СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Современный урок истории в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему " Современный урок истории в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения."

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Современный урок истории в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения".»

Современный урок истории в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения. Сайпуллаева Шайим Магомедовна, учитель истории, обществознания, права МКОУ «Нижнеказанищенская сош №3»

Современный урок истории в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения.

Сайпуллаева Шайим Магомедовна, учитель истории, обществознания, права

МКОУ «Нижнеказанищенская сош №3»

Вводная часть Цели работы: Выявить сущность современного урока, проанализировать общие требования к современному уроку истории в контексте требований ФГОС образования второго поколения. Задачи: 1. Опираясь на исследования современных педагогов, выявить тенденции развития современного урока, его отличия от традиционного урока. 2. Рассмотреть роль учителя в подготовке и проведении современного урока. 3. Рассмотреть типологию и структуру разных типов урока. 4. Поделиться собственным опытом проведения различного типа уроков.

Вводная часть

Цели работы:

Выявить сущность современного урока, проанализировать общие требования к современному уроку истории в контексте требований ФГОС образования второго поколения.

Задачи:

1. Опираясь на исследования современных педагогов, выявить тенденции развития современного урока, его отличия от традиционного урока.

2. Рассмотреть роль учителя в подготовке и проведении современного урока.

3. Рассмотреть типологию и структуру разных типов урока.

4. Поделиться собственным опытом проведения различного типа уроков.

План Нормативно-правовые документы, определяющие деятельность учителя истории. Тенденции развития современного урока. Требования к современному уроку в условиях ФГОС. Блочная структура урока. Из личного опыта проведения уроков истории. Использование современных технологий на уроке. Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на уроке. Список использованной литературы.

План

  • Нормативно-правовые документы, определяющие деятельность учителя истории.
  • Тенденции развития современного урока. Требования к современному уроку в условиях ФГОС.
  • Блочная структура урока.
  • Из личного опыта проведения уроков истории.
  • Использование современных технологий на уроке.
  • Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на уроке.
  • Список использованной литературы.
Афоризмы и мысли великих людей «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».  К.Д. Ушинский.   Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.  Константин Кушнер

Афоризмы и мысли великих людей

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

К.Д. Ушинский.

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер

Нормативно-правовые документы, определяющие деятельность учителя истории Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г. Федеральные государственные образовательные стандарты Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ» Концепция духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России 2010 г.

Нормативно-правовые документы, определяющие деятельность учителя истории

Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.

Федеральные государственные образовательные стандарты

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

«ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 г.

Урок как основная форма организации учебного занятия Что такое урок? Урок – такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (классов) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.  (А.А.Вагин)

Урок как основная форма организации учебного занятия

Что такое урок?

Урок – такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (классов) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

(А.А.Вагин)

Современный урок  – это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.    Ю.А. Конаржевский, д.п.н.

Современный урок – это урок,

на котором учитель умело

использует все возможности для развития

личности ученика,

ее активного умственного роста,

глубокого и осмысленного усвоения знаний,

для формирования ее нравственных основ.

Ю.А. Конаржевский, д.п.н.

Тенденции развития современного урока Формирование потребностей учащихся к познанию и умений учиться Василевская Е.В., доцент, к.п.н. Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС Свобода в выборе структуры урока, Технологичность обучения, Системно-деятельностный подход Разнообразие типов урока Применение новейших информационных технологий Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Применение идей личностно-ориентированного, личностно-развивающего обучения

Тенденции развития современного урока

Формирование потребностей учащихся к познанию и умений учиться

Василевская Е.В., доцент, к.п.н.

