СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Специальная физическая подготовка гимнасток 5-7 лет в группах начальной подготовки"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Специальная физическая подготовка гимнасток 5-7 лет в группах начальной подготовки"»

Модлина Е.В., тренер-преподаватель

по спортивной гимнастике

МОАУ ДО СШ №3

26.12. 2023 года

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Специальная физическая подготовка гимнасток 5-7 лет в группах начальной подготовки»

Специальная физическая подготовка (СФП) в гимнастике - процесс, включающий в себя систему методов и приемов, направленных на развитие или поддержание оптимального уровня конкретных двигательных качеств, обеспечивающих технически правильное, надежное выполнение гимнастических элементов, соединений и соревновательных комбинаций.

Спортивная гимнастика представляет особые требования к уровню развития основных физических качеств занимающихся. При этом первостепенное значение приобретает специальная физическая подготовка, в результате которой гимнасты должны обладать высокими показателями динамической, статической, взрывной силы и силовой выносливостью.

От того, насколько хорошо развиты эти качества у гимнаста в значительной степени зависят и успехи в овладении сложной спортивной техникой. Поэтому специальная физическая подготовка, постоянное улучшение функционального состояния двигательного аппарата гимнаста, должна стать одним из ведущих в учебно-тренировочном процессе.

Однако, для достижения успехов в этом направлении, нельзя ограничиваться только определением количества времени на специальные упражнения, развивающие физические качества. Прежде всего, необходимо рационально использовать время, т.е. правильно организовывать занятия. Это возможно лишь в том случае, если известен уровень специальной физической подготовленности гимнастов и изменения, происходящие под влиянием тренировки. Располагая такими данными, можно правильно увеличивать нагрузку, подбирая соответствующее, в каждом отдельном случае, специальное упражнение, акцентировать внимание на слабых местах. Иными словами, это позволяет своевременно уточнить тренировочный процесс, а следовательно, и повысить его эффективность, тем самым ускоряя процесс роста спортивных результатов.

При развитии уровня специальной физической подготовки гимнаста особую значимость приобретает так называемая базовая физическая подготовка, которая включает в себя комплекс специальных средств и методов, обеспечивающих эффективное становление и реализацию основных гимнастических навыков в соревновательной практике. В этой связи правомерно говорить о СФП применительно к освоению различных структурных групп движений и базовых двигательных действий. Это, в частности - прыжковая (толчковая), вращательная (в том числе пируэтная), доскоковая, стоечная подготовка и др.

Координационная сложность многих гимнастических элементов и освоение новых по структуре движений требуют каждый раз дополнительного совершенствования методов СФП, способных обеспечить необходимую физическую базу для наиболее эффективного обучения упражнениям. Например, выполнение на брусьях разной высоты элементов в висе сзади, «выкрученных оборотов», перелетов, переходов с малой амплитуды движения на большую и наоборот, требует специальной растяжки и (или) «подкачки», отвечающих структурно-технической специфике этих движений.

Планирование уровня физической подготовленности и поэтапного процесса связанной с этим подготовки, направленной на комплексное развитие двигательных способностей, необходимых для занятий (скоростно-силовые и силовые качества, подвижность в суставах, специализированная по видам выносливость, психомоторные и мышечно-двигательные дифференцированные способности, вестибулярная устойчивость и др.) - одно из основных условий управления процессом обучения и тренировки в спортивной гимнастике. Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов СФП приводит к затягиванию процесса обучения, длительному застою в росте спортивного мастерства, провалам в подготовке и, соответственно, выступлениях на соревнованиях.

В связи с этим на этапе специализированной подготовки важна индивидуализация СФП. Тренер должен знать особенности структуры двигательных качеств каждого гимнаста, характерные недостатки в его подготовке, знать, чем они обусловлены, и основные пути их возможного устранения.

К часто встречающимся недостаткам СФП относятся, например, слабые мышцы-разгибатели (как ног, так и всего тела) и, как следствие -дефицит, силы скоростно-силовых возможностей, необходимых для отталкиваний.

Следствием слабости мышц спины, особенно в поясничном и грудном отделах, являются ошибки в осанке, потеря «линии» при исполнении упражнений на перекладине, брусьях и т.д.

