СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Проектный метод как один из способов контроля на уроках иностранного языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Проектный метод как один из способов контроля на уроках иностранного языка»

Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»















Доклад

на тему: «Проектный метод как один из способов контроля на уроках иностранного языка»








Подготовил: преподаватель немецкого языка Жихарева И.Н.



















Задонск, 2020


Содержание


1. Сущность проектного метода ……………………………………………………...

2. К истории метода проектов ………………………………………………………..

3. Понятие метода проекта …………………………………………………………..

4. Цели и особенности проектного обучения ……………………………………..

5. Требования к применению проектного метода на уроках ………………………

6. Основные принципы проектной работы ………………………………………..

7. Этапы проектной работы …………………………………………………….. …
8. Типы проектов …………………………………………………………………..

9. Телекоммуникационные образовательные проекты …………………………..

10. Отличительные особенности проектов на уроках иностранного языка ……….

11. Из опыта работы …………………………………………………………………...

Заключение …………………………………………………………………………….

Литература …………………………………………………………………………….































"Самостоятельность головы
учащегося - единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения"
К.Д. Ушинский


1. Сущность проектного метода


Современное образование целиком и полностью направлено на развитие личности обучающегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс наложили определенный отпечаток на развитие личности современного человека.

В последние годы личностно-ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России. На это есть ряд причин. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешнему подрастающему поколению свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ личностно-ориентированного подхода внесли такие ученые, как Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Э.Н.Гусинский, В.В.Сериков, Ю.И.Турчанинова, И.С.Якиманская. В-третьих, современное образование остро нуждается в гуманизации отношений обучающегося и педагога. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания обучающихся.

Изучение иностранного языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. Часто возникают моменты, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа. Обучающемуся предоставляется реальная возможность использовать приобретённые языковые навыки в новых реальных ситуациях.

Применение проектной методики, как одного из методов контроля, повышает интерес обучающихся к изучению иностранного языка путём развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

Проект – это возможность обучающимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, альбомов, проведение интервью с последующим оформлением и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на обучающегося как индивида и как члена проектной группы. Самое важное, что он сам, а не преподаватель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.

2. К истории метода проектов


Слово «проект» произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, преподаватель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что обучающийся может создать или получить, затратив определенные усилия.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки обучающегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Ряд независимо проведенных исследований во Франции (А. Бине), в Германии (В.А. Лай, Э. Мейман), в Швейцарии (Э. Клапаред), в Бельгии (О. Декроли), в США (Э.Торндайк) и др. привели к близким результатам.

Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста ("Дальтон-план"), Дж. Девея, У. Килпатрика ("метод проектов"). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году.

В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика "Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе" (1925 г.). Эта идея красной нитью проходит через деятельность французского педагога С. Френе, который стремился совместить индивидуальную работу и групповую, чтобы один вид деятельности не был главным по отношению к другим.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Метод проектов широко использовался в России до 30-х годов, но постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод. Причины забвения были и другие: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования обучающихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в образовании. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Способствуют возрождению метода проекта И.Д. Чечель, Т.Д. Новикова; в практике преподавания иностранного языка Е.С. Полат, И. Е. Брусникина, Т.А. Воронина, А.И. Савенков, Л. В. Насонкина; в информатике Н. Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, Г.А.Федорова.

  Е.С. Полат большое внимание уделяет типологии проектов, отдельно выделяет телекоммуникационные проекты. Появившись в начале 80-х годов, телекоммуникационные сети в настоящее время эффективно используются в практике преподавания. Как показала международная практика, специально организованная совместная работа обучающихся в сети может дать высокий педагогический результат.

Т.Д. Новиковой в статье «Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности» описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. Это могут быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим, социальным явлением, его анализ, требующий сбора различных данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Технологии организации исследовательских проектов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.

Большую роль для педагогов играет обучение по программе Intel “Обучение для будущего”, которая знакомит с проектными технологиями обучения, дает возможность обучаемому  овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке, т. е. от идеи до ее реализации в конечном продукте. Многие учителя начинают свой практический опыт по проектной деятельности именно после обучения по данной программе.

