ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА
РАЙООНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Доклад:
Специфика организации творческой предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ГОС ДО.
Виды театра.
Подготовила:
методист РМК
отдела образования администрации
Петровского района г.Донецка
Старовойтова И.В.
г.Донецк 2019
«Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».
Борис Михайлович Теплов, советский психолог
Одна из основных задач дошкольного образования, отраженная в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, направлена на решение:
«Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.
Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей.
Театрализация предполагает:
работу над выразительностью реплик персонажей;
расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.
Кроме того, целями театрализации являются:
всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы);
стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры;
формирование социальных навыков поведения;
приобщение дошкольников к чтению;
развитие режиссёрских навыков;
воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.
Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду?
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
маски;
костюмы;
книги;
фонотека;
стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Группа раннего возраста. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
Кукол для пальчикового театра можно сделать самим или купить в магазине.
Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами.
Бибабо очень нравятся детям, так как ими довольно легко управлять.
Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
Для театра ложек можно использовать и пластиковые, и деревянные ложки.
Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Театр марионеток — забава с многовековой историей.
Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Костюмированные постановки — классика театральной деятельности.
Такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для младшего возраста:
пальчиковый театр (этюды на руках);
настольный театр (различные виды);
театр мягкой игрушки (этюды с предметами);
театр вязаной игрушки (этюды с предметами);
театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
Для среднего возраста:
пальчиковый театр (этюды на руках);
настольный театр (различные виды);
кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);
куклы перчатки (пластические этюды на руках).
Для старшей группы:
пальчиковый театр (этюды на руках);
куклы перчатки (пластические этюды на руках);
куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Для подготовительной группы:
пальчиковый театр (этюды на руках);
куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
куклы-марионетки (постановка этюдов);
ростовые куклы (музыкально-пластические этюды).
Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности:
Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости, марионетки).
Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол. Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и жесты для вхождения в образ героя.
Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами. Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за ширмы или с персонажем в руках.
Работа с напольными куклами очень сложна, но увлекательна для детей — нельзя использовать мимику.
Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой сложной разновидностью игры. Для импровизации может быть использован различный театральный реквизит.
Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает дошкольникам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.
Как результат приобщения детей к театру мы видим детей, открытых миру, с любопытством и с интересом относящихся к театрализованной деятельности.
Занимаясь с детьми театральным искусством, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, а наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.