Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС основного общего образования»»
Доклад на тему: «Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС основного общего образования»
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности.
Компетентностный учитель умеет активно использовать личные и профессиональные знания и навыки в практической деятельности.
Вера в силы и возможности обучающихся. Данная компетентность отражает основную задачу педагога
— раскрывать потенциальные возможности обучающихся, определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.
Показатели оценки компетентности:
— умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
— умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание;
— умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;
— умение разрабатывать индивидуально – ориентированные образовательные проекты;
— умение выяснить индивидуальные предпочтения и возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается.
Общая культура определяет характер и стиль педагогической деятельности. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.
В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт влияет на объективность оценки. Стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций. Уверенность в себе. Вера в собственные силы, собственную эффективность.
Компетентность в предмете. Глубокое знание предмета, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.
Умение вести самостоятельный поиск информации. Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности, обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск, профессиональная любознательность.
Добиться понимания учебного материала — главная задача педагога.
Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путём практического применения изучаемого материала.
Труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, – учитель – человек, формирующий будущее. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
Выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу: «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».