В последнее время для делового общения с коллегами – учителями создаются специальные Интернет – площадки, где можно найти единомышленников в решении конкретных проблем, соисполнителей проектов. Развивается Интернет – общение педагогов. Например, на портале «Auditorium.ru» работает консультационная линия для педагогов, желающих получить консультацию по вопросам методологии и технологии работы над проектом.

Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов в нашей стране показывает, что на нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие обучающихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности обучающихся, необходимом для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни.



































3. Понятие метода проекта


Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. По определению Е.С. Полат: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути"

Метод - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Но учителя новаторы, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют обучающимся учиться, а преподавателям учить без принуждения, весело и интересно. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов учитель придумывает свои, пробует адаптировать для себя, те, которые ему стали известны от коллег. Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении: осмыслении, обобщении, классификации и очерчивании рамок его эффективного применения. Бурное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:

  • большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;

  • попытки классификации учебных проектов;

  • создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;

  • выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образовательный контекст;

  • организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.



4. Цели и особенности проектного обучения


Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают:

- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

  • через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

  • через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

- Развивать у обучающихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

- Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности.

При работе над проектом педагог создает особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и преподавателя, и обучающегося в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от них. Педагог, таким образом, ведет обучающегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью обучающегося, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие.

  • Самоопределенческая – способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т. д.;

  • Коммуникативная – способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;

  • Имитационного моделирования (игровая) – способность решать жизненно важные проблемы;

  • Проблемно-поисковая – способность решать проблемы и проблемные ситуации;

  • Деятельностная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;

  • Рефлексивная – способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.


Выделяют следующие условия использования метода проектов и определения границ его педагогической целесообразности.

1) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;

2) комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций обучающегося, освоению им необходимых типов деятельности;

3) глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

4) гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся.



































5. Требования к применению проектного метода на уроках


Перечислим основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (например, исследование истории возникновения, различных праздников в немецкоговорящих странах; организация путешествий в разные страны и т.п.);

  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад, выступление, выпуск газеты, программа туристического маршрута и т.п.);

  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на уроке или во внеурочное время;

  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

  5. использование исследовательских методов.

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево - игровые, информационные, практико - ориентированные.

Можно рассмотреть каждый из них.




























6. Основные принципы проектной работы


К основным принципам проектной работы, по мнению Т.В. Душеиной, относятся:
       Вариативность. Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть: диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений. 
    Решение проблем.  Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблемы заставляют обучающихся думать, а, думая, они учатся.
  Когнитивный подход к грамматике. Не все обучающиеся легко усваивают правила или структуры. Проекты помогают самостоятельно поработать над ними. Таким образом, исчезает страх перед грамматикой, лучше усваиваются её логические системы. Но так как главная задача - научиться пользоваться ИЯ, обучающимся предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления. 
   Учение с увлечением. Обучающиеся много усваивают, когда им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки. 
    Личностный фактор. Посредством проектной работы предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях.
  Адаптация заданий. Нельзя предлагать задание, которое обучающийся не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Выбор темы зависит от множества факторов, включая возраст, уровень знаний, интересы обучающихся, материалы, которые доступны обучаемым, временные рамки. 
















7. Этапы проектной работы


Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы. 

В научной литературе выделяют следующие этапы проектной работы:

1. Подготовительный: создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление конкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение гипотез по ее решению.

2. Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др.

3. Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.

4. Презентативно-оценочный: представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Как уже отмечалось, отличительная черта проектной методики - особая форма организации. В обучении иностранному языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки обучающегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям обучающихся

1. Организационный этап

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для обучающихся. Не все сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной обучающийся не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:

·   разумно определить временные рамки;

·   продумать какие материалы и источники могут использовать обучающиеся;

·   обсудить содержательную сторону проекта и иллюстрации;

·    выбрать оптимальную форму презентации результатов;

·    составить и обсудить примерный план работы.

В работе над проектом на начальных этапах участники осваивают лексико-грамматический материал в рамках урока. Пишут сочинения, эссе, которые надо составить в рамках учебной программы.

Затем работают над собственным сочинением. Необходимо составить вопросы или план, по которым можно написать сочинение. Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с обучающимися.

