Доклад по теме
«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»
(СЛАЙД 1) В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина
Дмитриевича Ушинского 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
Профессиональный рост – это уверенность в своём будущем, гарантия от слишком быстрого профессионального выгорания.
Существуют различные формы организации профессионального роста современного учителя:
1. Повышение квалификации;
2. Чтение популярных образовательных сайтов и педагогических журналов;
3. Посещение уроков своих коллег;
4. Регистрация в профессиональных сообществах;
5. Участие в педагогических конференциях, вебинарах, конкурсах и т.д.
Всё эти формы нам хорошо знакомы. Некоторые из них мы активно используем для своего профессионального роста.
Также повысить свой профессионализм, более полно развить личность, поможет целевая модель наставничества. В настоящее время система наставничества находится в стадии коренных перемен, вызванных многообразием воздействующих на нее факторов: педагогических, методических и индивидуальных.
Актуальность внедрения системы наставничества в современных образовательных организациях среднего профессионального образования обусловлена необходимостью обеспечивать преемственность поколений посредством ускорения передачи социального и/или профессионального опыта. Данная модель разработана в рамках реализации федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», которые включены в национальный проект «Образование». Целевая модель призвана регулировать отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества.
О том, что наставничество является перспективным направлением образовательного процесса и активно развивается в современной системе Российского образования можно узнать (СЛАЙД 2) из принятых нормативно – правовых документов, прежде всего федерального уровня:
-Паспорт ФП «Молодые профессионалы» (протокол заседания проектного комитета по НП «Образование» от 07.12. 2018 г. № 3) Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
Образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".
-Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися")
В Воронежской области система наставничества (по форме работодатель-студент) в профессиональных образовательных организациях получила активное развитие в рамках проекта по внедрению практико- ориентированного (дуального) обучения. (СЛАЙД 3)
Обеспечивают развитие системы наставничества в регионе нормативные документы:
-Закон Воронежской области от 06.10.2011 N 132-ОЗ (ред. От 04.12.2019) "О первом рабочем дне выпускников и трудовом наставничестве" (принят Воронежской областной Думой 29.09.2011);
-Комплекс мер по реализации государственной (областной) политики, стимулирующей развитие наставничества на 2020-2024 годы, утвержденный Заместителем губернатора Воронежской области — первым заместителем председателя правительства Воронежской области 03.08.2020 г.
-Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Воронежской области.
- План мероприятий («дорожная карта») по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Воронежской области на 2019-2022 годы, утвержденный распоряжением правительства Воронежской области от 28 декабря 2019 г. № 1238р).
-Постановление правительства Воронежской области от 04.06.2020 № 497«О порядке организации практико-ориентированного (дуального)обучения в Воронежской области».
-Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.10.2020 г. № 993 «О реализации мероприятия «Внедрение целевой модели наставничества обучающихся» в рамках региональных проектов «Современная школа» национального проекта «Образование» в Воронежской области».
Согласно национальному проекту «Образование» к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Какие же понятия включает в себя модель наставничества: (СЛАЙД 4)
Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных
компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт вдостижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной организации, обучающиеся, представители сообществ выпускников образовательной организации.
Куратор – сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по образовательным программам, либо организации из числа
партнеров, который отвечает за реализацию программы наставничества.
Можно выделить следующие направления наставничества: (СЛАЙД 5)
Учебно-профессиональное: наставничество в профессиональной образовательной организации в период подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам профессий в целях развития профессиональных компетенций обучающихся;
Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, во внеурочной общественной деятельности, выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству и т.д.
Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (состоящие на разных видах учета).
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодого специалиста: наставничество, в процессе которого формируются профессиональные умения и навыки, надлежащее исполнение должностных
обязанностей, ознакомление с особенностями работы ОО.
(СЛАЙД 6) Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Разработчиками программы выделено несколько форм наставничества, это:
«студент – студент»
«студент – ученик»
«учитель – учитель»
«работодатель –студент»
В чём же сущность каждой из форм.
(СЛАЙД 7) Студент – студент
Это взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Студент - наставник | Студент - наставляемый |
уверенный в себе; коммуникабельный; ответственный; лидер; компетентный (знает нормативно-правовую базу образовательной организации, традиции и неформальные правила организации) | не адаптированный к социуму; низкая успеваемость; подавленность; нерешительность |
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Какими могут быть формы взаимодействия?
• взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
• взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
• взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Результат правильной организации работы наставников - высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации. (СЛАЙД 8)
Результат
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и образовательной организации;
• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
• количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
• снижение числа обучающихся, состоящих на разных видах учета;
• снижение числа жалоб, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Область применения: внеурочная деятельность, проектная деятельность, клубы, волонтерство.
