СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования»»

Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования»


В современном мире актуальным становится вопрос адаптации личности к социокультурным условиям окружающей среды. В данном вопросе интерес представляют дети дошкольного возраста, так как именно он является сенситивным для развития тех или иных качеств, овладения умениями навыкам. Организации дополнительного образования оказывают помощь ребенку в жизни. Это определяет актуальность изучения проблемы адаптации детей дошкольного возраста в таких организациях.

Старшим преподавателем Саранского педагогического института Е.В. Барцаевой разработана структура адаптации детей дошкольников в организациях дополнительного образования, которая включает такие составляющие, как личностная, коммуникативная, деятельностная и познавательная. С целью успешного включения ребенка в среду организаций дополнительного образования он должен обладать определенными свойства ми личности, элементарными представлениями и навыками.

Так, личностный компонент адаптации включает в себя качества (адекватная самооценка, уверенность, эмоциональное благополучие), которые проявляются в отношении ребенка к посещению организации, к деятельности, к самому себе и окружающим;

− коммуникативный – умения слушать, со переживать, давать оценку себе и другим, работать в группе сверстников, общаться со старшими, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

− деятельностный компонент определяется наличием мотивации, активности, любознательности;

− познавательный – элементарные представления о себе, об окружающих людях и мире, элементарные основы грамматики, элементарные математические представления.

Какие же условия необходимы для адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования.

Под педагогическими условиями понимается совокупность определенных возможностей, сопровождающих образовательный процесс и способствующих успешной адаптации детей в организациях дополнительного образования. В качестве педагогических условий успешной адаптации детей в данных организациях были выделены следующие:

− создание развивающей среды;

− организация педагогического сопровождения адаптации детей;

−взаимодействие субъектов образования;

−индивидуальный и дифференцированный подходы к детям.

Создание развивающей среды предполагает реализацию ее основных компонентов: предметно-пространственного (предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование), его пространственная организация (распределение группового пространства));

− изменение в зависимости от времени (изменение среды от приближающихся событий, времени года);

− образовательного (образовательных областей «Познавательно-речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Региональный компонент»), обеспечивающего разностороннее их развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей);

− воспитательного (связывает воедино сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение детей друг к другу);

− развивающего (атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса, включающего инновационные педагогические технологии);

− субъективного (объединяет педагогов и детей).

Все компоненты среды выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, создание развивающей среды является источником успешной адаптации ребенка, так как каждый ее компонент способствует формированию у него опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.

Другим условием является организация педагогического сопровождения, которое в данной работе понимается как комплексный процесс, включающий следующие этапы:

− диагностический (сбор информации); поисковый (анализ полученной информации развития ребенка, его социальной ситуации развития);

− консультативно-проективный (совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей и специалистов);

− деятельностный (реализация индивидуального образовательного маршрута и проведение программы);

− рефлексивный (анализ реализации задач сопровождения).

Следующим условием, которое оказывает значимый эффект на успешную адаптацию детей, является организация взаимодействия субъектов образования. Взаимодействие специалистов – совместная деятельность, направленная на включение ребенка в среду организаций дополнительного образования. Субъекты образования, осуществляющие данный процесс: педагоги дополнительного образования, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатели, родители.

Далее необходимое условие – учет индивидуального и дифференцированного подхода к детям, который предполагает разработку индивидуального образовательного маршрута для детей, в ходе которого будет осуществляться процесс адаптации.

Таким образом, для успешной адаптации ребенка в среде организаций дополнительного образования необходимо создать педагогические условия, реализация которых будет способствовать овладению детьми личностными качествами, элементарными представлениями, общеучебными, коммуникативными, социально-бытовыми навыками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!