2. Выполнение проекта

Практическая работа над проектом начинается на стадии "Закрепления материала” и "Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом –  сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Обучающийся сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или найти дополнительную информацию, предусмотренную программой. Однако зачастую обучающиеся обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, Интернету), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. Обучающимся предоставляется возможность использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Именно здесь происходит основная работа преподавателей иностранного языка со своими обучающимися, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Таким образом, продолжается совершенствование и расширение лексического запаса.

3. Презентация.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) обучающиеся работают собственно над техническим выполнением проекта.

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Обучающиеся сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, создают компьютерные презентации, совершенствуют навыки работы на компьютере.

 4. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Итог проектной работы предусматривает анализ и выбор лучшей работы.

Мы видим, что в ходе работы над проектом обучающиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение обучающегося с преподавателем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

Проектная методика обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.

Кроме того, учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения ИЯ.

Таким образом, проектная методика реализует личностный подход, требующий, прежде всего отношение к обучающемуся как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

Полномасштабный проект включает три стадии:
1. Планирование в классе. Обучающиеся при участии преподавателя обсуждают содержание и характер проекта; составление интервью, способы сбора и вид необходимой информации ( статьи, брошюры, иллюстрации).
2. Выполнение проекта.  Обычно на этой стадии деятельность выходит за рамки учебного заведения комнаты. Участники проекта берут интервью, делают аудиозаписи, видеозаписи, собирают печатный материал. Важно помнить, что будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорении, письмо и аудирование. Главная задача на этом этапе - сбор информации. Что бы помочь в организации данного процесса, нужно посоветовать определиться, что необходимо узнать; решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе; проанализировать индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы.
Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, обучающийся ликвидирует разрыв между языком, который он изучает и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков. На обычных уроках преподаватель определяет язык, его содержание. В условиях проекта обучающийся определяет содержание проекта и соответственно языковое содержание. 
3. Возвращение в класс.  На этом этапе обучающиеся оформляют свою проектную работу, используя все имеющиеся для этого средства.
4. Презентация проекта. Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ или устная презентация. Преподавателю рекомендуется доброжелательно принимать всё, что обучающиеся сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе. 
Устная презентация всегда включает определённую долю риска для обучающихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им справиться с трудностями: исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.
Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли.

По окончании презентации остальные обучающиеся анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, что бы все участники проектной деятельности увидели положительный опыт в процессе презентации.

Контроль. Оценка проектной работы - нелёгкое дело. Способы оценки её вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу обучающегося. 
Необходимо учитывать два принципа оценки проектной работы.
1. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основании лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации. 
2. Необходимо очень осторожно подходить к исправлению ошибок в конечном варианте проекта, либо делать это не чернилами, либо не делать исправлений вообще. Хотя, с другой стороны, вполне вероятно, что обучающиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная работа на уроке. 

Таким образом, проектная работа - такой вид совместной деятельности преподавателя и обучающихся, при котором даёт возможность развивать творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. 
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию обучающегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. 






8. Типы проектов


Существуют различные типы проектов.

  1. Исследовательский

  2. Творческий

  3. Ролево-игровой

  4. Информационный

  5. Практико-ориентированные проекты

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, репортажа, альбома.

Ролево - игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут начаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы обработки информации; результат информационного поиска: презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, а также организация систематической внешней оценки проекта.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходиться иметь дело со смешанными типами проектов. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если преподаватель решил использовать при изучении какого-то раздела метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Надо подумать, какую помощь можно оказать обучающимся, не предлагая готовых решений. На уроки защиты проектов можно пригласить других преподавателей ИЯ, которые могут выступить как эксперты.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими обучающимися схеме. Это могут быть сочинения, видеофильмы, стенгазеты, экспедиции.

Хотелось бы отметить, что при проведении любого из них перед преподавателем возникает ряд проблем. Это установление контактов в группах, нахождение дополнительных источников материалов и т.д. Преподаватель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью обучающегося. Это отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но с другой стороны, работа над проектом даёт обучающимся проявить талант, например, оформительский, который не менее важен для успеха проекта. Большинство проектов студенты предпочитают делать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда начинается работа над следующим проектом. Успешная работа группы зависит от интересов обучающихся и взаимоотношений между ними. Иногда целесообразно формировать группы студентов с разным уровнем владения языком.