(СЛАЙД 9) Студент – ученик
Взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации (ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организаци (студент) помогает с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.
Цель - успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.
Студент - наставник | Ученик - наставляемый |
ответственный; социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией; мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды и т.д. | дезадаптированный; проблемы с успеваемостью; не мотивирован на будущие достижения дезориентированный |
Как сформировать пару: анкетирование, психологическое тестирование на совместимость работы в паре, личные встречи
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста. (СЛАЙД 10)
Результат
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;
• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
• увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, участие в конкурсах и олимпиадах, создание совместных проектных работ.
(СЛАЙД 11) Учитель – учитель
Взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Цель - успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня.
Учитель - наставник | Учитель - наставляемый |
опытный; имеет профессиональные успехи; лидерские и коммуникативные навыки; участник педагогического сообщества | молодой специалист; в процессе адаптации на новом месте работы; испытывающий дефициты; стремящийся повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности |
Вариантами взаимодействия могут быть разными: (СЛАЙД 12)
• взаимодействие "опытный педагог - молодой специалист", классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
• взаимодействие "лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы", конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: "не могу найти общий язык с учениками", "испытываю стресс во время уроков"), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
• взаимодействие "педагог-новатор - консервативный педагог", в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю "старой школы" овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
• взаимодействие "опытный предметник - неопытный предметник", в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).
(СЛАЙД 13)
Результатом правильной организации работы будут:
• высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;
• повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
• рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);
• качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах);
• сокращение числа конфликтов;
• рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
(СЛАЙД 14) Работодатель – студент
Взаимодействие обучающегося (студента) и представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации.
НЕ ЧИТАТЬ!!! термин "работодатель" в широком смысле: взрослый человек, имеющий богатый личный или профессиональный опыт, сотрудник предприятия или организации, который может как иметь цель привлечь новых молодых сотрудников на свое предприятие (организацию), так и осуществлять деятельность в рамках программы наставничества с целью передачи личного опыта, поддержки наставляемого и обоюдного развития навыков.
Работодатель | СТУДЕНТ |
статусный; компетентный; профессионал; опытный; заинтересован в преемственности | дезориентирован или не мотивирован в выборе профессии; не осведомлен о своей профессиональной пригодности; дезориентирован активный, одаренный обучающийся |
Цель: успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся.
(СЛАЙД 15) Варианты взаимодействия могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника:
• взаимодействие "активный профессионал - равнодушный потребитель", Мотивационная, ценностная и профессиональная поддержка с системным развитием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории;
Взаимодействие «Успешный профессионал – студент, выбирающий профессию» - Краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту или группе студентов возможности и перспективы конкретного места работы.
• взаимодействие "коллега - молодой коллега" - совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;
• взаимодействие "работодатель - будущий сотрудник" - профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства.
(СЛАЙД 16) Результатом правильной организации работы наставников будет
• улучшение образовательных результатов студента;
• численный рост количества мероприятий профориентационного, мотивационного и практического характера в образовательной организации;
• увеличение процента обучающихся, прошедших профессиональные и компетентностные тесты, успешно прошедших промежуточную аттестацию;
• численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности совместно с наставником;
• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
• численный рост планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях выпускников профессиональных образовательных организаций.
Заключение
Наставничество в современной системе Российского образования стало одним из актуальных трендов, которое широко используется в ходе профессиональной подготовки студентов и адаптации молодых специалистов. При этом в среднем профессиональном образовании наставничество занимает особое место.
В новых экономических условиях система наставничества для профессиональных образовательных организаций выполняет следующие функции:
− повышение конкурентоспособности;
−формирование команды высококвалифицированных сотрудников, мотивированных на достижение более высоких результатов;
−повышение культурного и профессионального уровень педагогического коллектива;
−развитие системы внутренней оценки качества и экспертизы деятельности.
Профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования Воронежской области и мы в том числе, будем продолжать активно внедрять систему наставничества, что будет способствовать качеству подготовки выпускников.
Закончить хочу словами: профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового.
Постановили:
- дальнейшее внедрение в учебно-воспитательный процесс целевой модели наставничества;
- реализация программ наставничества, привлечение, обучение, контроль за
деятельностью наставников;
- изучение на заседаниях цикловых комиссий модели и инструментов наставничества;
- классным руководителям с целью повышения успеваемости и улучшения
психоэмоционального фона в классном коллективе рекомендовать использовать форму наставничества «ученик-ученик».