СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Психолого-педагогическое и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное становление личности студентов в процессе обучения -одна из основных задач профессионального образования. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Психолого-педагогическое и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся"»

Западно-Казахстанский академический колледж «АТиСО»













Областной семинар-практикум

Доклад на тему: «Психолого- педагогическое и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся»








Педагог- психолог: Шналиева М.У





















Профессиональное становление личности студентов в процессе обучения – одна из основных задач профессионального образования. Какими способами сформировать положительное отношение к выбранной профессии и поддержать к ней интерес на протяжении всего периода обучения? Какие педагогические технологии способствуют формированию представления о социальном статусе специалиста и значимости получаемой профессии? Для педагогического коллектива осуществляющего подготовку специалистов, ответы на поставленные вопросы являются особенно важной задачей.

Создание ситуации успеха при подготовке специалистов любой сферы невозможно без осознания студентами значимости результатов своей профессиональной деятельности. Среди многообразия педагогических технологий, реализуемых в системе технического и профессионального образования, наибольшей направленностью на результат отличается технология проектного и исследовательского метода обучения.

Как правило, подобные методы в рамках образовательного процесса являются итогом работы над профессиональным модулем или курсовым проектом, используются при подготовке к конкурсам профессионального мастерства, научно-практическим конференциям, выставкам различного уровня.

Проблема подготовки будущих специалистов к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. «Государственная программа развития образования Республики Казахстан -2020» ставят перед нами задачу: помочь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда. Одним из методов решения этой задачи является профессиональная проба.

Профессиональная проба - профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. При этом учащиеся узнают о своих качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социальный опыт поможет учащимся легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и в которых они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.

Форм проведения профессиональных проб разработано достаточно много. Мы, в своей педагогической практике используем такую форму деятельности учащихся как исследовательский и поисковый метод обучения. Исследовательская и поисковая деятельность - это деятельность, в процессе которой идет формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой профессиональной сфере.

Можно сказать, что учащиеся в ходе разработки своих творческих работ получили возможность знакомства с элементами профессиональных субкультур через практическую деятельность, опыт конкретной профессиональной деятельности и пытались определить, соответствует ли ее характер их предпочтениям, способностям и умениям.

Успешная профессиональная деятельность наших студентов и участие в исследовательских проектах учащихся подтверждает практическую значимость данной формы психолого-педагогической и методической работы.

Особым аспектом психолого-педагогического и методического сопровождения является сопровождение учащихся во время конкурсных работ, конференции, проектной и исследовательской деятельности. В этот период эмоциональная уязвимость учащихся повышается, усиливается тревожность, появляется неуверенность в собственных силах. Посредством психологического и методического консультирования, организации тренингов мы старается вселить уверенность, поддержать положительный психоэмоциональный фон. Уверенность в себе является для учащегося важным качеством личности, позволяющим достичь психического баланса.

Методическое сопровождение определяет в качестве цели работы формирование профессионально компетентного педагога, ведь «процесс «выращивания» личности педагога, способной качественно решать современные профессиональные задачи, будет эффективен тогда, когда деятельность методической службы будет основана на компетентностном подходе».

В начале учебного года администрация колледжа проводит с педагогами консультацию-собеседование по проектированию личностно-профессионального развития на предстоящий учебный год. Это помогает обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход в организации методической работы, определить основные направления, формы и содержание работы с педагогическими кадрами. Педагоги же получают или совершенствуют опыт, который необходим для организации соответствующей работы с учащимися.

Не менее интересно сотрудничество колледжа с социальными партнерами и руководителями базы производственных практик.

В системе методической работы колледжа предусмотрено обучение молодых педагогов комплексной методике научного поиска, формирование у них умения и культуры педагогического исследования, умения отслеживать и описывать процесс и результаты исследования, обобщать и оформлять материалы и использовать их в преподавании учебных предметов. Традиционными в колледже стали научно- практическая конференция на тему «В профессию- через науку» конкурс исследовательских работ учащихся, конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессий», творческие отчеты выпускных групп колледжа (3 курсы) «В профессию -через творчество», отчеты производственных практик. Таким образом, методическая работа в колледже обеспечивает профессиональное развитие педагогических кадров. Освоение проектных и исследовательских методов позволяет учащимся увереннее ориентироваться в возрастающем потоке информации. Участие студентов в исследовательской деятельности прививает им вкус к научной работе, приучает к обязательному доведению работы до логического завершения, вооружает приемами проведения поискового исследования, измерения и описания полученных результатов.


Темы исследовательских проектов:

1. «Иппотерапия как инновационный метод реабилитации»;

2. «Оказание социально- психологической помощи женщинам, подвергшимся насилию»;

3. «Социальный анализ формированию современных ценностей молодежи»;

4. «Что такое буллинг?» ;

5. «Социально- психологическая характеристика пожилых людей» .

6. «Социально- психологическая помощь детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»;

7. «Социальная помощь инвалидам на дому»;

8. «Работа психолого-педагогического коррекционного кабинета» и т.д.


Разработаны следующие условия формирования исследовательских умений учащихся:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в учебной группе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Преподаватель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт. Одна из задач педагога – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому учащемуся необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий педагог, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения работы по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. На этом этапе большая сложность для педагога состоит в том, чтобы подвести учащегося к пониманию множественности, вариативности решения той или иной исследовательской задачи.

Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческих исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Педагогу важно активизировать процесс, четко отследить сбор информации, помочь выстроить логику исследования, оценить выбор методов исследования, проконсультировать в вопросах изложения полученных результатов и представления выводов, научить навыкам оформления итогов работы и их устной презентации. Стремление и способности к исследовательскому поведению –это некая универсальная характеристика творца. Одно из самых распространенных определений творчества – определение через продукт или результат. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Одна из характеристик творческого потенциала личности –креативность. Известный специалист по разработке тестов для оценки уровня ее развития американский психолог Е.П. Торранс пишет: «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».




























Использованная литература:


1.«От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно- исследовательской работе». Материалы Международной научно- практической конференции. Минск, 2013 г.

2. «Новые образовательные технологии», том І, Профессиональное образование. Чебоксары, 2012 г

3. «Метод проектов» научно -методический сборник. Сборник статей. Минск, 2003 г

4. «Формирование социально- профессиональных ценностей учащейся молодежи», сборник научных статей. Нижний Тагил, 2014 г.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!