СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему"Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему"Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса"»

Доклад по теме

«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»

(СЛАЙД 1) В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина

Дмитриевича Ушинского 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Профессиональный рост – это уверенность в своём будущем, гарантия от слишком быстрого профессионального выгорания.

Существуют различные формы организации профессионального роста современного учителя:

1. Повышение квалификации;

2. Чтение популярных образовательных сайтов и педагогических журналов;

3. Посещение уроков своих коллег;

4. Регистрация в профессиональных сообществах;

5. Участие в педагогических конференциях, вебинарах, конкурсах и т.д.

Всё эти формы нам хорошо знакомы. Некоторые из них мы активно используем для своего профессионального роста.

Также повысить свой профессионализм, более полно развить личность, поможет целевая модель наставничества. В настоящее время система наставничества находится в стадии коренных перемен, вызванных многообразием воздействующих на нее факторов: педагогических, методических и индивидуальных.

Актуальность внедрения системы наставничества в современных образовательных организациях среднего профессионального образования обусловлена необходимостью обеспечивать преемственность поколений посредством ускорения передачи социального и/или профессионального опыта. Данная модель разработана в рамках реализации федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», которые включены в национальный проект «Образование». Целевая модель призвана регулировать отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества.

О том, что наставничество является перспективным направлением образовательного процесса и активно развивается в современной системе Российского образования можно узнать (СЛАЙД 2) из принятых нормативно – правовых документов, прежде всего федерального уровня:

-Паспорт ФП «Молодые профессионалы» (протокол заседания проектного комитета по НП «Образование» от 07.12. 2018 г. № 3) Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих

Образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".

-Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися")

В Воронежской области система наставничества (по форме работодатель-студент) в профессиональных образовательных организациях получила активное развитие в рамках проекта по внедрению практико- ориентированного (дуального) обучения. (СЛАЙД 3)

Обеспечивают развитие системы наставничества в регионе нормативные документы:

-Закон Воронежской области от 06.10.2011 N 132-ОЗ (ред. От 04.12.2019) "О первом рабочем дне выпускников и трудовом наставничестве" (принят Воронежской областной Думой 29.09.2011);

-Комплекс мер по реализации государственной (областной) политики, стимулирующей развитие наставничества на 2020-2024 годы, утвержденный Заместителем губернатора Воронежской области — первым заместителем председателя правительства Воронежской области 03.08.2020 г.

-Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Воронежской области.

- План мероприятий («дорожная карта») по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Воронежской области на 2019-2022 годы, утвержденный распоряжением правительства Воронежской области от 28 декабря 2019 г. № 1238р).

-Постановление правительства Воронежской области от 04.06.2020 № 497«О порядке организации практико-ориентированного (дуального)обучения в Воронежской области».

-Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.10.2020 г. № 993 «О реализации мероприятия «Внедрение целевой модели наставничества обучающихся» в рамках региональных проектов «Современная школа» национального проекта «Образование» в Воронежской области».


Согласно национальному проекту «Образование» к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.


Какие же понятия включает в себя модель наставничества: (СЛАЙД 4)

Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных

компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт вдостижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной организации, обучающиеся, представители сообществ выпускников образовательной организации.

Куратор – сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по образовательным программам, либо организации из числа

партнеров, который отвечает за реализацию программы наставничества.


Можно выделить следующие направления наставничества: (СЛАЙД 5)

Учебно-профессиональное: наставничество в профессиональной образовательной организации в период подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам профессий в целях развития профессиональных компетенций обучающихся;

Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, во внеурочной общественной деятельности, выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству и т.д.

Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (состоящие на разных видах учета).

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодого специалиста: наставничество, в процессе которого формируются профессиональные умения и навыки, надлежащее исполнение должностных

обязанностей, ознакомление с особенностями работы ОО.


(СЛАЙД 6) Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.


Разработчиками программы выделено несколько форм наставничества, это:

«студент – студент»

«студент – ученик»

«учитель – учитель»

«работодатель –студент»



В чём же сущность каждой из форм.















(СЛАЙД 7) Студент – студент

Это взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.


Студент - наставник

Студент - наставляемый

уверенный в себе;

коммуникабельный;

ответственный;

лидер;

компетентный (знает нормативно-правовую базу образовательной организации, традиции и неформальные правила организации)

не адаптированный к социуму;

низкая успеваемость;

подавленность;

нерешительность


Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Какими могут быть формы взаимодействия?

взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

• взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Результат правильной организации работы наставников - высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации. (СЛАЙД 8)

Результат

• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и образовательной организации;

• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

• количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;

• снижение числа обучающихся, состоящих на разных видах учета;

• снижение числа жалоб, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Область применения: внеурочная деятельность, проектная деятельность, клубы, волонтерство.


