СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Реализация педагогических условий в формировании электротехнического мышления у обучающихся".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Реализация педагогических условий в формировании электротехнического мышления у обучающихся".»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ




Рассмотрено

методической комиссией филиала

№6 ФКП образовательного

учреждения №46

Протокол от «14» ноября 2023 г. № ф6/6

СОГЛАСОВАНО

Врио заведующего филиала № 6

ФКП образовательного

учреждения №46

В.Ю. Львов

«14» ноября 2023 г.






Доклад


на тему: «Реализация педагогических условий в формировании электротехнического мышления у обучающихся»





Составитель:

Кошелев Илья Олегович,

мастер производственного

обучения высшей

квалификационной категории













2023 г.


Актуальность проблемы формирования электротехнического мышления у обучающихся обусловлена непрерывным изменением характера труда электромонтера , при котором становится особенно важным не только овладение суммой электротехнических знаний, умений, навыков, сколько развитие профессионального электротехнического мышления студентов достаточно высокого уровня. Поэтому наблюдается противоречие между потребностью общества в высоком уровне профессиональной подготовки выпускников колледжа, способных решать сложные профессиональные задачи в качестве электромонтеров по эксплуатации и обслуживанию электрооборудования, готовых к постоянному саморазвитию и недостаточности создания педагогических условий для формирования у студентов электротехнического мышления.

Анализ проблемы формирования электротехнического мышления в психолого–педагогической литературе позволяет сделать следующие выводы:

  1. Электротехническое мышление – это форма более широкого технического мышления, направленного на развитие электротехнических понятий и умений и на преобразование электротехнических объектов, явлений, процессов и действий.

  2. Электротехническое мышление будущих электромонтеров составляет ядро их технического мышления. Оно является частью их технологической культуры и влияет на их профессиональную компетентность.

В практической деятельности и в жизни электромонтера по эксплуатации и обслуживанию электрооборудования электротехническое мышление развивается, достигая некоторых относительно устойчивых уровней, которые изменяются в соответствии с условиями жизнедеятельности.

Электротехническое мышление студентов в своем развитии проходит следующие уровни:

  • уровень общих представлений и элементарных понятий (элементарный эмпирический (нулевой), ученический),

  • понятийный уровень (методический),

  • уровень овладения понятиями в контексте профессиональной деятельности (поисковый, методологический (организационно – исследовательский).

Переход электротехнического мышления студентов от одного уровня к другому мы связываем с переходами в интеллектуальном развитии от электротехнической грамотности – к образованности – к профессиональной компетентности, а затем – к соответствующей электротехнической и технологической культуре, а также с изменением соответствующих стилей мышления и мировоззрения.

Требования знаний электротехнических понятий общепрофессиональных дисциплин способствуют формированию следующих составляющих технологической культуры личности:

  • знание исторических аспектов развития техники и технологии;

  • знание технических и технологических аспектов использования физических, химических процессов;

  • умение графически представить изучаемые материальные объекты и технологические процессы;

  • знание о современных технологиях в различных сферах преобразующей деятельности;

  • представление о ценностных основах энергосбережения;

  • трудолюбие, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца;

  • культура человеческих взаимоотношений;

  • знание профессиональных и психофизиологических требований, предъявляемых к человеку условиями труда в различных сферах профессиональной деятельности, и умение осуществлять сознательных выбор сферы деятельности;

  • способность к самоопределению, самопознанию, самообразованию и социальной реализации.

Формирование у студентов электротехнического мышления протекает в учебном процессе. Компоненты учебного процесса: цели, содержание, принципы и методы, формы, средства и результат – это целостная обучающая система. Она есть сложный и динамический процесс, зависящий от органического единства взаимосвязанной деятельности преподавателя специальных дисциплин и студента, от специфики самой профессиональной деятельности будущего специалиста.

Электротехническое мышление – это форма технического мышления, направленная на развитие соответствующих понятий и умений и на преобразование электротехнических объектов, явлений, процессов и действий. Оно «движется в пирамиде» соответствующих электротехнических понятий и развивается с использованием соответствующих методов.

Педагогические условия эффективного формирования электротехнического мышления обучающихся колледжа можно подразделить на основные и дополнительные (в первых доминирует преемственность, а во вторых – новизна).