Современный урок в соответствии

с требованиями ФГОС

Свобода в выборе структуры урока,

Технологичность обучения,

Системно-деятельностный подход

Разнообразие типов урока

Применение новейших информационных технологий

Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки

Применение идей личностно-ориентированного, личностно-развивающего обучения

Требования к современному уроку в условиях ФГОС Цели урока задаются с тенденцией передачи функций от учителя к ученику; Систематическое обучение детей осуществлять рефлексивное действие; Использование форм, методов, приемов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе; Технология диалога: обучении учащихся умению ставить вопросы; Сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения; Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся; Систематическая работа по осмыслению учебного материала всеми учащимися; Оценивается реальное продвижение каждого ученика, поощряются и поддерживаются минимальные успехи; Специальное планирование коммуникативных задач урока;

Требования к современному уроку в условиях ФГОС

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функций от учителя к ученику;
  • Систематическое обучение детей осуществлять рефлексивное действие;
  • Использование форм, методов, приемов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе;
  • Технология диалога: обучении учащихся умению ставить вопросы;
  • Сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения;
  • Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся;
  • Систематическая работа по осмыслению учебного материала всеми учащимися;
  • Оценивается реальное продвижение каждого ученика, поощряются и поддерживаются минимальные успехи;
  • Специальное планирование коммуникативных задач урока;
Требования к современному уроку Принятие и поощрение выражаемой учеником позиции, обучение корректным способам ее выражения; Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта на каждом уроке; Постоянное, глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» через отношения, совместную деятельность на уроке. Учитель - ученик Урок Поиск истины в совместной деятельности

Требования к современному уроку

  • Принятие и поощрение выражаемой учеником позиции, обучение корректным способам ее выражения;
  • Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта на каждом уроке;
  • Постоянное, глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» через отношения, совместную деятельность на уроке.

Учитель - ученик

Урок

Поиск истины в совместной деятельности

Роль учителя в подготовке и проведении современного урока Компетентный педагог - это специалист, овладевший профессиональными знаниями и умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок истории должен способствовать формированию у учащихся ценностных ориентаций, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности.

Роль учителя в подготовке и проведении современного урока

Компетентный педагог - это специалист, овладевший профессиональными знаниями и умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.

  • Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок истории должен способствовать формированию у учащихся ценностных ориентаций, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности.
Обучающийся на современном уроке  Ученик – субъект учебной деятельности Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решения Умение адекватно оценивать свои действия, их корректировать Умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации Умение контролировать себя, свои действия Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, работать в группе

Обучающийся на современном уроке Ученик – субъект учебной деятельности

Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям

Умение ставить перед собой цель, принимать решения

Умение адекватно оценивать свои действия, их корректировать

Умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации

Умение контролировать себя, свои действия

Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, работать в группе

Типология современных учебных занятий Урок первичного предъявления новых знаний или УУД; Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями; Урок применения предметных ЗУНов и УУД; Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД; Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД; Контрольный урок; Коррекционный урок; Комбинированный урок  

Типология современных учебных занятий

  • Урок первичного предъявления новых знаний или УУД;
  • Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями;
  • Урок применения предметных ЗУНов и УУД;
  • Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД;
  • Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД;
  • Контрольный урок;
  • Коррекционный урок;
  • Комбинированный урок

 

Нетрадиционные виды уроков 1. «Урок-турнир», «урок-салон», «урок-путешествие», «экскурсия в музей»; 2. «Брифинг», «пресс-конференция», «урок-презентация», «съезд», «круглый стол», «урок-аукцион»; 3. Кино-, теле-, видеоуроки 4. Уроки самоопределения, уроки самореализации (защита творческих работ); 5. Урок-исторический портрет, урок-суд; 6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий 7. Модульный урок

Нетрадиционные виды уроков

1. «Урок-турнир», «урок-салон», «урок-путешествие», «экскурсия в музей»;

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «урок-презентация», «съезд», «круглый стол», «урок-аукцион»;

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации (защита творческих работ);

5. Урок-исторический портрет, урок-суд;

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

7. Модульный урок

Блочная структура урока (линейная модель)  Организационный блок  Проблемно-мотивационный блок  Информационный блок  Аналитический блок  Оценочный блок  Рефлексивный блок

Блочная структура урока

(линейная модель)

  • Организационный блок
  • Проблемно-мотивационный блок
  • Информационный блок
  • Аналитический блок
  • Оценочный блок
  • Рефлексивный блок
Организационный блок Ожидаемые результаты (цель, задачи); Инструкции и пояснения; Вводное слово учителя; Распределение по группам; Выработка правил работы (определение норм, процедур работы); Конструирование пространства урока (формы работы и ресурсы).

