СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Психологические новообразования и трудности учащихся 1 курса"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студенчество- отдельная возрастная категория. Студенческий  возраст представляет собой особый период жизни человека. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Психологические новообразования и трудности учащихся 1 курса"»

















Доклад на тему:

«Психологические новообразования и трудности

учащихся 1 курса»















Педагог-психолог Шналиева М.У



















Введение. Образование переживает сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь и в сфере образования. Общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов. От качества организации процесса обучения во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание учащегося в будущей профессиональной деятельности, его готовность решать нестандартные проблемы в производственных и коммуникативных ситуациях, а также его взаимодействия с социумом. В связи с этим, единая цель образовательной системы на всех ее уровнях и этапах – это создание условий для всестороннего развития личности.
Исследования показали, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное развитие психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые и разнообразные социальные общности, т.е процесс качественных и количественных изменений, в ходе которого возникают психические новообразования.

Студенчество – отдельная возрастная категория. Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Этот возраст является сензитивным периодом для развития основных возможностей учащегося, так как профессиональное образование оказывает огромное влияние на психику и развитие его личности. За время обучения в колледже, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психических явлений. Они определяют направленность ума человека, формируют склад мышления и т.д. Для успешного обучения в колледже необходим довольно прочный уровень общего интеллектуального развития, а именно восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций. Организация и совершенствование системы образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических механизмов развития психики на всех ступенях обучения. Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению личности студентов.


Социально-психологические особенности студенческого возраста.

Юность однозначно оценивается как этап завершения физического, полового созревания, достижения социальной зрелости и взросления. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1)с психологической, которая представляет собой психические свойства (мотивированность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание всех психических процессов, проявление психических новообразований;

2) с социальной, в которой развиваются общественные отношения, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д.
Если же изучить студента как личность - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека.
Время учёбы учащихся 1 курса в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений. Период самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней и внутренней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь».  Поэтому часто студенты настроены «жить одним днем», откладывая все на волшебное слово «завтра».


Психологические новообразования студенческого возраста, а именно учащихся 1 курса.

С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира, перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного подростка, притязающего на взрослость до действительного взросления. У учащегося возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни. Студенчество – чрезвычайно значимый период в жизни человека, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. Но иногда, прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.


Для этого возраста характерны свои новообразования.

Возрастные новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. Новообразования студенческого возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере, ведущей же деятельностью этого периода является учебно-профессиональная деятельность. Важнейшим новообразованием является развитие самообразования, то есть самопознания, установка по отношению к самому себе. Она включает открытия своего «Я», представление о своей индивидуальности, самооценка и самоуважение.

Смысл жизни – это важнейшее новообразование подростка. Именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы. Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов.

Данный возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, чаще возраст полового созревания. Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Начинается подростковый возраст с кризиса, который характеризуется как физиологическими изменениями, так и психосоциальными. Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в этом возрасте относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1.Пубертатное развитие. В течение относительно короткого времени тело подростка претерпевает значительные изменения.

2.Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями.

3.Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки, 2) постепенное вхождение в новую группу сверстников. Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность, не считаясь с его интересами, требованиями, желаниями. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми.


Самое главное все это связано и с адаптацией учащихся в колледже.

Сам факт поступления в колледж укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на новую интересную жизнь. Одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения - является работа со студентами первого курса, направленная на их более быструю и успешную адаптацию. Задача педагогического коллектива в этот сложный для молодого человека период, помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения. Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Поэтому особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в колледж у подростка происходят значительные изменения в жизни. Во-первых, новое учебное заведение, во-вторых, новый коллектив сверстников и преподавательского состава. Кроме этого возникают трудности, связанные с неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой, слабым знанием школьной программы, отсутствием навыков самостоятельной работы. В колледже учебный процесс построен так, что он все время побуждает учащегося к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. В процессе адаптации первокурсников к колледжу обычно выделяются следующие главные трудности:

- недостаточная психологическая подготовка и неопределенность мотивации выбора профессии;

- неумение осуществлять психологическое саморегулирование и контроль поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов колледжа;

-поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях: налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие или съемное жилье;

- отсутствие готовности к учению и способности учиться самостоятельно (неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями);

- умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

В процессе обучения в колледже личность студента проходит социальную адаптацию. Социальная адаптация - процесс вхождения человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими; предпосылка и необходимое условие эффективности активной деятельности. В течение обучения студент переживает процессы: профессиональной адаптации - приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; социально- психологической адаптации - приспособление студента к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

При оказании студентам психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса, искренней заинтересованности его делами, настроением, помощи в самоорганизации деятельности, эти трудности можно преодолеть. В противном случае они могут привести к стрессам, утомляемости и так называемой дезадаптации. Дезадаптация может проявляться в изменении системы внутренней регуляции, серьезных отклонениях в психике, саморазрушающем поведении, агрессии.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом – кризисом смысла жизни. Актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития. Крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду. Молодые люди стараются всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств. Он болезненно воспринимает, когда ему кажется, ограничивают его самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно.


