СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Педагогические условия повышения качества учебного процесса при преподавании математики в инклюзивном образовании"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное обучение на уроках математики имеет свою структуру и использование различных приемов и методов инклюзичного образования

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Педагогические условия повышения качества учебного процесса при преподавании математики в инклюзивном образовании"»

Доклад на тему «Педагогические условия повышения качества учебного процесса при преподавании математики в инклюзивном образовании» учителя математики МБОУ Лозновской СОШ им. Т.А. Аббясева Зиборовой С.Л. 26.03.2024 г.

Введение

Инклюзивное образование — способ построения образовательного процесса, предусматривающий совместное обучение здоровых обучающихся и обучающихся с ОВЗ.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Перечислим восемь принципов инклюзивного образования.

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Преподавание математики в инклюзивном образовании

Математика обладает широкими возможностями по развитию интеллекта школьника. От построения учебно-воспитательной деятельности на уроке и от места, которое занимает в нем ученик, зависит не только продуктивность познавательного процесса, но и развитие его личности. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

Данная тема актуальна в настоящее время, потому что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

При инклюзивном образовании необходимо использовать различные инклюзивные технологии. Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те методы и приемы, которые ведут к созданию необходимых условий, для качественного, эффективного и доступного образования всех детей без исключения. Можно выделить две группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

Организационные связаны с самим этапом инклюзивного образовательного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые успешно используются учителем в инклюзивной практике на уроках. Обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающегося должно реализовываться на каждом уроке.

На уроках математики возможна дифференциация заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями. Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.

Структура урока в инклюзивных классах: (со стороны здоровьесберегающих технологий)?

1. Обстановка в кабинете (гигиенические условия, как прибран кабинет, эстетическое окружение кабинета) Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В кабинете должно быть много подсобного материала из бумаги, картона, проволоки, пластилина и т.п.

2. Число видов деятельности (норма 4-7 опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассмотрение наглядных пособий).

3. Чередование видов деятельности (через 7-10 мин).

4. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее 3).

5. Применение ТСО и интерактивного оборудования, компьютера

6. Через 15 и 30 минут физкультминутки.

7. Наличие мотивации (а для чего, зачем это), поэтому задания должны содержать опору на жизненные ситуации, вопросы с содержанием о здоровье.

8. Наличие эмоциональных разрядок: шутки, улыбка, отступления на уроке, чтобы плотность урока была не более 75-80%.

9. Видеть и чувствовать моменты утомления учеников, чтобы сменить вид деятельности.

10. Выбор оптимальной посадки учащихся: от урока к уроку она может изменяться (ученик с ЗПР + ученик-консультант, ученики с ЗПР отдельной группой)

11. Темп окончания урока, особенности окончания (не торопясь дать домашнее задание заранее, объяснить его, прочитать, закончить урок каким-нибудь высказыванием, жизненным примером).



Поурочное планирование ведется учителем с учетом подобранных программ, имеющихся в классе.

Ход урока зависит от ряда обстоятельств, например, насколько соприкасается общая тема у детей разных уровней, какой этап урока берется за основу. Если у всех детей в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном материале, подобранном в соответствии с программой. Если на уроке изучается разный материал и совместная работа при изучении нового материала затруднительна, то в этом случае занятия планируются по структуре малокомплектной школы.

Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках возможно использование следующих приемов:

  1. Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д.

  2. Использование вставок на доску при выполнении какого-либо задания, которая заключается в прикреплении детьми своих карточек на доску.

  3. «Узелки». Данный прием заключается в закреплении на видное место основных моментов темы урока, которые необходимо запомнить.

  4. Работа по карточкам, которые сопровождаются рекомендациями по выполнению заданий, направленных на активизацию познавательной и учебной деятельности у ребенка.

  5. Использование видеоряда или иллюстративно-аудиального материала позволяет включить два вида памяти у детей: слуховую и зрительную.

  6. Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий.

  7. Активные методы рефлексии, которые можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

  8. Введение новых Адаптивных технологий компании «АЙ ПИ ЭР Медиа». Электронно-библиотечные системы IPRbooks и «Библиокомплектатор» для поддержки внедрения инклюзивного образования.

Все вышеперечисленные инклюзивные технологии обучения в различной степени влияют на восприятие учебного материала и на мотивацию познавательной и учебной деятельности учащихся.

Разнообразие различных технологий и приемов позволяет учителю варьировать различные виды работы, что считается эффективным средством активизации мыслительной деятельности ученика. Переключение с одного вида работы на другой сохраняет активность ребенка, также не дает отвлечься от хода урока и развивает его восприятие с разных сторон.

Применение инклюзивных технологий поможет добиться повышения познавательной активности обучающихся, активно вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность обучающихся, тем самым повышать эффективность и качества образования

Что касается пространственно-предметной организации совместного обучения, то здесь важно соблюдение следующих условий.

1. Школьный класс должен быть структурирован на несколько функциональных зон, которые дают возможность развертывания дифференцированной и индивидуализированной учебной деятельности учащихся (уголок для чтения, зона для общения, для экспериментирования и др.).