Организационный блок

  • Ожидаемые результаты (цель, задачи);
  • Инструкции и пояснения;
  • Вводное слово учителя;
  • Распределение по группам;
  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы);
  • Конструирование пространства урока (формы работы и ресурсы).
Организационный блок Цель урока:  ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата); Задачи урока: формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.); задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными;  относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); Ожидаемые результаты: Связаны с целями и задачами; могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; соотносятся с компонентами знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров; возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии

Организационный блок

Цель урока:

  • ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;
  • обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата);

Задачи урока:

  • формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);
  • задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными;

относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);

Ожидаемые результаты:

  • Связаны с целями и задачами;
  • могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;
  • соотносятся с компонентами знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров;
  • возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии
Направленность урока на результаты УРОК Предметные результаты Личностные результаты Метапредметные результаты

Направленность урока на результаты

УРОК

Предметные

результаты

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные результаты   История России. Всеобщая история: Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной и культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление ими опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества… Овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической и культурных сферах историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном, многоконфессиональном мире;

Предметные результаты История России. Всеобщая история:

Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной и культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление ими опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества…

Овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической и культурных сферах историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном, многоконфессиональном мире;

Предметные результаты   История России. Всеобщая история: Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней; Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Предметные результаты История России. Всеобщая история:

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Проблемно-мотивационный блок Мотивация (побуждение) – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотивация к изучению темы: Способы проведения мотивации: Интерес к изучаемым вопросам; Умение формулировать проблемы для рассмотрения (проблемная ситуация); Направленность на социальный опыт учащихся Оригинальность формы подачи материала Возможность для обсуждения, высказывания собственной точки зрения  Создание проблемной ситуации;  Работа с высказыванием  афоризмом); Работа с понятиями (терминами); Анализ документа (текста); Графическое изображение, рисунок, картина

Проблемно-мотивационный блок

Мотивация (побуждение) – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Мотивация к изучению темы:

Способы проведения мотивации:

  • Интерес к изучаемым вопросам;
  • Умение формулировать проблемы для рассмотрения (проблемная ситуация);
  • Направленность на социальный опыт учащихся
  • Оригинальность формы подачи материала
  • Возможность для обсуждения, высказывания собственной точки зрения

Создание проблемной ситуации;

Работа с высказыванием

афоризмом);

  • Работа с понятиями (терминами);
  • Анализ документа (текста);
  • Графическое изображение, рисунок, картина
Информационный блок  Основное содержание урока.  Источники информации: слово учителя; книга (учебник, энциклопедия, сборник документов); электронные видеоматериалы; раздаточный материал; музыкальные фрагменты; иллюстративный материал (портреты, картины и др.); картографический материал; Графические источники (схемы, диаграммы)  ?

Информационный блок

Основное содержание урока.

  • Источники информации:
  • слово учителя;
  • книга (учебник, энциклопедия, сборник документов);
  • электронные видеоматериалы;
  • раздаточный материал;
  • музыкальные фрагменты;
  • иллюстративный материал

(портреты, картины и др.);

  • картографический материал;
  • Графические источники (схемы, диаграммы)

?

