СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Трудности в преподавании предмета физики на русском языке для учащихся школы Дурахшандагон Республики Таджикистан"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлены приемы и методы подачи материала на уроках физики учащимся, для которых русский язык является иностранным.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Трудности в преподавании предмета физики на русском языке для учащихся школы Дурахшандагон Республики Таджикистан"»

Доклад на тему

«Трудности в преподавании предмета на русском языке для обучающихся Республики Таджикистан»

Учитель физики и математики

НОУ «Дурахшандагон»

Болотбаева Т.Р.

Физика, относится к категории самых сложных предметов. Перед педагогом ставиться основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

В качестве одного из ключевых направлений современных образовательных тенденций является реализация качественного школьного обучения. При этом имеет место следующая закономерность: чем дальше государство движется по пути реформ в экономической, социальной и политической сферах, тем выше становится зависимость успешной деятельности в перечисленных отраслях от образовательного и культурного уровня граждан.

Рассуждая о методике подачи материала сразу скажу, что мои учащиеся с трудом запоминают большой объем представляемых сведений, так как русский язык для них является иностранным. Школьникам проблематично вычленить суть из текста, а также самостоятельно изучать литературные источники на русском языке.

Именно поэтому я как учитель физики, обучая учеников на русском языке, регулярно совершенствую процесс передачи знаний, осуществляя поиск новых методов организации не только самого урока, но и самостоятельной работы, чтобы ими легче воспринимался тот материал который им даю на уроках.

Например, в ходе обучения школьников применяю игровые средства. Приведу некоторые примеры игр, которые легко и интересно проводятся на уроках физики, но, не смотря на свою игровую форму, имеют педагогические цели и результаты:

  1. «Что лишнее и почему» - игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее слово в группе слов и объяснять причины такого выделения. Пример: наблюдение, опыт, ампер, эксперимент

  2. «Найди физическую ошибку» - учитель составляет подборку физических объектов, где неправильно указывает их значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.

Пример: масса – метр; сила – ньютон, работа – джоуль, давление - паскаль.

  1. «Занимательная физика» - ребусы, кроссворды, филворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания. Примеры ребусов с физическим смыслом:






(вакуум)

(опыт)


Можно сказать, что «игровые технологии способствуют быстрому запоминанию определенного объема тематических слов» .

Физические символы знаки или иные обозначения являются классическими для большинства иностранных языков. Ввиду этого формулы являются, в некоторой степени, доступными для школьников Таджикистана, которые обучаются на русском языке.

Учебное занятие начинается с чтения физического текста на русском языке и разбора новых или непонятных слов. Непонятными для некоторых учащихся являются не только физические термины. Учащимися задаются и такие вопросы, к примеру в задаче дается условие связанное с движением плота по воде, в которой спрашивали , а что такое «плот»? Если речь идет о первых уроках по исследуемым предметам, то можно разработать таблицу, в которой будут изложены новые слова или словосочетания по теме занятия.

После изучения нескольких тем ученикам может быть предложена незаполненная таблица, в которую следует внести новые слова и осуществить их перевод. Подобный вид самостоятельной деятельности является показателем успехов школьников в освоении русского языка и предмета физики.

После этапа заполнения и работы с таблицей начинает свое действие деятельность по конспектированию физического текста. При этом достаточно важно, чтобы учитель на первых уроках продемонстрировал на собственном примере, каким образом следует кратко излагать информацию.

Как и в ситуации с таблицей, спустя несколько уроков необходимо предложить ребятам из учебника самостоятельно записать конспект по теме школьного занятия.

Рассуждая о правильном конспектировании стоит перечислить несколько важных замечаний, которые возможно выявить в ходе проверки подобных работ:

  1. записан полный текст, в нем отсутствует главная мысль;

  2. текст составлен довольно коротко, суть темы урока не ясна;

  3. отсутствуют примеры.

В соответствии с обозначенным необходимо указать, что для того, чтобы ученик смог верно законспектировать учебный материал, учителю нужно на начальном этапе процесса обучения осуществлять контроль над разработкой конспекта учениками. Обсуждение и анализ последнего следует производить во время урока либо индивидуально со школьником. При этом необходимо избегать критики, вести общение в доброжелательной форме.

Помочь ученику осуществить самостоятельный анализ текста по физике можно посредством наводящих вопросов. При этом один и тот же вопрос учитель задает в различных формах. Подобный подход помогает школьникам верно воспринимать русскую речь.

Одной из актуальных дидактических проблем является проверка знаний, умений и навыков обучаемых. Она предполагает определение уровня усвоения учебного и языкового материала всем учебным классом и каждым учащимся. Как показывает опыт нашей работы, тесты, будучи эффективной формой контроля, помогают также определить предметную и языковую ситуацию в классе.

На начальном этапе обучения учащиеся владеют ограниченным словарным запасом, поэтому предлагаемые им тестовые задания весьма лаконичны. Приведем примеры соответствующих тестов части А: 1. Тело, относительно которого определяется положение данного тела, – это … 1) тело отсчета; 2) система отсчета; 3) система координат; 4) материальная точка. 2. Линия, вдоль которой движется тело в данной системе отсчета, – это … 1) путь 2) траектория 3) перемещение 4) пройденное расстояние. В процессе работы с тестовыми заданиями продолжается формирование произносительных навыков, что также является важнейшей задачей обучения.

Чтение текстов на иностранном языке – это не только источник знаний о стране изучаемого языка, ее культуре и т. д., но и, в нашем случае, средство обучения подъязыку физики. Чтение присутствует уже на первых занятиях по математике и физике. На начальном этапе, как показывает опыт нашей работы, учащиеся стараются произнести слово с правильной постановкой ударения, фразу – с правильной интонацией, часто не понимая содержание прочитанного. Поэтому я нацеливаю внимание учащихся на смысл читаемого и стараюсь не исправлять ошибки во время чтения, чтобы не прерывать их мыслительную и речевую деятельность. При проверке знаний по предмету, а также проверке сформированности письменных навыков и умений я практикую проведение слуховых физических диктантов, например:

«Напишите формулу скорости равномерного прямолинейного движения», «Напишите единицу измерения ускорения в СИ» и т. д.

Большое значение в учебной деятельности иностранных учащихся имеет самостоятельная работа. Одним из наиболее распространенных ее видов остается работа учащихся с учебными текстами.

В процессе работы с учебной литературой учащиеся используют словари терминов и соответствующие справочники. Данный подход к обучению иностранных учащихся, на мой взгляд, ведет к формированию знаний, умений, навыков, а также к овладению речью и речевой деятельностью на русском языке, которые в дальнейшем им помогут при обучении в российских ВУЗах.

Таким образом, завершая свой доклад, хочу указать, что взаимодействие между учителем и учащимися ориентировано на умение последних выявить суть в предлагаемом тексте физического содержания, а также на развитие навыков конспектирования посредством символов или обозначений.

Весомую роль имеет дружественная атмосфера в процессе урока.

Наличествующие в настоящее время образовательные тенденции свидетельствуют о сближении между странами и росте уровня образования и культуры населения наших государств.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!