Основными педагогическими условиями для эффективного формирования электротехнического мышления у обучающихся являются:

  • реализация внутрипредметных и межпредметных связей, направленных на интеграцию и понимание логики естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных знаний и на формирование системы базовых электротехнических понятий;

  • наличие материально-технической базы для формирования профессионального электротехнического мышления на уроках спецдисциплин и производственной практики;

  • создание личностно значимых мотивов у студентов для формирования электротехнического мышления в процессе выполнения практических работ на уроках общепрофессиональных и специальных дисциплин;

  • привитие студентам привычки самостоятельного анализа практических работ;

  • осознание студентами достижения высококачественных результатов практической работы в зависимости от рациональной подготовки (продумывание, планирование, оптимальная организация процесса) и от качества владения приёмами самостоятельной деятельности;

  • профессиональное творчество и творческое мышление педагогов спецдисициплин;

  • компетентность педагогов в управлении развития электротехнического мышления студентов.

К дополнительным педагогическим условиям, помогающим успешно реализовать формирование электротехнического мышления относятся:

  • введение понятия электротехнического мышления и формирование его в контексте развития электротехнических понятий;

  • использование в обучении практико-ориентированных работ и упражнений рефлексивно – контекстного плана;

  • создание для обучающихся возможностей заниматься в кружке технического творчества во внеурочное время (факультативы по профессиональному циклу);

  • учёт индивидуальных особенностей студентов (личностно-ориентированное дифференцированное обучение);

  • осуществление через практические работы на уроках теоретического обучения, связь теории с практикой;

  • создание благоприятного психологического климата, паритетных отношений с помощью персонифицированного общения;

  • обогащение информационной среды, досугово – развивающей среды по профессиональному направлению;

  • внедрение технологий развивающего, инновационного обучения с использованием творческих методов и задач.

Формирование у обучающихся электротехнического мышления возможно при реализации принципа преемственности и интегративной связи общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

С помощью преемственности обеспечивается развитие электротехнического мышления путем перехода наиболее существенных элементов на новую ступень для дальнейшего развития.

Интеграция знаний и умений в области электротехники, электроматериаловедения, специальной технологии и производственного обучения – это закономерность устойчивого протекания современного технологического процесса, творческого подхода к деятельности работника электротехнической специальности.

Осуществление межпредметных связей при формировании обобщенных умений по усвоению понятий приводит к образованию в сознании обучающихся межсистемных ассоциаций, а это приводит к серьёзным изменениям в психологии мышления. При этом мышление становится более гибким, подвижным, что важно для усвоения понятий и для оперирования понятиями при решении производственных задач.

Для эффективного формирования электротехнического мышления необходимо использовать три базовые формы учебной деятельности:

  • учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;

  • квазипрофессиональная деятельность (конкурсы «Лучший электрик», деловые игры, конкурсы знаний);

  • производственное обучение (практические работы, анализ конкретных производственных ситуаций).

Опыт участия студентов в семинарах, практических и лабораторных занятиях позволяет им отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, варьировать формы общения, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, воспитывать в себе качества полемиста, формировать навыки аргументированной доказательности и опровержения, учёта позиции человека, задавшего вопрос.

На уроках производственного обучения в мастерских, осуществляется формирование знаний, умений, навыков. Студенты должны выполнить практические работы в электромонтажной мастерской: сборка электрических схем нереверсивного и реверсивного пуска двигателя, правильность подключения электроизмерительных приборов, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт силовых трансформаторов, работа с электроосветительными приборами и установками, сборка схем автоматического управления и защит с помощью датчиков.

Использование наглядности и практических работ на уроках теоретического и производственного обучения – электрооборудование до 1000 В и свыше 1000 В, электрические машины постоянного и переменного тока, трансформаторы – позволяет осуществлять операции анализа, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, свертывании или развертывании информации, то есть проводить лекции с включением активной мыслительной деятельности учащихся.

При проведении деловых игр на уроках теоретического и производственного обучения развиваются следующие умения: видеть профессиональную ситуацию как целое, умение анализировать, выделять в этой ситуации цель, предмет, средства и ожидаемые результаты, выделять систему действий, обеспечивающих достижение цели в данных условиях, проводить оценку и обобщение полученных результатов, доказательство правильности решения. С помощью деловых игр воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание профессионального труда электромонтёра по технической эксплуатации и обслуживанию электрооборудования.

Профессиональные умения электромонтера – это умения, проявляющиеся в готовности и способности студентов правильно, точно, быстро выполнять трудовые действия, применяя целесообразные способы и средства выполнения деятельности. Умения связаны со знаниями и опираются на них. Знания являются не только условием осуществления деятельности, но и формируются в ней, совершенствуются, углубляются, конкретизируются.












4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!