Специфика учебной мотивации студента.

Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную сферу подростка. В первую очередь это уменьшение поглощенности учением, 1) по отношению к учению – от ответственного до равнодушного, безразличного; 2) по общему развитию – от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; 3) по объему и прочности знаний; 4) по способу усвоению материала – от умения самостоятельно работать, добывать знания до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память; 5) по умению преодолевать трудности в учебной работе – от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания; 6) по широте и глубине познавательных интересов. Появляется дифференцированное отношение к педагогам, и одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая – особенностей отношений педагога к подросткам. Учащиеся больше ценят эрудицию педагога, свободное владение предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся.

В этом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Именно в этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. Необходимо условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает. Новизна материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Установлена положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов.


Основные трудности учащихся 1 курса.

Бесспорным является тезис о том, что учение – это труд, индивидуальная познавательная активность, направленная на познание и саморазвитие. Естественно, что на пути познания человек сталкивается с теми или иными трудностями и своей активностью стремится к их преодолению. Учение студентов в этом плане не является исключением. Взаимодействуя с информацией, поступающей по различным каналам (из учебника, интернет ресурсов, от преподавателей и т.д.), студент испытывает трудности, т.к. не всегда информация, предусмотренная учебными программами, становится достоянием студента. В этой ситуации не каждый студент находит способы преодоления трудности самостоятельно, ибо он ещё не приобрел способностей к полной саморегуляции, присущих, взрослым людям. Студенческий возраст относится к периоду юности. Следовательно, в ситуациях затруднения, из которых студенты не могут выйти самостоятельно, нужна поддержка более опытных взрослых людей. Если эта поддержка не является решением проблемы затруднения за самого студента, а помогает ему самостоятельно преодолевать трудности, то такая поддержка и называется педагогической. Трудность – это то, что требует больших усилий, напряжения, преодоления и понимания. Трудности бывают на основе объективных причин: трудности, связанные с возрастающими объемом и сложностью информации; трудности, связанные с материальным обеспечением учебного процесса; трудности с адаптацией в колледже; трудности, связанные с состоянием здоровья. Трудности на основе субъективных причин: трудности, вызванные пробелами в знаниях по предметам, изучавшимся как в школе; трудности, связанные со способностью учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности; трудность, вызванная неправильной организацией самостоятельной учебной работы; трудности, вызванные недостаточностью физического, психического, коммуникативного развития.

Студенты с разным уровнем успешности имеют различия в особенностях психологических новообразований:

1.Студенты первой группы- «болезненные» отличаются от всех студентов тем, что их новообразования полностью отсутствуют. Для них свойственны недоверие, зависимость, пассивность, чувство некомпетентности, отсутствие Эго-идентичности. Их психологическое функционирование очень слабое, психика неустойчива, что проявляется уходом в болезнь. Студенты этого типа не могут использовать внешнее окружение, так как их общение затруднено чувством страха и недоверия к миру, а собственных сил и возможностей у них недостаточно для успешной деятельности.

2.Студенты второго типа («прогульщики»)- отличаются от первого тем, что имеют проблемы, связанные с их психологическими особенностями. Некоторые из них имеют проблемы с доверием, некоторые – с автономией, некоторые – с чувством полноценности. В целом можно сказать, что они очень высоко позиционируют себя, считают себя индивидуалистами, в какой-то мере и являясь ими. Возможно противопоставление себя и общества, что может привести к проблемам общения и неуспешности в учебной деятельности.

3.Студенты третьего типа («тихони»)- отличаются от второго тем, что внутри личностные базовое чувство доверия, их чувство зависимости и пассивности не вступают в противоречие друг с другом, образуя гармоничное сочетание послушного, нормативного человека. По сравнению с первой группой можно сказать, что студенты третьего типа умеют использовать свое окружение для достижения поставленных целей, не пропускают занятия, внутренне всегда готовы к уроку, постоянно нужно подчеркивать их значимость и подталкивать к активным действиям.

4.Студенты четвертого типа («активисты»)- отличаются от всех предыдущих типов тем, что благодаря сформированным психологическим новообразованиям личности они знают, кто они, чего хотят для себя в этом мире. Они умеют вступать в контакт, в продуктивное сотрудничество, что находит отражение в их деятельности. Основные новообразования выступают факторами успешности учебной деятельности.

