СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Управление процессом познания при проведении занятий по родному языку»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему «Управление процессом познания при проведении занятий по родному языку».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Управление процессом познания при проведении занятий по родному языку»»

Выступление на тему

«Управление процессом познания при проведении занятий по родному языку».


При проведении занятий по родному языку важно соблюдать этапы управления процессом познания.

Как известно, процесс овладения знаниями включает 6 этапов.

Первый этап — мотивационный. Цель управления на этом этапе — пробудить желание учиться, сформировать соответствующий мотив.

В качестве мотива обучения выступает познавательная потребность.

Создание мотивационного компонента на уроках по родному языку возможно через использование эмоциональных стимулов действенно-практического характера. На своих уроках применяю следующие приемы: создание комфортного психологического климата на уроке, соответствующего эмоционального настроя; оглашение личностной позиции преподавателя; актуализация собственного опыта студентов и имеющихся у них знаний; обозначение возможности и новизны проблемы урока. Можно заинтересовать обучаемых решением проблемы, организуя игру или создав соревновательную ситуацию.

Цитируя М. В. Ломоносова, можно сказать, что на этом этапе познания вступительная речь преподавателя должна представлять собой своеобразную «похвалу теме и тем, кто ею занимается». Это этап, на котором создается «интрига» урока, появляется интерес студентов к теме. Иными словами, по своим коммуникативным целям вступительное слово выполняет не только информативную, но и императивную функцию, побуждая студентов к продуктивной творческой работе.

Как и все монологические жанры педагогического общения, вступительное слово на этом этапе характеризуется полиадресностью, индивидуальностью, официальностью обстановки, в которой проходит общение. Является инициальным (начинающим общение) жанром, который обязательно предполагает дальнейшее общение на уроке преподавателя и студентов.

На учебных занятиях стараюсь уже во вступительном монологе «заразить» студентов своим интересом к изучаемой теме и языку как ценности, завоевать аудиторию. Привлечению внимания слушателей способствуют интригующее начало, цитирование, риторический вопрос, диалогизация речи и, конечно, дальнейшая четкая формулировка целей и задач урока. В структуру вступительной речи ввожу афоризмы, высказывания писателей, исторический материал, интересные языковые факты и т. д., на основе которых осуществляется процесс формирования у студентов ценностного отношения к языку. Вступительное слово можно использовать к курсу в целом, к разделу языкознания (к началу изучения фонетики, лексики, морфологии и т.д.), к отдельной теме. В любом случае в его структуре выделяются следующие компоненты:

- истолкование темы, тезис;

- основная логическая аргументация;

- заключение, вывод, совместная постановка целей урока.

Приведу пример текста вступительного слова для одной из тем по родному языку.

«Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык — это не просто средство передачи информации, бездушное оружие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении, и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, как и сам человек, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам. Еще античный поэт Гораций нашел для этого свойства языка простую и точную метафору:

Словно деревья меняют листву, обновляясь с годами,

Так и слова: что раньше взросло, то и раньше погибнет,

А молодые ростки расцветут и наполнятся силой.

Какие задачи стоят сегодня перед нами?

Давайте понаблюдаем над тем, какие изменения происходят на разных уровнях языка — фонетическом, лексическом ».

На втором этапе — этапе ознакомления студентов с деятельностью и входящими в нее знаниями - необходимо составить у студентов представления о знаниях и деятельности, которыми необходимо овладеть.

На этом этапе стараюсь определить, что входит в фундаментальные знания и должно быть прочно закреплено в памяти, а что можно не заучивать наизусть. С этой целью выделяю в запоминаемом материале основные единицы усвоения, отбираю сведения, которые вооружат студентов максимальным объемом информации в минимальное время.

Важнейшим условием приобретения знаний является отношение преподавателя к студентам, его подход к обучающимся.

Когда к студентам начинают относиться как к способным, одаренным, они именно такими и становятся, начинают лучше себя вести и учиться.

Но, как показывает практика, понять что-либо — не значит научиться это делать.

Одним из способов включения студентов в активную работу уже на этапе ввода новой темы может стать осмысление эпиграфов. Одновременно с темой на доске записываю несколько эпиграфов. Студентам предлагается выбрать один, наиболее полно, с их точки зрения, отражающий суть проблемы, а в конце урока вернуться к выбранному эпиграфу и оценить верность выбора уже с точки зрения нового знания.

На третьем этапе овладения знаниями предполагаются задания, которые требуют от обучаемых практических действий.

Практикуется составление схем, карт, опорных сигналов орфографических правил, поиск соответствующих примеров, аналогий, речевых ситуаций и т.д.

Такое практическое выполнение действий помогает усвоить понятия и необходимые правила без специального заучивания. Однако задерживать обучение на этом этапе не рекомендуется. Как только студенты начнут выполнять действия правильно, следует переходить к следующему этапу.

На четвертом этапе — этапе выполнения внешнеречевых действий — студенты рассказывают о том, что они делают, анализируют действия и их описания. Например, могут объяснить, почему нарисована схема (идет процесс поискового осмысления). На этом этапе стараюсь предлагать студентам задания не только с положительными и отрицательными, но и с неопределенными ответами.

Например: «Я подчеркнула буквы, написание которых нуждается в уточнении. Попробуем объяснить выбранный вами вариант написания». Подчеркиваются не только нарочно сделанные ошибки, но и случаи правильного написания. В процессе аргументации студент сам отыскивает ошибки и попутно припоминает условия написания подчеркнутых букв — не правило, а конкретные модели их применения.

На пятом этапе студентам предлагается рассуждать вслух, доказывать правильность своих действий. На этом этапе целесообразно организовать работу в парах или группах.

На последнем, шестом этапе, организуется индивидуальная работа без схем, без речевых действий. Здесь возможно применение ситуативно-творческих заданий, решение методических задач. За основу берутся определенные установки, устные зарисовки, иллюстративный материал или специально подобранный текст.

Например: представьте, что вы — корректор журнала. Вам нужно подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь.

Таким образом, последовательное овладение студентами знаниями по родному языку обеспечивает формирование прочных навыков использования их в жизненной практике.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!