ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4
ДОКЛАД
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Рекомендовано к использованию для педагогов учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов, в том числе швейного профиля. Имеет прикладной характер, знакомит с требованиями, предъявляемыми к современному уроку ФГОС третьего поколения.
Автор:
Бацоева Эльза Эльбрусовна,
мастер производственного обучения ПЛ № 4
г. Владикавказ
2018г.
Урок – это, систематически применяемая для решения задач обучения, разлития и воспитания обучающихся, форма организации деятельности постоянного состава преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся в определенный отрезок времени. Современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Выйдя из стен ПЛ № 4, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способам действий. Формирование компетенций будущего выпускника – основная задача личностно–ориентированной педагогики. Замысел современного урока заключается в создании преподавателем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности обучающегося. В этом случае преподаватель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для него в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. При этом обучаемый становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? Здесь можно выделить дидактические и психологические требования, требования к организации познавательной деятельности обучающихся, требования к стилю и технике проведения урока, гигиенические требования к уроку и др. Дидактические требования к современному уроку:
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием основной профессиональной образовательной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;
прогнозирование уровня усвоения научных знаний, умений и навыков;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного обучения. Психологические требования к уроку: учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);
индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.
Организация познавательной деятельности обучающихся:
четкая формулировка цели, постановка задач;
построение обучения, как системы организации познавательной деятельности обучаемых, на разных этапах учебного занятия;
выбор наиболее рациональных видов деятельности и методов учения в соответствии с поставленными задачами; система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности;
разнообразие средств организации учебной деятельности; учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению;
оперативная корректировка учебной деятельности.
Требования к технике проведения урока:
урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и обучающихся завершенными;
на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
Гигиенические требования к уроку:
соблюдение температурного режима;
необходимость проветривания учебного кабинета;
соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;
соблюдение правил техники безопасности при проведении занятий УП и ПП в учебно-производственных мастерских ПЛ № 4;
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы педагога, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата:
мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение студентов в поисковую и исследовательскую деятельность;
цель урока обучающиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания;
новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи;
обучающиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном- образцом, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы;
на этапе рефлексии педагог обучает оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности;
домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных преподавателем) с учетом индивидуальных возможностей.
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Список литературы
1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.