(СЛАЙД 9) Студент – ученик

Взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации (ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организаци (студент) помогает с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.

Цель - успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.

Студент - наставник

Ученик - наставляемый

ответственный;

социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией;

мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды и т.д.

дезадаптированный;

проблемы с успеваемостью;

не мотивирован на будущие достижения

дезориентированный


Как сформировать пару: анкетирование, психологическое тестирование на совместимость работы в паре, личные встречи

Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста. (СЛАЙД 10)

Результат

• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;

• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

• увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки.


Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, участие в конкурсах и олимпиадах, создание совместных проектных работ.



(СЛАЙД 11) Учитель – учитель

Взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Цель - успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня.

Учитель - наставник

Учитель - наставляемый

опытный;

имеет профессиональные

успехи;

лидерские и коммуникативные навыки;

участник педагогического сообщества

молодой специалист;

в процессе адаптации на новом месте работы;

испытывающий дефициты;

стремящийся повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности


Вариантами взаимодействия могут быть разными: (СЛАЙД 12)

• взаимодействие "опытный педагог - молодой специалист", классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;

• взаимодействие "лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы", конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: "не могу найти общий язык с учениками", "испытываю стресс во время уроков"), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;

• взаимодействие "педагог-новатор - консервативный педагог", в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю "старой школы" овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;

• взаимодействие "опытный предметник - неопытный предметник", в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).


(СЛАЙД 13)

Результатом правильной организации работы будут:

• высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;

• повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

• рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);

• качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах);

• сокращение числа конфликтов;

• рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.



(СЛАЙД 14) Работодатель – студент

Взаимодействие обучающегося (студента) и представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации.

НЕ ЧИТАТЬ!!! термин "работодатель" в широком смысле: взрослый человек, имеющий богатый личный или профессиональный опыт, сотрудник предприятия или организации, который может как иметь цель привлечь новых молодых сотрудников на свое предприятие (организацию), так и осуществлять деятельность в рамках программы наставничества с целью передачи личного опыта, поддержки наставляемого и обоюдного развития навыков.

Работодатель

СТУДЕНТ

статусный;

компетентный;

профессионал;

опытный;

заинтересован в преемственности

дезориентирован или не мотивирован в выборе профессии;

не осведомлен о своей профессиональной пригодности;

дезориентирован

активный, одаренный обучающийся


Цель: успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся.


(СЛАЙД 15) Варианты взаимодействия могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника:

• взаимодействие "активный профессионал - равнодушный потребитель", Мотивационная, ценностная и профессиональная поддержка с системным развитием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории;

  • Взаимодействие «Успешный профессионал – студент, выбирающий профессию» - Краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту или группе студентов возможности и перспективы конкретного места работы.

• взаимодействие "коллега - молодой коллега" - совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;

• взаимодействие "работодатель - будущий сотрудник" - профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства.


(СЛАЙД 16) Результатом правильной организации работы наставников будет

• улучшение образовательных результатов студента;

• численный рост количества мероприятий профориентационного, мотивационного и практического характера в образовательной организации;

• увеличение процента обучающихся, прошедших профессиональные и компетентностные тесты, успешно прошедших промежуточную аттестацию;

• численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности совместно с наставником;

• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

• численный рост планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях выпускников профессиональных образовательных организаций.


Заключение

Наставничество в современной системе Российского образования стало одним из актуальных трендов, которое широко используется в ходе профессиональной подготовки студентов и адаптации молодых специалистов. При этом в среднем профессиональном образовании наставничество занимает особое место.

В новых экономических условиях система наставничества для профессиональных образовательных организаций выполняет следующие функции:

− повышение конкурентоспособности;

−формирование команды высококвалифицированных сотрудников, мотивированных на достижение более высоких результатов;

−повышение культурного и профессионального уровень педагогического коллектива;

−развитие системы внутренней оценки качества и экспертизы деятельности.

Профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования Воронежской области и мы в том числе, будем продолжать активно внедрять систему наставничества, что будет способствовать качеству подготовки выпускников.


Закончить хочу словами: профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового.



Постановили:

- дальнейшее внедрение в учебно-воспитательный процесс целевой модели наставничества;

- реализация программ наставничества, привлечение, обучение, контроль за

деятельностью наставников;

- изучение на заседаниях цикловых комиссий модели и инструментов наставничества;

- классным руководителям с целью повышения успеваемости и улучшения

психоэмоционального фона в классном коллективе рекомендовать использовать форму наставничества «ученик-ученик».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!