране помогает им в этом. Использование компьютера повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей.

На уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно начинают писать новую букву. Информационно-коммуникативные технологии и тут приходят нам на помощь. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать рассеивания внимания первоклассников.

На русском языке большое внимание уделяется фонетике. В связи с этим применяются социоигровые технологии, с помощью которых закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. ИКТ технологии незаменимы при написании изложений и сочинений, где можно продемонстрировать большое количество картин великих художников и произведения композиторов для эмоционального настроя. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. ИКТ помогают в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по этому предмету. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг.

Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Благодаря систематической работе, у учеников начальной школы формируется социальная компетентность. Инновационные уроки с применением современных технологий, учащиеся воспринимают с большим интересом. Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого урока: «…гораздо понятнее материал урока, когда схемы, таблицы и графики высвечиваются на слайдах»; «…сегодняшний урок я запомню на всю жизнь»; «…побольше бы таких необычных уроков».

Я считаю, что не только урок занимает важнейшее место в организации познавательной деятельности учащихся, в формировании и развитии предметных и ключевых компетенций. Применять современные образовательные технологии, создавать «ситуацию успеха», обеспечивать сохранение здоровья, то есть осуществлять развитие компетентности личности младших школьников можно и во внеурочной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность во внеурочное время - мощное средство всестороннего развития ребенка. Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, осуществляется развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе. “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. К.Д. Ушинский.

  Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетенции, предъявляемые Государственными стандартами образования: 
1.умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; 

2.умение работать в группе; 

3.умение находить информацию в различных источниках; 

4.коммуникативная компетентность; 

5.осознание полезности получаемых знаний и умений. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!