Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования»
В современном мире актуальным становится вопрос адаптации личности к социокультурным условиям окружающей среды. В данном вопросе интерес представляют дети дошкольного возраста, так как именно он является сенситивным для развития тех или иных качеств, овладения умениями навыкам. Организации дополнительного образования оказывают помощь ребенку в жизни. Это определяет актуальность изучения проблемы адаптации детей дошкольного возраста в таких организациях.
Старшим преподавателем Саранского педагогического института Е.В. Барцаевой разработана структура адаптации детей дошкольников в организациях дополнительного образования, которая включает такие составляющие, как личностная, коммуникативная, деятельностная и познавательная. С целью успешного включения ребенка в среду организаций дополнительного образования он должен обладать определенными свойства ми личности, элементарными представлениями и навыками.
Так, личностный компонент адаптации включает в себя качества (адекватная самооценка, уверенность, эмоциональное благополучие), которые проявляются в отношении ребенка к посещению организации, к деятельности, к самому себе и окружающим;
− коммуникативный – умения слушать, со переживать, давать оценку себе и другим, работать в группе сверстников, общаться со старшими, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
− деятельностный компонент определяется наличием мотивации, активности, любознательности;
− познавательный – элементарные представления о себе, об окружающих людях и мире, элементарные основы грамматики, элементарные математические представления.
Какие же условия необходимы для адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования.
Под педагогическими условиями понимается совокупность определенных возможностей, сопровождающих образовательный процесс и способствующих успешной адаптации детей в организациях дополнительного образования. В качестве педагогических условий успешной адаптации детей в данных организациях были выделены следующие:
− создание развивающей среды;
− организация педагогического сопровождения адаптации детей;
−взаимодействие субъектов образования;
−индивидуальный и дифференцированный подходы к детям.
Создание развивающей среды предполагает реализацию ее основных компонентов: предметно-пространственного (предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование), его пространственная организация (распределение группового пространства));
− изменение в зависимости от времени (изменение среды от приближающихся событий, времени года);
− образовательного (образовательных областей «Познавательно-речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Региональный компонент»), обеспечивающего разностороннее их развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей);
− воспитательного (связывает воедино сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение детей друг к другу);
− развивающего (атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса, включающего инновационные педагогические технологии);
− субъективного (объединяет педагогов и детей).
Все компоненты среды выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Таким образом, создание развивающей среды является источником успешной адаптации ребенка, так как каждый ее компонент способствует формированию у него опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
Другим условием является организация педагогического сопровождения, которое в данной работе понимается как комплексный процесс, включающий следующие этапы:
− диагностический (сбор информации); поисковый (анализ полученной информации развития ребенка, его социальной ситуации развития);
− консультативно-проективный (совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей и специалистов);
− деятельностный (реализация индивидуального образовательного маршрута и проведение программы);
− рефлексивный (анализ реализации задач сопровождения).
Следующим условием, которое оказывает значимый эффект на успешную адаптацию детей, является организация взаимодействия субъектов образования. Взаимодействие специалистов – совместная деятельность, направленная на включение ребенка в среду организаций дополнительного образования. Субъекты образования, осуществляющие данный процесс: педагоги дополнительного образования, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатели, родители.
Далее необходимое условие – учет индивидуального и дифференцированного подхода к детям, который предполагает разработку индивидуального образовательного маршрута для детей, в ходе которого будет осуществляться процесс адаптации.
Таким образом, для успешной адаптации ребенка в среде организаций дополнительного образования необходимо создать педагогические условия, реализация которых будет способствовать овладению детьми личностными качествами, элементарными представлениями, общеучебными, коммуникативными, социально-бытовыми навыками.