Деятельность учащихся Информационный и аналитический блоки: Нахождение информации (работа с источниками); Оценка информации; Организация информации: Выбор главной идеи; Конспектирование; Классификация материала; Соотнесение новой информации с ранее усвоенной и др. Устная и письменная Передача информации Интерпретация Исторических карт Хронологизация информации Применение информации для решения проблем (познавательных заданий)

Деятельность учащихся

Информационный и аналитический блоки:

Нахождение информации (работа с источниками);

Оценка информации;

Организация информации:

Выбор главной идеи;

Конспектирование;

Классификация материала;

Соотнесение новой информации

с ранее усвоенной и др.

Устная и письменная

Передача информации

Интерпретация

Исторических карт

Хронологизация

информации

Применение информации для решения проблем

(познавательных заданий)

Оценочный блок: оценка результатов деятельности Стартовая диагностика знаний учащихся; Текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; Промежуточная Итоговое оценивание. Оценочная деятельность: Внутренняя оценка Внешняя оценка

Оценочный блок: оценка результатов деятельности

  • Стартовая диагностика знаний учащихся;
  • Текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
  • Промежуточная
  • Итоговое оценивание.

Оценочная деятельность:

Внутренняя оценка

Внешняя оценка

Рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся лицея Формы контроля и учета достижений: Роль рейтинговой системы: Стимулирование познавательной активности учащихся; Разнообразие видов деятельности учащихся; Выявление и ликвидация пробелов знаний учащихся; Учет индивидуальных достижений учащихся во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, конференции); Самоконтроль знаний Устный опрос Письменная самостоятельная работа Доклад, рассказ, изложение Выполнение познавательных заданий Защита творческой работы, проекта Тестовые задания Выполнение заданий в рабочей тетради Исторические диктанты Составление плана конспекта ответа

Рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся лицея

Формы контроля и учета достижений:

Роль рейтинговой системы:

  • Стимулирование познавательной активности учащихся;
  • Разнообразие видов деятельности учащихся;
  • Выявление и ликвидация пробелов знаний учащихся;
  • Учет индивидуальных достижений учащихся во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, конференции);
  • Самоконтроль знаний

Устный опрос

Письменная самостоятельная работа

Доклад, рассказ, изложение

Выполнение познавательных заданий

Защита творческой работы, проекта

Тестовые задания

Выполнение заданий в рабочей тетради

Исторические диктанты

Составление плана конспекта ответа

Рефлексия Рефлексия — это самоанализ, самооценка,

Рефлексия

Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Из личного опыта работы:  проблемно-мотивационный блок Уроки: «Люди и события Смутного времени: восстание под предводительством И.И.Болотникова и Тульский край»; 2.  Международные отношения в 1930-ые годы. Внешние вызовы и изменение внешней политики СССР.

Из личного опыта работы: проблемно-мотивационный блок

Уроки:

  • «Люди и события Смутного времени: восстание под предводительством И.И.Болотникова и Тульский край»;

2. Международные отношения в 1930-ые годы. Внешние вызовы и изменение внешней политики СССР.

Люди и события смутного времени: Восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова и Тульский край. Ерощева И.В. Из опыта работы Урок истории в 10 классе Проблемно-мотивационный блок

Люди и события смутного времени:

Восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова и Тульский край.

Ерощева И.В.

Из опыта работы

Урок истории в 10 классе

Проблемно-мотивационный блок

Иван Исаевич Болотников Из «Нового летописца»:  «…Бысть в лето 7115 году (1607г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не пристаху украинские посадские люди, и стрельцы и казаки и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…В них же бысть старейшим… Ивашка Болотников…». И.И.Болотников, этюд Рябовол В.А.

Иван Исаевич Болотников

Из «Нового летописца»:

«…Бысть в лето 7115 году (1607г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не пристаху украинские посадские люди, и стрельцы и казаки и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…В них же бысть старейшим… Ивашка Болотников…».

И.И.Болотников, этюд Рябовол В.А.

Дискуссионность темы:  Восстание под предводительством И.И.Болотникова Первая крестьянская война в России Советская Гражданская война в России историография И.И.Смирнов, Современная историография В.И.Буганов В.И.Корецкий Р.Г.Скрынников А.Л.Станиславский ?  Борьба «верхов» и «низов» общества – разновидность гражданской войны. Трагическая страница истории: разрушение основ государственности.

