СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Работа учителя начальных классов в современных условиях в рамках реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Работа учителя начальных классов в современных условиях в рамках реализации ФГОС"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Сычевского района

Смоленской области










Выступление на тему:

«Работа учителя начальных классов в современных условиях в рамках реализации ФГОС»















Подготовила:

учитель начальных классов

Штрипкина Е.А.









«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони)

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника. Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. Ведь в руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.

Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС, следует определить, возможно ли, не меняя требований к учителю, реализовать стандарт?

В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителям начальных классов необходимо будет поменять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности, изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Мы должны научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу своих одноклассников.
При переходе на новые образовательные стандарты учитель должен осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в его развитии.

Итак, перед нами, учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем.

Так какой же он, современный учитель?

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему и как учить школьников?» Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Требования ФГОС к современному учителю

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Основные компетенции современного учителя:

  • Уметь учиться вместе с учениками

  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций)

  • Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции

  • Уметь использовать разнообразные формы организации деятельности, включая учащихся в разные виды работы , с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов

  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность

  • Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею

  • Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их

  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий

  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике

  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе


Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок.

В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Педагоги, реализующие ФГОС, отмечают, что

изменились приемы работы на уроке: рассказ учителя превратился в обсуждение проблем, учебных или жизненных ситуаций, опрос – в собеседование, контроль – в самоконтроль и взаимоконтроль;

особое внимание уделяется самостоятельности изучения темы;

на уроках слышна речь ученика, который не просто повторяет за учителем заученную фразу, а анализирует изучаемые факты и делает обобщающие выводы;

без мотивации нельзя начинать изучение новой темы. Младший школьник должен понимать, для чего, с какой целью он изучает тот или иной вопрос и как изучает: каким способом, по какому плану, какие виды деятельности для этого использует, какова перспектива урока;

в постановке цели и выборе средств ее достижения ученик играет активную роль;

созданию на уроке проблемных ситуаций способствует обилие проблемных, практико-ориентированных заданий;

ученик имеет право выбрать способ решения учебной задачи, уровень освоения, способ контроля;

– учитель, проектируя урок, думает о том, чтобы дети имели возможность сделать на уроке маленькие открытия, уходили с урока с чувством победы;

– становится характерным демократический стиль отношений между учителем и учениками, умение слушать и слышать друг друга;

– учитель и учащиеся имеют возможность оценить результат совместной деятельности.

уроки учат учиться.

Таким образом, описанная система взаимодействия с педагогами позволяет сделать вывод о системном подходе к вопросу повышения их профессиональной компетентности, отвечающей инновационным процессам реализации ФГОС.


Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  
           Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.













Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

1.Организационная часть

Раньше

  • Цель: создать рабочую атмосферу.

  • Действия: приветствие, проверка готовности учащихся и оборудования, выявить отсутствующих.

Сейчас

  • Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу

  • Действия: осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя, в получение знаний

2. Сообщение темы и цели урока

Раньше

  • Цель: сообщить тему и цель урока в готовом виде.

  • Действия: тема записывается на доске или озвучивается вместе с целью

Сейчас

  • Цель: определить вместе с учеником тему и цель; составить план урока; нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.

  • Приёмы: проблемная ситуация; групповая, парная, фронтальная работа.



3. Актуализация опорных знаний и умений

Раньше

  • Цель: повторить пройденный материал, который лежит в основе новых знаний.

  • Формы: индивидуальные, фронтальные, комбинированный опросы учащихся

Сейчас

  • Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.

  • Формы: создание ситуации успеха;

  • практическая работа;

  • высказывание и обоснование своей точки зрения.







4. Изучение нового материала.

Раньше

  • Цель: формирование новых знаний и умений.

  • Действия: объяснения учителя; самостоятельное изучение по учебнику;

  • фронтальная беседа.

Сейчас

  • Цель: формирование новых способов решения поставленных учебных задач.

  • Действия: создание проблемной ситуации; организация обмена мнениями; открытие нового знания путём поиска решения поставленной задачи; использование видео - аудио материалов, Интернет ресурсов; дидактические игры.

5. Закрепление изученного материала

Раньше

  • Цель: закрепить новый материал

  • Формы:

  • опрос-закрепление;

  • самостоятельная работа

Сейчас

  • Цель: подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач.

  • Формы: корректировка своих знаний; высказывание и обоснование своей точки зрения; выполнение практической работы в группах или парах; организация диалога.

6. Оценивание работы учащихся

Раньше

  • Цель: оценка работы каждого ученика на уроке.

  • Действия:

  • выставление отметок учащимся за работу на уроке;

  • сообщение и обоснование выставленных оценок.

Сейчас

  • Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.

  • Действия:

  • сопоставление учебных результатов решения учебных задач с полученным результатом своей деятельности на уроке;

самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом.





7. Итог урока

Раньше

  • Цель: подведение итога урока

  • Формы:

  • Опрос-беседа

  • Окончание урока

Сейчас

  • Цель: сообщение результатов решения учебной задачи.

  • Формы:

  • повторения плана и цели урока;

  • сопоставление цели урока с его результатом;

  • обоснование своей точки зрения по уроку;

  • рефлексия.

Цель современного учителя - выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!