Недостаточная активная гибкость в нижнем отделе позвоночника, тазобедренных суставах - причина неполного сгибания, «складывания» при перемахах, продевах и др. Отсутствие хорошей подвижности в плечевых и тазобедренных суставах отрицательно сказывается на классе выполнения элементов на бревне, в вольных упражнениях.

Неподготовленность мышц бедра, голени, связочного аппарата голеностопного сустава к работе в уступающе-останавливающем режиме часто является причиной не только ошибок в приземлениях, но и серьезных травм.

Важно подчеркнуть, что тренирующее воздействие, обусловленное многократным выполнением самих по себе различных гимнастических элементов, соединений, соревновательных комбинаций, заменить СФП никак не может. Только при правильно спланированной (в том числе индивидуализированной) СФП потенциал двигательных возможностей гимнастов будет постоянно наращиваться в соответствии с принципом опережающего развития и эффективно сопрягаться с технической подготовкой на каждом виде гимнастического многоборья.

Установлено, что СФП наиболее эффективна только тогда, когда она осуществляется в единстве с общефизической подготовкой. При этом, однако, нужное соотношение средств ОФП и СФП зависит от этапа многолетней тренировки. Так, если у гимнастов-новичков необходимое соотношение двух данных видов подготовки примерно равно, то у мастеров спорта даже в подготовительном и переходном периодах ОФП составляет не более 5-15% тренировочного времени, не говоря уже о соревновательных микроциклах, когда средства ОФП используются еще меньше. Вместе с тем ошибочна практика, когда при подготовке к соревнованиям гимнасты полностью отказываются от средств ОФП, таких как утренний бег, прогулки, подвижные игры, купание в бассейне и т.д. Также имеют место случаи, когда тренеры в соревновательном мезоцикле резко сокращают или вовсе прекращают работу над СФП, не учитывая при этом, что отстающие физические качества нуждаются в постоянном, систематическом совершенствовании.

 

   





МАТЕРИАЛ СФП ДЛЯ ГРУПП НП

Упражнения для развития силы

Упражнения

 1-й год обучения                 2-й год обучения

 

методические указания

 

  1. Поднимание и опускание рук в стороны, вперед, вверх, со сгибанием в локтевых суставах

С гантелями до 0,5 кг

С набивным мячом, с

гантелями весом до 1кг

 

(быстро и медленно)

 

  1. Подтягивание в висе лежа на низкой жерди или перекладине

Для 5-6 лет: 3 серии по три три раза в быстром

темпе

 

 

  1. Подтягивания в висе на высокой перекладине на верхней жерди

Две серии по 5 раз в быстром темпе и до отказа

До отказа и вполовину от максимума в быстром темпе

 

  1. «Отжимание» в упоре лежа (спина прямая)

Ноги на гимнастич.

скамейке

На стоялках

 

В одной серии 50 проц. от максимума, кол-во

серий 3-4, паузы отдыха 30-40 с.

 

  1. Подбрасывание и ловля

набивного мяча

До 1 кг

до 2 кг

 

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади

Руки на гимнастической скамейке или на опоре

(25-30 см).

Выполнять быстро и медленно

 

  1. Лежа на животе прогнувш., руки вверх «качалка»

7-10 раз, 5-7 сер.

12-15 раз, 5-7 сер.

 

Паузы для отдыха 6-8 с

 

8. То же на правом, лев. боку

 

 

9. В висе на гимн. стенке

поднимание прямых ног в вис

углом

5-8 раз, 4-5 серий

8- 10 раз, 5-6 серий

 

Паузы для отдыха 6-8 с

 

10. Угол в висе на гимн, стенке

(держать)

6 с, 4-5 серий

8 с, 4-5 серий

 

Паузы для отдыха:

 

11. Лежа на спине, руки за

голову, ноги закреплены

сгибание тулов. до прямого

угла

Быстро: 10 раз, 4-5

серий, паузы отдыха

Быстро: 15 раз, 5-6

серий, паузы отдыха

 

паузы для отдыха до 8 с.

 

12. То же, сидя на скамейке,

коне и др.

То же, но в последней попытке удержание

горизонтального положения на время


13. То же, лежа на коне на

бедрах, лицом вниз

поднимание туловища до

гориз. полож.