Дискуссионность темы: Восстание под предводительством И.И.Болотникова

Первая крестьянская война в России

Советская

Гражданская

война в России

историография

И.И.Смирнов,

Современная

историография

В.И.Буганов

В.И.Корецкий

Р.Г.Скрынников

А.Л.Станиславский

?

Борьба «верхов» и «низов» общества – разновидность гражданской войны.

Трагическая страница истории: разрушение основ государственности.

Крестьянские войны в России «Московский народ раз в столетие справляет свой праздник «дикой воли...»  (Г.Федотов) Восстание под предводительством И.И.Болотникова Восстание под предводительством С.Т.Разина 1606-1607 1667-1671 Восстание под Смутное время предводительством Восстание под предводительством 1707-1708 Василий Шуйский Алексей Михайлович 1581 - «заповедные 1649 – «Соборное уложение» – введение бессрочного розыска беглых годы»; (1645-1676) Е.И.Пугачева 1773-1775 Петр I (1606-1610) К.Булавина Екатерина II 1597 – «урочные лета Введение подушной подати; (1689-1725) (1762-1796) 1607 – введение 15-летнего поиска беглых Приказ о переписи и высылке в Россию беглых с Дона 1760 – право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; 1767 – запрет крестьянам жаловаться на помещиков Культ природы Политеизм

Крестьянские войны в России

«Московский народ раз в столетие справляет свой праздник «дикой воли...»

(Г.Федотов)

Восстание под предводительством И.И.Болотникова

Восстание под предводительством С.Т.Разина

1606-1607

1667-1671

Восстание под

Смутное время

предводительством

Восстание под предводительством

1707-1708

Василий Шуйский

Алексей Михайлович

1581 - «заповедные

1649 – «Соборное уложение» – введение бессрочного розыска беглых

годы»;

(1645-1676)

Е.И.Пугачева

1773-1775

Петр I

(1606-1610)

К.Булавина

Екатерина II

1597 – «урочные лета

Введение подушной подати;

(1689-1725)

(1762-1796)

1607 – введение 15-летнего поиска беглых

Приказ о переписи и высылке в Россию беглых с Дона

1760 – право помещиков ссылать крестьян в Сибирь;

1767 – запрет крестьянам жаловаться на помещиков

  • Культ природы
  • Политеизм
Международные отношения в 1930-ые годы.  Внешние вызовы и изменение внешней политики СССР. Изучение нового материала. Ерощева И.В. Из опыта работы Урок в 11 классе Проблемно-мотивационный блок

Международные отношения в 1930-ые годы. Внешние вызовы и изменение внешней политики СССР.

Изучение нового материала.

Ерощева И.В.

Из опыта работы

Урок в 11 классе

Проблемно-мотивационный блок

Первая мировая война  1августа 1914 – 11 ноября 1918гг.   Первая мировая война продолжалась более 4 лет, в ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек.  Погибло-10 млн. Искалечено-20 млн.

Первая мировая война

1августа 1914 – 11 ноября 1918гг.

  Первая мировая война продолжалась более 4 лет, в ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек. 

Погибло-10 млн.

Искалечено-20 млн.

Вторая Мировая война 1сентября 1939 – 2 сентября 1945 Призвано в армии-110 млн . Вторая мировая война стала самым кровопролитным и жестоким военным конфликтом за всю историю человечества и единственным, в котором применялось ядерное оружие. В ней принимало участие 61 государство. Погибло-67 млн.

Вторая Мировая война 1сентября 1939 – 2 сентября 1945

Призвано в армии-110 млн .

Вторая мировая война стала самым кровопролитным и жестоким военным конфликтом за всю историю человечества и единственным, в котором применялось ядерное оружие. В ней принимало участие 61 государство.

