Доклад
Развитие творческих способностей младших школьников
в коррекционной школе
Подготовила учитель начальных классов
Волкова Н. А
Цель обучения в коррекционной школе - это не только коррекция в овладении определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение более сложных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они охотно принимают участие в творческих делах, нестандартных подходах на уроках. Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществляется через систему творческих заданий, что позволит: - сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;
- предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
Провести контроль и оценивание деятельности учащихся можно, составив следующий план работы во внеурочной деятельности.
1. Школьные олимпиады (математика, письмо, окружающий мир, чтение)- в течение года.
2. Всероссийские интернет-олимпиады.
3. Исследовательские работы.
4. Районные творческие конкурсы (рисунки, литературное творчество)- в течение года
5. Творческие работы к урокам.
6. Участие в школьных мероприятиях - в течение года.
7. Занятия по интересам (кружки, секции) - в течение года
8.Школьные «Веселые старты» - в течение года
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений; - реализация кружковых занятий по специально разработанной программе;
- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
- дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время; -экскурсии, наблюдения;
-творческие мастерские.
Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки - игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие - вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности. Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям.
Такие дети активны не только в учебе, они охотно посещают кружки и секции, выполняют различные творческие работы. Большая работа должна проводиться среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе и т.д. Совместно с родителями помочь ученику достичь поставленных целей.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие коммуникативные, конструктивные умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Список литературы.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009
Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е.Н.Степанов - Завуч начальной школы №6/2011