СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Предпочитаемые копинг – стратегии преподавателей с разным стилем педагогической деятельности."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить преподавательский состав разничных стилей педагогической деятельностей с предпочитаемыми копинг-стратегиями.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Предпочитаемые копинг – стратегии преподавателей с разным стилем педагогической деятельности."»

Предпочитаемые копинг – стратегии преподавателей с разным стилем

педагогической деятельности.


Проблема изучения копинг-стратегий российских учителей в современных социально - экономических условиях является одной из главных задач в сопровождении эмоционального благополучия личности. В современном обществе, когда требования со стороны общества к личности педагога и его роли в учебном процессе значительно возросли, необходимо более глубокое изучение его непосредственной стрессоустойчивости, совладающего поведения и эффективных копинг-стратегий. Становится все более очевидно, что повышение стрессоустойчивости педагога благотворно влияет, как на саму личность, так и на весь образовательный процесс в целом.

Профессия педагога является одной из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. На сегодняшний день она является одной из стрессогенных.

Поэтому для того, чтобы совладать со стрессовыми ситуациями педагог должен выработать так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии - то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.

В нашей работе взяты за основу конструктивные способы преодоления конфликтов и трудностей учителя, которые составляют механизмы психологической регуляции или совладания. Многие авторы (М.А. Зайцева, К. Маслач, Н.В. Самоукина и т.д.) пытались создать программу по формированию стрессоустойчивости педагогов и программу по профилактике эмоционального выгорания. В отличие от большинства работ, мы предполагаем, что на эффективность профессиональной деятельности педагогов влияют копинг - стратегии. Однако копинг - стратегии учителей в современности слабо изучены.

В связи с актуальностью данной проблемы решение разработаны рекомендации для педагогов с разным стилем педагогической деятельности по формированию оптимальных копинг - стратегий.

Цель: определить предпочитаемые копинг - стратегии учителей с разным стилем педагогической деятельности.

Задачи:

- определить детерминирующие копинг - стратегии у учителей при разном стиле педагогической деятельности.

- разработать рекомендации для педагогов с разным стилем педагогической деятельности по формированию оптимальных копинг - стратегий.

Методологической основой исследования являются:

- классификация стилей педагогической деятельности по А. К. Марковой, вопросник для анализа учителей и особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности А. К. Марковой, работы отечественных и зарубежных исследователей копинг - стратегий Ф. Е. Василюк, К. Муздыбаев, Н. А. Сирота, и другие, опросник копинг - стратегий Р. Лазаруса, методика «Копинг - поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н. С. Эндлера, Д. А. Паркера. «Критерий Крускала - Уоллиса H».

На первом этапе выявляется стилевые характеристики педагогической деятельности.

Для решения этой задачи, применяется эмпирический психодиагностический метод, а именно вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности разработанный А. К. Марковой.

При следующих стилях:

- ЭИС (эмоционально - импровизационный стиль).

- ЭМС (эмоционально - методичный стиль).

- РИС (рассуждающе - импровизационный стиль).

- РМС (рассуждающе - методичный стиль).

Более всего характерен эмоционально - методичный стиль преподавания. Для образовательного учреждения выявленная тенденция является достаточно позитивной.

Для того, чтобы определить насколько часто используется каждая из восьми копинг- статегий учителями с разным стилем обучения (по Р. Лазарусу):

- конфронтационный копинг;

- дистанцирование;

- самоконтроль;

- поиск социальной поддержки;

- принятие ответственности;

- бегство-избегание;

- планирование решения проблемы;

- положительная переоценкастратегий.

В результате в каждой группе выделяются две - три доминирующие копинг - стратегии.

Исходя из этого, можно говорить, что учителя в своей работе используют достаточно большой диапазон копинг - стратегий, среди которых присутствуют «дистанционирование» и «избегание», что относится к неэффективным копинг - стратегиям.

Выводы: в связи с использованием в своей работе копингов «дистанционирование» и «избегание» разработаны рекомендации для учителей по формированию эффективных копинг - стратегий:

- необходимо провести диагностику для определения стиля педагогической деятельности, с целью дальнейшей формирующей работы;

- создать условия для передачи профессионального опыта между коллегами;

- поддерживать собственное эмоциональное равновесие;

- по возможности минимизировать негативные последствия стрессовых ситуаций;

- проявлять терпение, приспосабливаться и преобразовывать стрессовые ситуации;

- поддерживать позитивное отношение к собственному Образу «Я»;

- при возникновении личных и профессиональных проблем обращаться за консультацией к практикующему психологу.

При возможности, избегать стрессовые ситуации путем изменения условий своей деятельности:

- использовать методы таких психологических направлений как гештальт - терапия и трансактный анализ;

- использование методов, основанных на невербальной активности, например - арттерапию и музыкотерапию;

- необходимо создание условий консультирования и профессионального супервизорства педагогов;

- если нет возможности изменить ситуацию, то необходимо изменить отношений к ней.

При решении поставленных задач необходимо применить следующие выводы:

1. При определении особенностей выбора копинг- стратегий учителями в зависимости от стиля педагогической деятельности, (с эмоционально - импровизацинным и рационально - импровизационным стилем деятельности) используют более эффективный механизм психологической защиты, в отличие от учителей с эмоционально-методичным и рационально-методичным стилем профессиональной деятельности, предпочитаемые копинги которых относятся к неэффективным копинг - стратегиям.

2. Исходя из проведенного исследования, мы можем сказать, что в образовательном процессе необходимо своевременно проводить психодиагностику механизмов психологической защиты среди учителей с разным стилем педагогической деятельности для формирования у них эффективных копинг - стратегий.

Таким образом, можно говорить, что профессиональная деятельность педагога предполагает неразрывную связь с личностным ростом, важным компонентом которого является видение собственных психологических защитных механизмов и формирование эффективных копинг- стратегий. Применение таких копинг- стратегий улучшает психологический климат в коллективе, совершенствует их совместную деятельность. А так же способствует повышению профессионального уровня и психологической компетенции учителя.


Список литературы:

1. Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Гуманистические подходы в практике - М.: МИР, 1999 г.

2. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000 г.

3. Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987 г.. № 5.

4. Самоукина Н. В. Синдром профессионального выгорания (Электронный документ). Режим доступа:

//http://www.elitarium.ru/2005/01/12/sindrom professionalnogo vygoraniia.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!