Погибло-67 млн.

Цель урока:  1. рассмотреть, как складывались международные отношения накануне начала второй мировой войны; какие действия предпринимались западными странами и ссср в условиях расширения фашистской агрессии; понять, почему миролюбивым силам не удалось предотвратить начало мировой войны;  2. рассмотреть внешнюю политику советского союза в 1930-ые годы с точки зрения обеспечения безопасности страны и готовности к отражению фашистской агрессии.   Дать отпор попыткам фальсификации истории, стремлению возложить равную ответственность за начало Второй мировой войны на А.Гитлера и И.В.Сталина. Аргумент 1 Аргумент 2

Цель урока: 1. рассмотреть, как складывались международные отношения накануне начала второй мировой войны; какие действия предпринимались западными странами и ссср в условиях расширения фашистской агрессии; понять, почему миролюбивым силам не удалось предотвратить начало мировой войны; 2. рассмотреть внешнюю политику советского союза в 1930-ые годы с точки зрения обеспечения безопасности страны и готовности к отражению фашистской агрессии.

Дать отпор попыткам фальсификации истории, стремлению возложить равную ответственность за начало Второй мировой войны на А.Гитлера и И.В.Сталина.

Аргумент 1

Аргумент 2

Использование современных технологий обучения

Использование современных технологий обучения

Информационно-коммуникационные технологии в обучении Информационные технологии в обучении истории обеспечивают доступ к разнообразным информационным ресурсам, повышают наглядность обучения, его сопровождение аудио и видеоинформацией обеспечивает интерактивность, возможность организовать различные виды деятельности учащихся по поиску и обработке информации, содействуют формированию у учащихся устойчивой мотивации к изучению гуманитарных дисциплин.

Информационно-коммуникационные технологии в обучении

Информационные технологии в обучении истории обеспечивают доступ к разнообразным информационным ресурсам, повышают наглядность обучения, его сопровождение аудио и видеоинформацией обеспечивает интерактивность, возможность организовать различные виды деятельности учащихся по поиску и обработке информации, содействуют формированию у учащихся устойчивой мотивации к изучению гуманитарных дисциплин.

Возможность использования иллюстративного материала: портретов исторических деятелей, исторических картин, фотодокументов, видеофильмов и т.д.  возможность отбора учебного материала из самых разнообразных источников, включая исторические документы, труды историков, возможность выделения главного в учебном материале, использование логических схем, таблиц, опорных конспектов для лучшего усвоения  учебного материала; возможность использования картографического материала  Информационные технологии в обучении истории и обществознания
  • Возможность использования иллюстративного материала: портретов исторических деятелей, исторических картин, фотодокументов, видеофильмов и т.д.
  • возможность отбора учебного материала из самых разнообразных источников, включая исторические документы, труды историков,
  • возможность выделения главного в учебном материале, использование логических схем, таблиц, опорных конспектов для лучшего усвоения учебного материала;
  • возможность использования картографического материала

Информационные технологии в обучении истории и обществознания

Техническая оснащенность учебного процесса, использование информационных технологий. Использование ИКТ на уроках облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.    Возможность подбора познавательных творческих заданий и задач, позволяющих создать условия для раскрытия, реализации и развития потенциала ребенка. Так готовясь к уроку, учитель готовит разнообразные задания, исходя из учебных возможностей учащихся, индивидуального темпа работы и способов проработки учебного материала

Техническая оснащенность учебного процесса, использование информационных технологий.

Использование ИКТ на уроках облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Возможность подбора познавательных творческих заданий и задач, позволяющих создать условия для раскрытия, реализации и развития потенциала ребенка. Так готовясь к уроку, учитель готовит разнообразные задания, исходя из учебных возможностей учащихся, индивидуального темпа работы и способов проработки учебного материала

 Использование информационных технологий. Мультимедийные презентации; Видеоуроки; Фрагменты видеофильмов; Аудиоматериалы; Наглядно-иллюстративный материал (портреты, предметы быта, памятники культуры); Электронные карты, схемы сражений; Опорные конспекты; Поиск информации в Интернет; Пособия для подготовки к ЕГЭ; Электронные учебники. Дидактический материал, тесты и задания к урокам. -

Использование информационных технологий.