2. Необходимо наличие отдельного небольшого помещения (желательно с окнами) для работы с группами разных детей, а также для индивидуальной работы.

3. Наряду с мобильными средствами пространственного структурирования классного помещения (легкие передвижные столы) должны быть открытые полки с учебными и коррекционно-развивающими материалами для свободной работы и для поддержки игровых активностей детей.

4. В классе должны присутствовать наборы специальных диагностических коррекционно-развивающих материалов в соответствии с направленностью нарушений особенных детей.

5. Помещение класса для совместного обучения должно соответствовать базовым принципам архитектуры для особенных людей — отсутствие барьеров, нахождение на первом этаже.

2. Адаптивные технологии компании «Ай Пи Эр Медиа» (электронно-библиотечные системы IPRbooks и Библиокомплектатор) для поддержки внедрения инклюзивного образования

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на сегодняшний день в мире насчитывается около 39 миллионов слепых людей (0,55% населения) и 246 миллионов людей с плохим зрением (3,5% всего населения). По официальным данным, в России насчитывается более чем 275000 граждан с ограниченными возможностями зрения.

Повсеместное распространение гаджетов и, как следствие, усиление нагрузки на зрительный аппарат человека год от года только усугубляет ситуацию. В докладе ВОЗ говорится, что к 2021 году количество незрячих людей на земле увеличится более чем в 2 раза — до 75 миллионов человек.

Рассмотрим пример для слабовидящих и слепых людей применение адаптивных технологий ООО «Ай Пи Эр Медиа» на примере платформ IPRbooks и «Библиокомплектатор». Данные технологии для внедрения инклюзивного образования обеспечивают возможность внедрения в учебных заведениях методов инклюзивного образования для обучения людей с нарушениями зрения в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

1. Версия сайта для слабовидящих, отвечает требованиям существующих ГОСТов.

2. Эксклюзивный адаптивный ридер (увеличение до 300 % - подходит для III группы инвалидности по зрению) для чтения изданий лицами с ограничениями зрения (тексты размещены в векторном формате, а не картинкой, что позволяет увеличивать текст без потери качества изображения).

3. Специальное мобильное приложения WV-reader для лиц с проблемами зрения и полностью незрячих. Это программное обеспечение предоставляет широкие возможности пользователям. Его отличительными особенностями являются:

- адаптированный интерфейс в соответствии с ГОСТом;

- запуск и работа при помощи задания команд, что дает возможность использования приложения даже людям с полной потерей зрения;

- голосовой поиск изданий;

- голосовые ответы на запросы;

- встроенный синтезатор речи, позволяющий слушать найденное издание.

Немаловажным фактором учебного процесса в целом также является возможность применения электронных изданий для обеспечения дистанционного доступа к ним слабовидящим и незрячим людям вне стен учебного заведения. Все платформы компании «Ай Пи Эр Медиа» не требует личного присутствия и регистрации в стенах библиотеки или работы с жесткой привязкой по IP-адресам учебного заведения.

Сотрудники организации, сопровождающие учебный процесс лиц с ОВЗ, могут направлять учетные данные по e-mail или обеспечить прямой доступ в электронно-образовательный через закрытую часть своего портала. При этом данная технология обеспечивает возможность бесшовной авторизации обучающихся и преподавателей в ЭБС через ресурс учебного заведения.

На основании анализа статистики регистрации и посещения ЭБС IPRbooks через IP-адрес и удаленно по логину-паролю можно утверждать, что использование ЭБС (в том числе первичная регистрация пользователя) вне стен учебного заведения в 25раз выше. Таким образом, дистанционная регистрация в разы повышает доступность ЭБС для лиц с ограниченными возможностями зрения.

Таким образом, при применении инклюзивных технологий мы можем добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования.

Список литературы

1. Банч Гарри Оуэн. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса: Пособие для учителей. 2-е изд. / Пер. с англ. С.Ю.Котова. – М., 2008.

2. Инклюзивное образование – образование для всех: материалы республиканской науч.- практ. конф. (22 декабря 2017 года, г. Уфа) [Текст]Уфа: изд-во ИРО РБ, 2017. – 180 с.

3. Иванова, Н.Ю. Адаптивные технологии компании «АЙ ПИ ЭР Медиа». Электронно-библиотечные системы IPRbooks и «Библиокомплектатор» для поддержки внедрения инклюзивного образования [Текст] // Инклюзия в образовании. - 2017 Т.2. - № 3. / Н.Ю. Иванова – М.: С. 12-16.

4. Дмитриев А.А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст]: учеб. пособие. /А.А.Дмитриев – М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 260 с.

5. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) [Текст] / Моск.гор. психол-пед. Ун-т; Редкол: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.

6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе [Текст] / Под ред. Е.В.Самсоновой. - М., 2012. (Инклюзивное образование).

7. Семенова, Л.Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.Э.Семенова. – Электрон, текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /84679.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!