 

 


14. Эти же упражнения,

закреплены руки, поднимание

ног

 

 


15. Эти же упражнения, лежа

лицом вверх

Выполнять до отказа

Выполнять до отказа


16. «Прилипалочка» упор на

гимн. стенке лицом к ст.,

касаясь опоры всем телом

3 с, 5 серий

6 с, 5 серий


Паузы отдыха 6 с


17. Лазанье и передвижения в

висе на гимн. стенке

Исп. в разных направлениях: вверх, вниз, в

стороны


18. Лазанье по канату, шесту

С помощью ног 3м

В конце 2 года без помощи ног -2 м


19. Из упора присев перекат наз. - перекат в п. прыжок вверх

прогнувшись - упор присев

5 раз

10 раз


Выполнение в быстром темпе


20. Отжимание в упоре лежа

на параллельных брусьях

 

5 раз в подходе


21. Переворот силой в упор на

н/ж или на перекладине

В подход 2 раза

В подход З раза


22. Приседание на правой,

левой ноге («пистолет»)

у опоры

В подход на каждой ноге


по З раза

по 5 раз


23. То же на гимнастической

скамейке, бревне стоя, поперек

В подход на каждой ноге


1-2 раза

3-4 раза


  

Упражнения для развития гибкости

 

Упражнения

    1-й год обучения               2-й год обучения

методические указания

  1. Рывковые движения руками во всех направлениях

Постепенное увеличение силы и амплитуды

рывковых движений

  1. Круги руками во всех направлениях

Постепенное увеличение амплитуды движений

3. Наклоны вперед

Достать ладонями

пол, держать З с

Из седа ноги врозь под

углом 900, держать 5 с

4. «Мост»

Из положения лежа;

из основной стойки

наклоном назад

Опускание из осн.

стойки, ноги прямые

5. Шпагаты

Передний, задний (на

обе ноги) и

фронтальный

шпагаты

То же, одна нога на

приподнятой (15-20 см)

опоре

6. Махи ногами

У опоры вперед, в сторону, назад

То же от приставлен.,

ноги

То же из положения ноги

одна вп. (45-906

7. Круги и перемахи правой,

левой через препятствие, стоя к

нему лицом, боком

Высота 45-80 см

  1. Выкруты и вкр. в плечевых

суставах

Со скакалкой, гимнастической палкой,

постепенно сближая точки хвата до ширины

плеч

 

  

Упражнения для прыгучести

Упражнения

    1-й год обучения               2-й год обучения

методические указания

 

Прыжки:

1. Со скакалкой двойные и простые,

с поворотами

На двух и со

сменой н. (4 по 9),

25-30 пр.

Двойные, 35-40 пр.

2. В длину с места

Толчком с двух и с

одной

Толчком одной и двумя


3. С места на горку матов

Три серии по 12 пр.

с паузами 5 с.

Высота горки 25-30 см

Три серии по 20 пр. с

паузами 5 с. Высота

горки 35-40 см

  1. Через гимн. скамейку или веревку (на высоту 20-30 см)

С двух ног,

вперед, назад,

боком

 

  1. На поролоновом кубе или горке из 4 матов

3-4 серии по 6 пр. с

паузами 6 с

3-4 серии по 10 пр. с

паузами

 

Упражнения для развития быстроты

Упражнения

      1-й год обучения             2-й год обучения

методические указания

1. Пробегание отрезков на скорость

  1. Смена направления в беге,

остановки в заданных положениях

на обусловленный

Предельно быстрая резкая смена направления

и остановки по неожиданной команде

З. Выполнение упражнений на

время

Упор присев – упор лежа, 4-6 раз

Осн. стойка - уп. присев

упор лежа - уп. Присев

встать. 6-8 раз

 

Упражнения для развития выносливости

Упражнения

    1-й год обучения               2-й год обучения

методические указания

Упражнения ОФП и многократное выполнение заданий СФП (До отказа)

  1. Равновесие на одной, держ.

 

до 30 с

2. Стойка на голове, держ.

 

до 50 с

3. Отмахи из упора на перекладине, н/ж брусьев

Без учета высоты

отмаха

Выше горизонтали




ЛИТЕРАТУРА

1. Менхин Ю.В.Физическая подготовка в гимнастике. — М.: ФИС, 1989.

2. Смолевский В.М., Гавердовский К).К. Спортивная гимнастика. — Киев: Олимпийская литература, 1999.\

З. Спортивная гимнастика / Под ред. Ю.К.Гавердовского, В.М.Смолевского. М.: Фис, 1979.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!