  • Мультимедийные презентации;
  • Видеоуроки;
  • Фрагменты видеофильмов;
  • Аудиоматериалы;
  • Наглядно-иллюстративный материал
  • (портреты, предметы быта, памятники культуры);
  • Электронные карты, схемы сражений;
  • Опорные конспекты;
  • Поиск информации в Интернет;
  • Пособия для подготовки к ЕГЭ;
  • Электронные учебники.
  • Дидактический материал, тесты и задания к урокам.

-

Электронные пособия для учителя истории и обществознания: 1. Рабочая программа по истории. Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», издательство «Просвещение», авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, 5 класс. Электронное интерактивное приложение. 2. На заре истории. Интерактивный задачник по истории Древнего мира. Direkt.MEDIA. 3. Из тени к свету. Интерактивный задачник по истории средних веков и нового времени. Direkt.MEDIA. 4. Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX-XIX веков. Direkt.MEDIA. 5. На изломе. Интерактивный задачник по истории России XX века. Direkt.MEDIA. 6. Интерактивные плакаты. История Росии IX-XVII века. История Росии XVIII-XIX века. 7. Обществознание 8 класс (31видеоурок, 31 презентация, 31 план урока, 19 тестов). Infourok. 8. Уроки всеобщей истории Кирилла и Мефодия.  

Электронные пособия для учителя истории и обществознания:

  • 1. Рабочая программа по истории. Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», издательство «Просвещение», авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, 5 класс. Электронное интерактивное приложение.
  • 2. На заре истории. Интерактивный задачник по истории Древнего мира. Direkt.MEDIA.
  • 3. Из тени к свету. Интерактивный задачник по истории средних веков и нового времени. Direkt.MEDIA.
  • 4. Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX-XIX веков. Direkt.MEDIA.
  • 5. На изломе. Интерактивный задачник по истории России XX века. Direkt.MEDIA.
  • 6. Интерактивные плакаты. История Росии IX-XVII века. История Росии XVIII-XIX века.
  • 7. Обществознание 8 класс (31видеоурок, 31 презентация, 31 план урока, 19 тестов). Infourok.
  • 8. Уроки всеобщей истории Кирилла и Мефодия.

 

Интерактивные технологии Интерактивные методы обучения  – это система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Понятие «интерактивный»   ( от англ. «Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – дословно означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА

Интерактивные технологии

Интерактивные методы обучения  – это система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Понятие «интерактивный»  

( от англ. «Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – дословно означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.

ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА

Формы интерактивных занятий: - интерактивная работа в группах; - творческие отчеты групп на основе единого задания; - решение ситуационных задач; - технология «мозгового штурма»; - технология «круглого стола»; - уроки пресс-конференции; - социальные проекты; - приглашение специалиста (встреча с социологом, юристом); - уроки экскурсии с последующим оформлением творческих отчетов; - урок-дискуссия (дебаты); - ролевые, деловые игры. - уроки-путешествия. УРОК-ДИСКУССИЯ «РОССИЯ КАК ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

Формы интерактивных занятий:

  • - интерактивная работа в группах;
  • - творческие отчеты групп на основе единого задания;
  • - решение ситуационных задач;
  • - технология «мозгового штурма»;
  • - технология «круглого стола»;
  • - уроки пресс-конференции;
  • - социальные проекты;
  • - приглашение специалиста (встреча с социологом, юристом);
  • - уроки экскурсии с последующим оформлением творческих отчетов;
  • - урок-дискуссия (дебаты);
  • - ролевые, деловые игры.
  • - уроки-путешествия.

УРОК-ДИСКУССИЯ «РОССИЯ КАК ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!