9. Телекоммуникационные образовательные проекты


Интернет создает условия для эффективного сотрудничества обучающихся, педагогов, где бы они географически ни находились. Одной из форм такого сотрудничества является телекоммуникационный образовательный проект.

Понятие телекоммуникационного образовательного проекта в настоящее время еще не является устоявшимся, однозначно определенным. Обсуждению того, что нужно вкладывать в это понятие, сейчас посвящаются многие статьи, и даже книги. Телекоммуникационный образовательный проект как информационно-образовательная технология сейчас проходит стадию становления и активного развития. Что может быть отнесено к этой форме педагогической деятельности, а для чего следует подбирать иные определения - это, по-видимому, еще некоторое время будет являться предметом дискуссии.

Под учебным телекоммуникационным проектом обычно понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся -партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Французский педагог Селестен Френе (1896-1966) назвал метод проектов технологией свободного труда. Метод проектов всегда предполагает самостоятельное решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, а также творческих областей.

Телекоммуникационные проекты предоставляют возможность не только передавать обучающимся сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, помогают осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.

Важной стороной метода проектов является то, что телекоммуникационные проекты по своей сути всегда межпредметные, решение проблемы, которая заложена в каком-либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.

Российский ученый-педагог Е.С. Полат при анализе телекоммуникационного проекта предлагает использовать следующие типологические признаки:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный и др.

2. Характер координации проекта.

3. Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, группы, города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проектов.

К этим признакам целесообразно добавить временную распределенность и этапность проекта как факторы планирования деятельности.

В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов:

исследовательские, творческие, приключенческие, игровые проекты, информационные проекты, практико-ориентированные.

По второму признаку - характеру координации - телекоммуникационные проекты могут быть: с открытой, явной координацией, со скрытой координацией.

Что касается характера контактов, целесообразно выделить следующие типы проектов:

  • региональный (внутри города, области, края и т.п. с учетом возможности встречи участников на установочных, итоговых, промежуточных очных семинарах);

  • межрегиональный (т.е. в пределах одной страны);

  • международный (участники проекта являются представителями разных стран).

Наконец, по количеству участников, можно различать следующие варианты:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных образовательных учреждениях, регионах, странах);

  • парные (между парами участников);

  • групповые (между группами участников).

С учетом типа и предметной области телекоммуникационного научно-исследовательского проекта функции локального координатора могут разделиться на техническое и содержательное руководство между координатором телекоммуникационной деятельности и, например, педагогом-предметником.

Функции технической поддержки:

- организация получения, подготовки и отправки электронной информации;

- консультационная помощь при организации работы с электронными ресурсами проекта;

- помощь при организации поиска информационных ресурсов по проекту.

Организационно-содержательную координацию работ группы участников может взять на себя преподаватель-предметник, педагог или методист учреждения. В этом случае он:

- организует рабочую группу участников;

- используя методическое и информационное обеспечение проекта, планирует и организует работу группы участников;

- обеспечивает эффективность и полноценное участие в работе каждого из членов рабочей группы по выбранному направлению.

При организации участия в проекте основное внимание должно уделяться созданию условий для повышения личностной мотивации участников к активной и самостоятельной работе: соревновательность, востребованность полученных знаний (осознание полезности труда), деятельность через исследование, объективное оценивание результатов.

Основными целями проектной работы являются:

- получение навыков использования Интернет для поиска и отбора информации;

- применение компьютерных технологий для подготовки информации в электронном виде для передачи остальным участникам;

- получение опыта использования возможностей Интернет для обмена мнениями и опытом с другими группами участников, получения консультаций научного руководителя;

- приобретение опыта работы "в команде" (планирование, распределение функций, взаимопомощь и взаимоконтроль).

Проектная деятельность позволяет изучить материал, выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет. При этом участники проектной деятельности обучаются работе в Сети, поиску информации, использованию различных поисковых систем. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их творческое осмысливание.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, прогрессивности его методики обучения и развития обучающихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Можно также отметить, что метод проектов способен принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре действий в проводимых проектах и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.






















10. Отличительные особенности проектов на уроках иностранного языка


В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.

