Предпочитаемые копинг – стратегии преподавателей с разным стилем
педагогической деятельности.
Проблема изучения копинг-стратегий российских учителей в современных социально - экономических условиях является одной из главных задач в сопровождении эмоционального благополучия личности. В современном обществе, когда требования со стороны общества к личности педагога и его роли в учебном процессе значительно возросли, необходимо более глубокое изучение его непосредственной стрессоустойчивости, совладающего поведения и эффективных копинг-стратегий. Становится все более очевидно, что повышение стрессоустойчивости педагога благотворно влияет, как на саму личность, так и на весь образовательный процесс в целом.
Профессия педагога является одной из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. На сегодняшний день она является одной из стрессогенных.
Поэтому для того, чтобы совладать со стрессовыми ситуациями педагог должен выработать так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии - то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.
В нашей работе взяты за основу конструктивные способы преодоления конфликтов и трудностей учителя, которые составляют механизмы психологической регуляции или совладания. Многие авторы (М.А. Зайцева, К. Маслач, Н.В. Самоукина и т.д.) пытались создать программу по формированию стрессоустойчивости педагогов и программу по профилактике эмоционального выгорания. В отличие от большинства работ, мы предполагаем, что на эффективность профессиональной деятельности педагогов влияют копинг - стратегии. Однако копинг - стратегии учителей в современности слабо изучены.
В связи с актуальностью данной проблемы решение разработаны рекомендации для педагогов с разным стилем педагогической деятельности по формированию оптимальных копинг - стратегий.
Цель: определить предпочитаемые копинг - стратегии учителей с разным стилем педагогической деятельности.
Задачи:
- определить детерминирующие копинг - стратегии у учителей при разном стиле педагогической деятельности.
- разработать рекомендации для педагогов с разным стилем педагогической деятельности по формированию оптимальных копинг - стратегий.
Методологической основой исследования являются:
- классификация стилей педагогической деятельности по А. К. Марковой, вопросник для анализа учителей и особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности А. К. Марковой, работы отечественных и зарубежных исследователей копинг - стратегий Ф. Е. Василюк, К. Муздыбаев, Н. А. Сирота, и другие, опросник копинг - стратегий Р. Лазаруса, методика «Копинг - поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н. С. Эндлера, Д. А. Паркера. «Критерий Крускала - Уоллиса H».
На первом этапе выявляется стилевые характеристики педагогической деятельности.
Для решения этой задачи, применяется эмпирический психодиагностический метод, а именно вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности разработанный А. К. Марковой.
При следующих стилях:
- ЭИС (эмоционально - импровизационный стиль).
- ЭМС (эмоционально - методичный стиль).
- РИС (рассуждающе - импровизационный стиль).
- РМС (рассуждающе - методичный стиль).
Более всего характерен эмоционально - методичный стиль преподавания. Для образовательного учреждения выявленная тенденция является достаточно позитивной.
Для того, чтобы определить насколько часто используется каждая из восьми копинг- статегий учителями с разным стилем обучения (по Р. Лазарусу):
- конфронтационный копинг;
- дистанцирование;
- самоконтроль;
- поиск социальной поддержки;
- принятие ответственности;
- бегство-избегание;
- планирование решения проблемы;
- положительная переоценкастратегий.
В результате в каждой группе выделяются две - три доминирующие копинг - стратегии.
Исходя из этого, можно говорить, что учителя в своей работе используют достаточно большой диапазон копинг - стратегий, среди которых присутствуют «дистанционирование» и «избегание», что относится к неэффективным копинг - стратегиям.
Выводы: в связи с использованием в своей работе копингов «дистанционирование» и «избегание» разработаны рекомендации для учителей по формированию эффективных копинг - стратегий:
- необходимо провести диагностику для определения стиля педагогической деятельности, с целью дальнейшей формирующей работы;
- создать условия для передачи профессионального опыта между коллегами;
- поддерживать собственное эмоциональное равновесие;
- по возможности минимизировать негативные последствия стрессовых ситуаций;
- проявлять терпение, приспосабливаться и преобразовывать стрессовые ситуации;
- поддерживать позитивное отношение к собственному Образу «Я»;
- при возникновении личных и профессиональных проблем обращаться за консультацией к практикующему психологу.
При возможности, избегать стрессовые ситуации путем изменения условий своей деятельности:
- использовать методы таких психологических направлений как гештальт - терапия и трансактный анализ;
- использование методов, основанных на невербальной активности, например - арттерапию и музыкотерапию;
- необходимо создание условий консультирования и профессионального супервизорства педагогов;
- если нет возможности изменить ситуацию, то необходимо изменить отношений к ней.
При решении поставленных задач необходимо применить следующие выводы:
1. При определении особенностей выбора копинг- стратегий учителями в зависимости от стиля педагогической деятельности, (с эмоционально - импровизацинным и рационально - импровизационным стилем деятельности) используют более эффективный механизм психологической защиты, в отличие от учителей с эмоционально-методичным и рационально-методичным стилем профессиональной деятельности, предпочитаемые копинги которых относятся к неэффективным копинг - стратегиям.
2. Исходя из проведенного исследования, мы можем сказать, что в образовательном процессе необходимо своевременно проводить психодиагностику механизмов психологической защиты среди учителей с разным стилем педагогической деятельности для формирования у них эффективных копинг - стратегий.
Таким образом, можно говорить, что профессиональная деятельность педагога предполагает неразрывную связь с личностным ростом, важным компонентом которого является видение собственных психологических защитных механизмов и формирование эффективных копинг- стратегий. Применение таких копинг- стратегий улучшает психологический климат в коллективе, совершенствует их совместную деятельность. А так же способствует повышению профессионального уровня и психологической компетенции учителя.
Список литературы:
1. Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Гуманистические подходы в практике - М.: МИР, 1999 г.
2. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000 г.
3. Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987 г.. № 5.
4. Самоукина Н. В. Синдром профессионального выгорания (Электронный документ). Режим доступа:
//http://www.elitarium.ru/2005/01/12/sindrom professionalnogo vygoraniia.html