СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Психолого-педагогическая готовность учителя иностранного языка к работе в рамках требований ФГОС нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

на тему:

Психолого-педагогическая готовность учителя иностранного языка к работе в рамках требований ФГОС

 нового поколения

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Психолого-педагогическая готовность учителя иностранного языка к работе в рамках требований ФГОС нового поколения»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Большие Каркалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»





Доклад

на тему:

Психолого-педагогическая готовность учителя иностранного языка к работе в рамках требований ФГОС

нового поколения





Выполнила: Гафурова Рита Марселевна,

учитель английского языка

I категории







с.Большие Каркалы

Март, 2022 г

В связи с внедрением обновленного ФГОС меняются требования к организации и проведению урока иностранного языка, а также и к личности учителя, осуществляющего профессиональную деятельность. Предмет иностранный язык в школе имеет свои особенности, которые описаны ниже.

"...Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущими вообще языку как знаковой системе, в то же время определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей овладения и владения им. В то же время, по целому ряду характеристик он существенно отличается и от любого другого учебного школьного предмета. Эту специфику иностранного языка как учебной дисциплины интуитивно чувствуют ученики, ее осознают и учителя (и не только иностранного языка). Она может служить и некоторым основанием складывающегося у учеников предубеждения, иногда критического и даже отрицательного их отношения к этому учебному предмету в школе. «Учи, учи, никогда не выучишь», «Мне язык не дается», «Все равно говорить на нем не придется», «Очень трудный предмет» и т. д., — эти и другие подобные высказывания учеников достаточно известны. Что же представляет собой иностранный язык, как учебный предмет, в котором субъективно (а может быть и объективно) "...существуют определенные трудности для изучающего его человека?" [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/ZPo-1991/ZPo-223.htm#$p1] Эти «определенные трудности» требуют подробного анализа для решения проблемы, связанной с изучением иностранного языка. Данный вопрос может быть рассмотрен в другом ракурсе: психолого-педагогическая готовность учителя иностранного языка к работе в рамках требований ФГОС нового поколения с целью преодоления трудностей в учебном процессе. Это означает: какими профессиональными качествами должен обладать современный учитель. В этом контексте необходимо дать описание профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями обновленного ФГОС.

Характеристика профессиональных компетенций учителя иностранного языка

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

- обобщение собственного педагогического опыта;

- использование ИКТ.

Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

- самоанализ и осознание необходимости;

- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

- самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.

Широкое применение терминов компетенция, компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: “…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

- управленческий аспект: как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

- психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;

- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.

Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью. В своей педагогической деятельности стараюсь создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым, позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения. Рефлексивная компетенция – характеристика реальных учебных возможностей ученика; способность определить учителем тип урока в соответствии с поставленными задачами и содержанием учебного материала, обосновать отбор его содержания и оптимальность выбранных методов и приемов обучения, т. е. умело соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.

Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

Схема самоанализа урока

Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки.

Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Была ли опора на диагностику общеучебных, специальных умений.

Какие задачи я решаю на уроке, были ли они решены:

а) общеобразовательные;

б) воспитательные;

в) развивающие. Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались особенности класса и отдельных групп школьников.

Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения времени для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания. Логическая связь между различными этапами урока.

На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и четко объект прочного усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В каких нормах, и какими методами он осуществлялся.

Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура общения учителя с классом. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли предусмотрены методические варианты проведения урока.

Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

Для успешной работы на уроке компетентный учитель иностранного языка должен придерживаться требований к содержанию и методике проведения урока.

Требования к содержанию урока

Научность.

Воспитывающий и развивающий характер каждого урока.

Осуществление связи с жизнью, теории с практикой.

Содержание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными.

Организация активной познавательной деятельности учащихся.

Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике.

Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.

Требования к методике проведения урока

Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях.

Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт.

Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.

Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приемы обучения.

Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями.

Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.

Успешность деятельности ученика на уроке иностранного языка будет зависеть от того, насколько у него заложена учителем мотивационная основа для обучения и самообучения. Информационно-технологическая компетенция учителя иностранного языка призвана в этом сыграть большую роль. Показатели этой компетенции - овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации, владение современными технологиями обучения.

В заключение необходимо сказать о личности учителя как организатора эффективного учебного процесса. Как нельзя переоценить роль личности в истории, так нельзя и недооценить роль преподавателя в обучении иностранному языку. Процесс обучения - это процесс двусторонний. Оба участника процесса: как обучающий, так и обучающийся, несут равную ответственность за результат. И хотя Майкл Уэст утверждал, что «иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться», роль учителя в организации самого процесса обучения велика. Современные требования к обучению иностранному языку ставят во главу угла интересы и потребности обучающегося, делая процесс обучения все более «центрированным на учащихся», и это правильно. В каждом конкретном случае мы должны учитывать потребности целевой аудитории, но одной из потребностей обучающихся и является желание иметь наставником такого учителя, который мог бы сделать процесс обучения доступным, занимательным, эффективным, мотивированным, и в конечном итоге обеспечить успех в овладении иностранным языком.

"...Учителю иностранного языка должна быть присуща еще одна особенность, которая достаточно часто проявляется при обучении иностранному языку — умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты. Это сложное педагогическое умение не авторитарного, не императивного, а поддерживающего, заинтересованного управления общением с учениками. Такое умение есть профессионально-предметное качество учителя иностранного языка..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/ZPo-1991/ZPo-223.htm#$p25]

Список использованной литературы

1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с. (раздел 1)

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644).

3. Сомова С.В. Личность учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

4. Ямщикова О. А. Конспект основного содержания теоретических занятий

курса повышения квалификации «Концептуальное и методическое обновление дисциплины «Иностранный язык» в условиях реализации ФГОС»







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!