СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Роль изучения историко-культурного наследия Липецкого края"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация краеведческого компонента является своеобразной основой патриотического, духовно-нравственного воспитания учащихся. Культура и нравственность (как часть культуры) требуют постоянного внимания со стороны общества, поскольку любое отклонение приводит к замене базовых ценностей, требующих достаточных усилий от личности для их выполнения, более простыми представлениями, не связанными с внутренним духовным ростом.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Роль изучения историко-культурного наследия Липецкого края"»

Роль изучения историко-культурного наследия Липецкого края в воспитательном процессе. Силун Афонский.



«Жить в состоянии поиска себя и обрести себя –

это значит жить в пути»

Г. С. Батищев

В разгаре XXI век, III-е тысячелетие и время уже давно сделало нам определенного рода вызов. Проблемы, тревоги и надежды: Все переплетается в нашем сознании. Общество столкнулось с разного рода кризисами: системными, социально-экономическими, международными, экологическими, политическими, духовными и список можно продолжить. Мировое сообщество переживает ускорение процессов глобализации, цивилизационные сдвиги, которые в полной мере еще не осмыслены, как не проанализированы и возможные ближайшие и отдаленные последствия влияния трансформаций на развитие человека, формирование его внутреннего мира. И мы должны принять вызов, найти свой, нужный ответ на вызов времени.

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой. В наши дни затяжной российский политический и социально-экономический кризис усугубился кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека, а создавшийся при этом духовный вакуум породил чувство тревоги, страха, ощущение исторической обреченности. За последние годы наша система образования дала сильный крен в сторону накопления знаний и развития ума, перестав серьезно заботиться о душевном и нравственном здоровье своих учеников. Такое обучение, без воспитания, не ориентировано на саморазвитие личности, не уделяет достаточного внимания становлению эмоциональных и духовно-нравственных качеств личности. Нет необходимости копировать какие-то западные модели образования. Важно сохранить основы, принципы фундаментальности и духовности российского образования. Нельзя разрушать многовековых, благотворных традиций отечественной школы, сложившейся в том числе, и даже во многом под благотворным влиянием Русской Православной Церкви.

Современный подросток находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Школьник живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых.

В настоящее время перед обществом стоит острая проблема – моральная деградация общества, национализм, разрушение фундамента нравственности. Принимая во внимание происходящие процессы, педагоги школы стремятся к приобщению учащихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей/ Никто не был готов к тому, что так называемы «распад времени» приведет к падению нравственности, нарастанию без духовности, ослаблению влияния социальных норм, различным формам девиации, разгулу коррупции, преступности, отсутствию цензуры, безнаказанности и т.д. Мы даже не в состоянии оценить пока всю масштабность и глубину деформации происходящих в российском обществе на рубеже XX-XXI веков. В этих условиях еще больше возрастает роль педагогов, которые должны помочь подросткам определиться в этом сложном, противоречивом, динамичном мире. Найти и обрести себя – это важнейшая проблема, которую решаем мы, педагоги, помогая процессу становления личности – социально активной, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, своему народу и готовой к их защите.

А путь начинается от отчего дома, от родной земли. Липецкая земля овеяна легендами, прославлена подвигами. Липецкий край уникален. Он известен своим богатейшим историко-культурным наследием. Значение его огромно. На территории области находится более 800 историко-культурных объектов – это наши древние города, памятники архитектуры и искусства, старинные усадьбы. Не менее важно духовное наследие Тихона Задонского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского, Н. Данилевского, В. Розанова, С. Булгакова, А. Лодыгина, И. Бунина, М. Пришвина, Е. Замятина, Д. Иловайского, П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Басова, С. Чаплыгина, К. Игумнова, Т. Хренникова и многих других выдающихся личностей, имена которых давно известны за пределами региона.

Реализация краеведческого компонента является своеобразной основой патриотического, духовно-нравственного воспитания учащихся. Культура и нравственность (как часть культуры) требуют постоянного внимания со стороны общества, поскольку любое отклонение приводит к замене базовых ценностей, требующих достаточных усилий от личности для их выполнения, более простыми представлениями, не связанными с внутренним духовным ростом. И оживает на уроках региональной культуры «земли родной минувшая судьба», создавая условия для формирования гражданского и патриотического самосознания учащихся, их духовности…

Когда поток интересной и такой необходимой информации проходит через душу, приобретает образность, контрастность, когда активно работает мысль – именно тогда формируется личность, патриот, гражданин. Наша задача – дать знания, заинтересовать, побудить к творчеству. Гражданином страны, патриотом можно стать, зная ее историю и традиции, язык и культуру, корни и истоки. Главная проблема педагога – как это сделать? Как воспитать достойных граждан своей страны? Да, безусловно, велика роль общества, средств массовой информации, среды, в которой мы живем. Но, как считает Н. Рерих: «Без учительства не может быть звена в великой цепи творчества». Знания, эрудиция, личность учителя, любовь к детям – все это слагаемые успеха.

Изучение историко-культурного наследия нашего края требует серьезного программно-методического и материально-технического обеспечения. В результате целенаправленной систематической работы учителями края, безусловно накоплен достаточный программный учебно-методический материал, краеведческий материал: книги и пособия, аудио и видеоматериал, творческие работы учащихся. Все это активизирует познавательную деятельность, повышает мотивацию учащихся, способствует самовоспитанию.

Наша Липецкая земля богата талантами. Среди них – известные далеко за пределами не только Липецкого края, но и России – ученые, философы, историки, писатели, поэты и художники, богословы, общественные и государственные деятели. Жизнь каждого из них – это образец служения своему Отечеству, гражданский подвиг, пример огромной любви и преданности Родине и народу.

