Приветствие. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть Вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. Проверка готовности к уроку. - Проверьте всё ли у вас готово к уроку. Организация внимания, создание положительного настроя на урок. В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. - Ребята, сегодня новь мы с вами будем путешественниками. - Но перед тем как отправится в путешествие, давайте вспомним, о чём мы вели разговор на прошлом уроке, ведь эти знания пригодятся нам в путешествии. Блиц-опрос: -А вы как думаете, что получится, если растения и животные будут жить отдельно друг от друга? -Что такое экосистема? -По каким законам (правилам) живёт экосистема? - Какие роли выполняют живые организмы в экосистеме? - Как они связаны между собой? -Какие вещества совершают круговорот в экосистеме? - Органические и неорганические. -Кто участвует в круговороте? - «Кормильцы», «едоки», «мусорщики». -Кто и какие вещества берёт из неживой природы? - «Кормильцы» берут неорганические вещества. -Что затем происходит? -Из неорганических веществ «кормильцы» синтезируют органические. -Куда затем поступают органические вещества? - К «едокам», а от «едоков» к «мусорщикам». -Какова роль «мусорщиков» в экосистеме? -Они разлагают органические вещества на неорганические. -Экосистема - это место, удобное для проживания растений и животных, которые при взаимодействии с неживой природой научились из минеральных (неорганических) веществ получать органические, которые необходимы им для жизни. И далее возвращать природе эти вещества после своей смерти. Внутри этого процесса живые организмы имеют разные профессии: «кормильцы», «едоки» и «мусорщики». -Могут ли экосистемы жить без помощи людей? - Да, это природные экосистемы, которые живут по своим природным законам. - Откройте учебники на странице 10 и выберите настоящие экосистемы. - Это дубрава, болото, луг, ельник, сосновый бор. - Как называются линии, которые протянулись с запада на восток через Землю? - Как называется самая длинная параллель на Земле? - Экватор - Как называются линии, которые расположены севернее и южнее экватора? - Тропики - А как называются линии, которые расположены вокруг полюсов? - Полярный круг. - Почему на экваторе теплее, чем в полярных областях? - Там падают прямые лучи солнца в отличии от косых в полярных областях. - Посмотрите на карту и скажите, на какие тепловые пояса делится планета. -Где расположен холодный пояс Земли? Покажите. - Кто покажет умеренный пояс? -Какой тепловой пояс Земли один? - Жаркий. - Как вы думаете, будет ли меняться природа разных тепловых поясов Земли? - Почему она меняется? - В зависимости от климата. - А теперь используйте свой жизненный опыт, попробуйте представить какую природу мы сможем встретить в каждом тепловом поясе. - Правильно. Ребята природа тепловых поясов меняется. Итак мы подошли к тому моменту, когда можем определить тему урока. - О чём мы будем говорить? - О природе разных тепловых поясов. - Да тема нашего урока: Природные зоны Земли или природная зональность. - Какие цели мы можем поставить перед собой? - Выяснить что такое природная зона, какие они бывают, познакомиться с картой природных зон и научиться показывать их на карте. - Кто знает, что такое зона? - Зона - это большая территория. - На любой территории есть что-то общее, например страна. Здесь люди схожи внешне, говорят на одном языке и т.д. Раз зона – это территория, значит, на ней должны быть общие признаки. Какие? - Природа, климат, почва. - Делаем вывод, что природная зона – это крупные области Земли со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром. - Теперь пришло время познакомиться с тем, какие природные зоны существуют. - Давайте наше путешествие начнём из района Центральной России, в котором мы с вами живём. - Мы с вами живём в самой большой природной зоне, которая располагается в умеренном поясе. - Какой у нас климат? - Умеренно тёплый, умеренно холодный с достаточнымколичеством осадков. - Какая продолжительность времён года? - 4 времени года по времени примерно равные. - Разнообразен животный и растительный мир этих мест. Здесь можно встретить пихту, берёзу, ольху, сосну, малину, рябину и много другой растительности. Живут здесь: лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, глухари, бурундуки, полёвки. - Какие экосистемы преобладают? - Дубравы, ельник, сосновый бор, луг. - Как будет называться эта зона? - Лесная. - Действительно, в Центральной России преобладают лесные экосистемы. Такую природную зону называют лесной. - Каким цветом на карте обозначена лесная зона? - Зелёным. - Найдите и покажите её на карте. (Один ребёнок у доски) - Сколько оттенков зелёного цвета вы увидели? Почему? - Три разных леса. - Правильно. Выясним, на какие три части делится зона лесов? (На доске схема.Тайга, смешанный лес и широколиственный.) - С этими лесами мы познакомимся позже. - А сейчас мы поработаем в группах. - Наши герои Лена и Миша на каникулах тоже отправились в путешествие. Лена на юг, а Миша на север. Картины природы, увиденные ими из поезда, помогут каждой группе составить рассказ о природной зоне. Первая группа работает со страницами 10 – 11, вторая со страницами 12 – 13.Также у каждой группы будет текст о природной зоне. Рассказывать вы будете по плану. (Раздаю план каждой команде) План рассказа: 1.Климат. 2.Весна 3.Лето 4.Наличие деревьев 6.Экосистема 7. Природная зона. По площади это небольшая зона. Все растения травянистые, растут на плодородной почве и приспосабливаются к жизни там по – разному. В этой зоне живёт множество насекомых, много разных птиц, которые устраивают гнёзда прямо на земле. Животные не крупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. Эта территория расположена на краю материка. Много снега. Здесь нет лесов, зато много болот. Все растения низкорослые из-за сильных ветров. Лето очень короткое, но за это время успевают созреть различные ягоды. Здесь много птиц. Руки у груди поставим. Три рывка назад локтями. Руки в замочек за спинкой сожми, Вверх поднимай, сильно спинку прогни. И головою теперь покрути – Лень и усталость скорей прогони - Прошу представителей команд выйти к доске и рассказать о своей природной зоне. (Представители двух команд рассказывают о своих наблюдениях) - Вопросы для первой группы: - Как называется ваша зона? - Степная. - Каким цветом на карте обозначена зона степей? - Жёлтым. - Найдите и покажите её на карте. - Вопросы для второй группы: - Как называется ваша зона? - Тундровая зона. - Каким цветом обозначена зона Тундр? - Голубым. -Найдите и покажите её на карте. - К каким выводам вы пришли? - Мы выяснили, что севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов. Это уже другие природные зоны. - Откройте страницу 13 и прочитайте тексты «Природные зоны» и «Закон природной зональности». -Что же такое природная зона? - По какому закону размещаются экосистемы по поверхности Земли? - Как сменяют друг друга природные зоны? - А теперь откройте рабочие тетради, выполним задания №1. - Проверим. - Выполним задание 2, по группам, первая группа работает с первой картинкой, вторая группа работает со второй картинкой. - Проверим. - В задании 3 первая группа отвечает на первый вопрос, вторая на второй. - Проверим. - Четвёртое задание выполнить всем. - С какой темой мы познакомились на уроке? - С какими природными зонами вы познакомились? - Может ли порядок расположения природных зон меняться на Земле? - Какую форму на карте, глобусе могут иметь природные зоны? - От чего это зависит? - С каким законом Земли вы сегодня познакомились? - Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты? - Всем.Стр.13 прочитать и запомнить. Индивидуально по желанию: - Подготовить сообщения об одном животном по выбору зоны Тундры и зоны Арктических пустынь. - Подготовить сообщение об одном растении по выбору зоны Тундры и зоны Арктических пустынь. - Рассмотреть карту природные зоны Земли. |