Под телекоммуникационным проектом, по М.Ю. Бухаркиной, методисты понимают организованную деятельность преподавателей и обучающихся, направленную на достижение конкретных учебно-педагогических задач, при выполнении которых основным средством обмена информацией между участниками проекта являются телекоммуникации.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: 

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; 

  • акцент на самостоятельной работе обучающихся (индивидуальной и групповой); 

  • выбор темы, вызывающей большой интерес для обучающихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

  • наглядное представление результата. 

В своей статье в журнале « Иностранные языки в школе», посвящённой методу проектов на уроках иностранного языка Е. С. Полат обращает внимание на специфику использования метода на занятиях по языку. Она призывает обратиться к языку и его специфике. И постараться ответить на вопрос: Какие проблемы можно решать доступными обучающимся языковыми средствами? Преподаватель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку, отдавая отчёт в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определённого уровня. 

Н.Д.Гальскова определяет цель обучения языку не как « систему языка, а иноязычная речевая деятельность, причём не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. « Язык- элемент культуры» - продолжает в своей статье Е.С. Полат - «он функционирует в рамках определённой культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Речь идёт о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы, существенные для предмета нашего обсуждения. 

  • Чтобы сформировать у обучающегося необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а так же лингвистическую компетенцию на уровне, определённом программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого участника группы. 

  • Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно- коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить обучающимся возможность мыслить, решать какие- либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, что бы обучающиеся акцентировали своё внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре была мысль, а язык выступал в своей прямой функции- формирования и формулирования этих мыслей.

Чтобы обучающиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимое не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционировании языка в новой для них культуре. 

Таким образом, основная идея подобного подхода к обучению иностранного языка заключается в том, что бы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами. Именно поэтому метод проектов наиболее благоприятен на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные обучающимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. 

По мнению Л. Н. Когана, одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является качество господствующих методов обучения. Как известно, метод в переводе с греческого означает «путь» и определяется как способ достижения какой-либо цели; совокупность приемов или операций познания действительности.

Методы обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения, способы достижения этой цели [Педагогика : учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского с. 177; Подласый, И. П. Педагогика , с. 470; Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения , с. 318].

Метод – это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания; путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка (ИЯ) и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Преподаватель ИЯ обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения ИЯ.

Добавить


Критерии оценивания проектов





































11. Из опыта работы

Проектная работа – это эффективное средство от однообразия уроков, применение проектов на уроках способствует решению многих проблем в обучении иностранному языку, развитию обучающихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

Проектный метод как один из способов контроля был апробирован в группе II курса по теме «Межличностные отношения дома, в учебном заведении, на работе». Подготовительный этап проектной работы начался с момента изучения данной темы при введении новой лексики, выполнении
лексико-грамматических упражнений, направленных на развитие устной и письменной речи обучающихся. На подготовительном этапе были рассмотрены следующие аспекты:

  • Выдвижение и обсуждение темы проекта

  • Аргументирование

  • Формирование микрогрупп

  • Распределение задач

Каждая группа определила для себя, что именно будет включать в себя их совместная проектная работа: подбор фото и видео материалов по заданной теме, стихи и песни о семье, сообщения «Семейные традиции Германии и России», «Свадебные традиции Германии», статистические данные о семьях в Германии и России.

После подбора материала, каждый участник продумывал формы, в которой будет представлена его проектная работа на уроке. Все обучающиеся выполняли проект в рамках одного урока и представлял он собой презентацию их семейного альбома. Обобщающий урок по теме «Семейный альбом» был итоговым занятием по теме «Межличностные отношения дома, в учебном заведении, на работе». В процессе урока обучающиеся под руководством преподавателя создавали свой семейный альбом, который содержал не только фотографии их семьи, а также рассказ о своей семье, сочинение «Моя идеальная семья», в которых обучающиеся обобщили весь изученный лексический и грамматический материал. Кроме того, одним из пунктов данного проекта было создание своего генеалогического древа, в процессе работы над данным заданием обучающиеся изучили историю своей семьи и многие узнали много нового и интересного об истории своей семьи и фамилии, общаясь с родственниками, что способствовало укреплению взаимоотношений в семье.

Таким образом, проекты, предназначенные для обучения иностранному языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями:

·  использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

·  акцент на самостоятельной работе обучающихся;

·  выбор темы, вызывающей большой интерес для обучающихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

·  отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

·  наглядное представление результата.