Опрос студентов, беседы с родителями и преподавателями колледжа позволили выявить ряд типичных трудностей, которые негативно влияют либо могут повлиять на процесс профессионального и личностного развития студентов. Это, прежде всего, низкий уровень развития речевой культуры, общеучебных умений и навыков, таких, как работа с текстом, конспектирование, сложности в формулировании устного высказывания в соответствии требованиями уровня образования. Во- вторых, существуют сложности в период адаптации к условиям обучения в колледже: новые «непонятные» дисциплины, «незнакомые педагоги и одногруппники», трудности в межличностных отношениях - конфликты в группе, психологическая несовместимость при совместном проживании в съемных квартирах и т.д. В-третьих, стрессы, связанные с аттестацией, вызывающие повышенную тревожность, неумение рационально спланировать самоподготовку. В -четвертых, семейные проблемы: расставание с родителями, сложные жизненные ситуации, конфликты, порой возникающие с родителями. Эти проблемы могут быть как текущими, так и перманентными. Решение этих и других текущих проблем связано с преодолением трудностей, возникающих в обучении, общении. Перманентные трудности являются более сложными и устойчивыми. Они связаны с личностно-профессиональным становлением студентов. Независимо оттого, с какой именно проблемой сталкивается студент, она не может не влиять на его психоэмоциональное состояние, эффективность обучения, на отношение к себе, к будущей профессии, на его личностное развитие. Именно данный аспект определяет необходимость и значимость психологического сопровождения студентов в этот период как в плане профессионального, так и личностного становления.

Под «психологическим сопровождением» мы понимаем системно организованную и постоянно выполняемую работу педагогов колледжа в сотрудничестве с родителями и учащимися. На данном этапе проводятся:

беседы с родителями;

первичное ознакомление со структурой колледжа, спецификой обучения;

встречи со студентами колледжа,

профилактическая работа по преодолению социально-негативных явлений в молодежной среде.

психологическая помощь и поддержка студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-содействие в разрешении конфликтов;

-формирование социально-психологической компетентности участников образовательного процесса.

Особое внимание уделяется созданию здорового, психологического микроклимата и оказывается содействие по сплочению студенческих групп. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самоорганизации, профилактика явлений дезадаптации в студенческой среде становятся главной заботой всех, кто работает с первокурсниками. Результатом реализации системы поэтапного сопровождения является психологическая готовность выпускника колледжа к профессиональной деятельности, к реализации своего личностного и профессионального потенциала, мобильному реагированию на изменения, происходящие всоциальной сфере, способного выгодно позиционировать себя как профессионала на рынке труда.




Роль куратора.

Главным помощником в адаптации первокурсников к новой жизни, в решении организационных, учебных и иных вопросов может стать куратор. Основная кураторская работа проводится на первом курсе. В процессе работы со вчерашними абитуриентами куратор должен сделать очень много. В частности, научить студентов учиться. Ведь вчерашние школьники, как правило, не умеют пользоваться библиотекой, записывать лекции, конспектировать литературу, готовиться к семинарам. В первые дни обучения первокурсники в большинстве случаев не знают многих, казалось бы, простых вещей: разобраться в сложностях нового расписания, правильности подхода к изучению какого-либо предмета. Студенческая жизнь – это ведь не только скучные пары и каждые полгода сессия, но и интересная, насыщенная культурная жизнь студентов, а многие первокурсники и вовсе не знают этого, а некоторые знают, но не знают как в нее войти. Здесь куратор и может подтолкнуть нерешительных студентов сделать шаг навстречу реализации их многочисленных талантов.

Куратору необходимо сознательно приобретать коммуникативные навыки, создавая собственный имидж человека высокой культуры общения. Требования к кураторам с каждым годом растут. Как со стороны студентов, так и со стороны администрации. Они должны активизировать мышление первокурсников, способствовать углублению их самостоятельной работы, развитию творческих способностей, нравственному развитию личности. Задача кураторов учебных групп - разъяснить и показать на собственном примере, как высокий уровень культуры в сочетании с интеллектом, развиваемым в процессе получения высшего образования, позволяет человеку занять по-настоящему достойное место в обществе. Как правило, студент видят в кураторе информатора, организатора и контролера, т.е. нет достаточно тесной эмпатийной связи, основанной на доверии и сопереживании. Основные трудности адаптации в первые месяцы обучения заключаются для первокурсников в привыкании к новой незнакомой системе обучения, которые сопровождаются чувством страха перед первой сессией и дискомфорта от смены круга общения и распорядка дня. И здесь именно куратор должен привить первокурсникам навыки самостоятельной работы, способствовать скорейшему сплочению коллектива и, как следствие, быстрой адаптации группы к учебной и общественной жизни колледжа. Коммуникабельный, образованный, интеллигентный куратора может стать для вчерашних школьников старшим товарищем и помощником в преодолении всех трудностей адаптации.


Заключение. 
При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития. Таким образом, изучение психологических особенностей студенческого возраста становится очень важным и необходимым явлением в современной психологии.


В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Тот, кого я

учу, - это, прежде всего живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка,

которую я ставлю ему – это не только измеритель его знаний, но, прежде всего,

моё отношение к нему как к человеку».




Список использованной литературы:

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999 г

2.Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Владивосток, 2003 г

3.Крайг Г. Психология развития.-Спб., 2000 г

4.Смирнова А.С. Трудности в учении и педагогическая поддержка как категории педагогики. Журнал «Педагогика и психология», 2007 г

5.Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М., 1994 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!