«Он мечтал осветить всю Россию, а осветил весь мир» - так сказано о А. Н. Лодыгине – выдающемся изобретателе, инженере, на счету которого более 40 изобретений. Он много сделал для становления русской инженерной школы, разработал кодекс инженерной этики. Прожив долгие годы за границей, всегда считал себя истинным патриотом: «Я с гордостью могу сказать, что, где бы я ни был, я оставался русским и не боялся заявлять это».

Жить по правде, жить по совести – это нравственные ориентиры являлись определяющими в учении наших замечательных земляков – Н.Я. Данилевского, Н. Ф. Федорова и других. Сложен и тернист путь нравственного становления личности. С великого наследия Тихона Задонского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского начинается приобщение многих к духовным истокам и высокой нравственности.

Судьба каждого из нас тесно переплетена с судьбой малой родины и всей страны. Но некоторым людям удаётся оставить заметный след в истории родного края, целого государства и даже всего мира. Из судьбы каждого отдельного человека складывается судьба всей страны. Нашу малую родину прославило много знаменитых земляков, и среди них великий молитвенник за весь мир преподобный Силуан Афонский. Наследие, которое оставил Силуан Афонский, - мирового масштаба. На малую родину Силуана Афонского были привезены его мощи. На этом важном событии для нашей Липецкой земли присутствовало много почетных гостей. Один из самых почитаемых православных святых – Силуан Афонский родился в 1866 в селе Шовском Лебедянского района. При рождении ему дали имя Семён, а по фамилии он был Антонов. Семья была большая: мать, отец, пятеро сыновей и две дочери. Среди сверстников Семён отличался огромной физической силой. Он ударом кулака перебивал толстую доску, удерживал лошадь на месте, голыми рукам брал горячий чугун со щами и переносил его с печи на стол. Юноша обладал большой выносливостью и мог работать в любую погоду. Ему что снег, что дождь, что жара, что холод – всё было нипочём. При этом Семена сильно тянуло к Богу. Он чувствовал, что у него другое предназначение, нежели у односельчан. Когда Семену четыре года, он сказал отцу: «Есть Бог, есть! Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога и найду». В девятнадцать лет Семен решил отправиться в Киево-Печерскую лавру. Отец настоял, чтобы Семён сначала отслужил в армии, и только после этого начал служение Богу. Уйдя на военную службу, он не переставал помнить о Боге. Вернувшись из армии, парень лишь неделю пробыл дома, его тянуло на Святую гору, на Афон. Семен добрался до Афона и стал послушником русского Пантелеимоновского монастыря. Здесь изменилось его имя. Теперь юношу звали Силуан. Прославление старца состоялось в 1987 году. В 1993 году он был причислен к лику Святых и его имя внесено в святцы Русской Православной церкви. День Памяти святого преподобного Силуана Афонского – 24 сентября. В 2016 году праздновали 150-летие со дня рождения Великого Старца. В этот день в селе Шовское совершается божественная литургия и крестный ход.

Я бы хотела вам рассказать о том, как я впервые посетила родину Силуана Афонского. Это была незапланированная поездка, а внезапный порыв. Мы приехали в село Шовское, подъехали к церкви Рождества Христова. Храм, обнесенный лесами был закрыт. Но, вдруг, к храму подъехал автомобиль, из него вышел мужчина и спросил: «Вы хотели посетить церковь?». Мы ответили утвердительно. «Я сейчас открою вам двери», - сказал мужчина. Он пояснил, что является настоятелем храма, который пока еще реставрируется. Работы очень много, и мы в этом убедились, зайдя внутрь церкви. «Вы можете поставить свечи, помолиться, я вас не тороплю», - сказал нам священник. Затем он рассказал о том, что недалеко от села имеется святой источник, куда съезжается множество паломников. А также обязательно надо посетить дом-музей Силуана Афонского, сегодня там проходят экскурсии для детей, но они уже заканчиваются и необходимо поторопиться. Поблагодарив настоятеля, мы отправились в дом-музей. День уже завершался, на стоянке стояли экскурсионные автобусы, в которые заходили дети. Мы вошли в часовню, нас встретили служащие, которые объяснили, что экскурсии уже завершены, но некоторое время можно побыть в часовне и погулять по территории музея. Внезапно, одна из служащих предложила: «Вы знаете, хоть мой рабочий день давно завершился, я могу вам открыть дом-музей Силуана Афонского». Эта новость нас очень обрадовала. Женщина не только открыла музей, но и провела полноценную экскурсию. Покидая музейный комплекс, мы приобрели иконы с изображением старца, а также искренне поблагодарили сотрудника музея, который помог нам познакомиться с жизнью нашего знаменитого земляка. В завершении дня нам удалось побывать и на святом источнике. Покидая село Шовское, мы испытывали чувство непередаваемого счастья, просветления. Думая о том, что могли бы в этот день ничего не увидеть, решили, что это сам Силуан Афонский помог нам сегодня посетить столь важные в духовном плане места. В душе своей мы еще много раз благодарили тех людей, которые так благосклонно отнеслись к нашему приезду. Вот такая история произошла со мной. Память о Силуане живёт среди нас. Люди должны сохранить эту память и передавать ее из поколения в поколение, способствуя формированию любви к нашей истории, культуре, православной вере.

Воспитание – это, прежде всего, влияние на систему отношений личности с окружающим миром. Гордость Липецкого края – это люди, города и поселки, за последние годы заметно помолодевшие, обновленные. Экскурсии по краю, посещение исторических и культурных мест углубляют знания наших учеников, воспитывают нравственные чувства, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Мы, педагоги, стремились и стремимся к тому, чтобы новое поколение обладало высоким чувством ответственности, национальной гордости, гражданского достоинства и самосознания.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!