Важно предоставить обучающимся возможность мыслить, решать какие- либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, что бы обучающиеся акцентировали своё внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре была мысль, а язык выступал в своей прямой функции- формирования и формулирования этих мыслей. Чтобы обучающиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимое не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционировании языка в новой

Таким образом, метод проектов позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные обучающимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.


























Заключение


Современность диктует нам свои правила во всех сферах жизни. Так и образование переходит на новый виток приоритетных направлений и задач обучения. Обучение иностранному языку перестало сводиться только к заучиванию правил и единиц языка. Оно стало иметь практическую направленность, влияющую в первую очередь на развитие всесторонне развитой личности, способную полноценно участвовать в межкультурной коммуникации.

На современном этапе образовательная система должна быть направлена на создание системы обучения, при которой обучаемый не просто много бы знал, но и что бы он научился мыслить с помощью этих знаний и развивать у обучающихся потребность расширять свои знания. Проблемность, как принцип обучения означает, что при организации обучения содержание учебного материала не даётся в готовом для запоминания виде, а предъявляется в составе проблемной задачи, в которой подлежащее усвоению содержание занимает место неизвестного искомого. Таким образом, проблемность не только особым образом организует содержание усвоенных знаний, но и диктует особую методику его усвоения, т. е. через мыслительные действия обучаемого по поиску этого содержания.

Такой подход к обучению предоставляет интерес для организации учебного процесса по иностранному языку, так как он предполагает развитие коммуникативной активности.

Одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов. В настоящее время этот метод широко используется в современных образовательных учреждениях. Можно смело утверждать, что он зарекомендовал себя, как один из познавательных методов, повышающий мотивацию обучаемых к изучению иностранного языка и приносящий не только пользу с точки зрения образования, но и массу удовольствия и положительных эмоций.

Преподавателю, готовому работать по- новому, желающему стать учителем проектного обучения, необходимо иметь определённый уровень научно- методической подготовки, владеть технологией проектирования, методикой исследования и технологией осуществления проектного обучения.

Таким образом, проектная работа - такой вид совместной деятельности преподавателя и обучающихся, который даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.






Литература


1. Александров, К. В. О проекте "ИКТ в обучении иностранным языкам: от теории к практике" / К. В. Александров, К. Г. Голубева, А. В. Александрова // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 5. - С. 77-78

2. Борисова, Л. С. Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка / Л. С. Борисова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 28-30

3. Бурлакова И.И. Проект «Научно-практичекая конференция на английском языке» / И.И. Бурлакова // Иностранные языки в школе. – 2009. - №1. – С. 36

4. Казачкова, М. Б. Проект по созданию англоязычного школьного журнала "Friends" в гимназии Одинцовского гуманитарного института / М. Б. Казачкова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 1. - С. 36-40

5. Кащук, С. М. Проектная методика в условиях информатизации лингвистического образования / С. М. Кащук // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 11. - С. 20-23

6. Коптюг Н.М. Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся.// Иностранные языки в школе. -  2008. - №5. - С. 29-32

7. Петричук И.И. Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка .// Иностранные языки в школе. – 2011. - № 10. – С. 25.

8.Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку //  Иностранный язык в школе - 2008. - №1. - С. 17-18

9. Сидяченко Е.Н. Проектирование учебного процесса по иностранному языку на диагностической основе // Иностранные языки в школе. - 2011. - №7. –С. 45

10. Филипенко М. В. Проектная деятельность на основе компьютерного перевода / М. В. Филипенко // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 31-35

11. Шестакова С. Ю. Международный проект "Диалог культур" / С. Ю. Шестакова // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 3. - С. 36-39

12.Интернет - ресурсы

http://pandia.org/text/77/374/31935.php - Васильевой И.Е. "Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении"

http://pandia.org/text/78/113/18253.php - Метод проектов на уроке немецкого языка с использованием информационно-коммуникационных технологий

http://www.itlt/edu.nstu.ru/ Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика





http://master-test.net/ru/auth/registration тесты онлайн регистрация


[Педагогика : учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского с. 177; Подласый, И. П. Педагогика , с. 470; Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения , с. 318].



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!