СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования в условиях реализации ФГОС ООО»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государство заинтересовано в повышении результативности обучения российских школьников. В связи с этим новый образовательный стандарт предлагает несколько принципиально новых установок, которые оказывают влияние на построение современного урока

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования в условиях реализации ФГОС ООО»»

Государство заинтересовано в повышении результативности обучения российских школьников. В связи с этим новый образовательный стандарт предлагает несколько принципиально новых установок, которые оказывают влияние на построение современного урока

Доклад на тему: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования в условиях реализации ФГОС ООО»

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». Поэтому главное при подготовке к уроку - помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, при проведении его главным действующим лицом, независимо от форм организации и используемых методов, остается учитель, от уровня педагогического мастерства которого зависят настроение и качество знаний класса.

Рождение любого урока начинается с осознания  правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И поэтому возникает вопрос: как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Поэтому для себя считаю одной из главнейших задач повышение педагогического мастерства, путём освоения современных технологий обучения и воспитания.

На своих уроках я чаще всего использую следующие новые технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей:

  • Технология учебно-игровой деятельности.

  • Технология развития критического мышления.

  • Технология проектной деятельности.

  • Технология дифференцированного обучения.

  • Технология проблемного обучения.

  • Информационные технологии.

В работе использую такие приемы как: «Составления кластеров». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто высказываться по вопросу какой-либо темы. Например, при изучении темы «Внутренние воды», учащимся необходимо подобрать ассоциации к словам: река, озеро, родник и т.д. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, и подбирают к нему ассоциации. В результате получается схема.

Изучение географии невозможно без активной работы с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. Чтобы работа была эффективной, необходимо развивать читательскую грамотность.

Я представлю наиболее интересные и часто используемые мной на уроках методические приемы работы в группах по формированию читательской грамотности. На этапе предчтения текста я использую приём «Парная мозговая атака».

  1. «Парная мозговая атака». Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

  2. На этапе чтения текста «Знаем, хотим узнать, узнали».

Этот прием хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней. Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся предлагаю разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные географические сведения, предположения),  после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Я использую данный прием например в 7 классе по теме страны Европы, Азии и др.

  1. После чтения текста приём «Верите ли вы, что …»

Каждая группа должна ответить на поставленный перед ними вопрос  и обосновать свое мнение.  Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

Когда учащиеся припомнили, что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии осмысления. На этой стадии можно применить несколько методических приемов, например:

  1. Система маркировки текста, стратегия «Инсерт» или «Пометки на полях». 

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

  • Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

  • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения.

На практике ученики часто пропускают то, что не поняли. В данном случае маркировочный знак «вопрос» подсказывает им быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Весьма интересным, на мой взгляд, в данном приеме является знак «вопрос». Именно он «включает» интеллектуальную деятельность учащегося, заставляет искать его ответы на вопросы, формулировать их. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует школьников к поиску неизвестного, обращению к разным источникам информации. Работая в паре обучающиеся смотрят по другому на свою деятельность.

Но опыт работы с этим приёмом показал, что он эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени.

Очень нравится детям такой вид работы как «Дерево решений» - класс делится на пары. Каждая пара обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана или А3), потом пары меняются местами и дописывают  на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют приём «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны сказать «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Взаимоопрос. Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Задача в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у школьников устойчивый интерес к предмету.

В процессе обучения учащиеся приобретают умения:

  • аргументировано выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам географии;

  • читать и  анализировать карту;

  • работать с географическими источниками: диаграммами, статистическими таблицами, графиками.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

  • для решения заданий олимпиадного типа;

  • участия в конкурсах различного уровня

В практике своей работы я использую технологию веб-квест, это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов сети Интернет, для выполнения определенного учебного задания.

Работа в рамках веб-квеста позволяет развивать целый ряд компетенций и умений: умение использовать информационные технологии (в том числе для оформления каких-либо результатов работы в виде презентаций, для поиска необходимой информации и так далее), умение работать в команде (взаимоконтроль, взаимопомощь, распределение функций, планирование), умение находить решения какой-либо проблемной ситуации, выбирать наиболее подходящий вариант, объяснять свой выбор, умение публично представлять и защищать результаты исследовательской деятельности (авторы публично защищают проект, а другие ребята задают им вопросы по теме), самоорганизация и самообучение.

Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

В своей педагогической деятельности стараюсь на каждом уроке включать задания, выполнение которых способствуют формированию функциональной грамотности. В географии функциональная грамотность формируется прежде всего достижением предметных результатов через: работу с текстом, с географической картой, при работе со статистическими данными. Поэтому задача учителя – организовать активную работу обучающихся на уроке. На своих уроках, через различные виды деятельности, формирую не только читательскую грамотность, но и другие компетенции: креативное мышление, глобальные компетенции, естественнонаучная грамотность. А на уроках где нужно посчитать, например температуру на вершине горы 4 км, если у подножия 20 градусов; или среднесуточную, среднегодовую температуру, формируется математическая грамотность.

Мои обучающиеся всегда с интересом выполняют задания, в которых требуется отыскать в тексте географический объект, определить природную зону, описать погоду, найти и объяснить то или иное природное явление.

На основе текста учебника я составляю целый ряд разнообразных заданий, либо обучающиеся сами их разрабатывают, таким образом формируется креативное мышление. Примером таких заданий может быть составление таблицы по теме «Виды горных пород» - 6 класс, «Природные зоны материка» - 7 класс и др.

Универсальные учебные действия, лежат в основе формирования функциональной грамотности, что помогает в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач.

Хотелось бы  добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как  вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Так какой же он, современный урок географии? 

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!